Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Личности

Воспитание у человека всегда должно быть высшим…
Сегодня у нас в гостях - заведующая кафедрой социализации личности Республиканского института повышения кадров системы образования Любовь Анатольевна Дорожкина. Она долгое время работала заместителем директора института, курировала вопросы воспитательной работы, а перед этим прошла все «педагогические ступеньки» начиная от учителя русского языка и литературы сельской школы.
Словом, Любовь Анатольевна знает о системе воспитания в нашей республике все.


- Любовь Анатольевна, расскажите нам вкратце, как складывалась ваша биография.
 - Я окончила Бийский государственный педагогический институт и сразу после вуза  начала работать в сельской школе, в ауле Маканчи в Семипалатинской области. Начинала классным руководителем в 4-м классе. Я чувствовала, что вуз не достаточно подготовил меня к работе с детьми, были затруднения в области психологии, но у меня  было много желания, энтузиазма. Руководство это приметило, и уже в следующем году я работала организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Потом я работала в Учарале Талды-Курганской области в школе им. В.И. Ленина – туда перевели моего мужа-пограничника.
Вот там меня сразу назначили  заместителем директора по воспитательной работе. Хочу сказать, что многие  ребята-старшеклассники из этой школы потом  стали лидерами в стране. Сауат Мынбаев, например,  сейчас министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана…  
17 лет я проработала в Министерстве образования РК, а когда оно в 1999 году переехало в Астану,  пришла сюда, в РИПК СО…
-  Любовь Анатольевна! Раньше у нас воспитывали детей в духе коллективизма. На западе, говорили нам, человек человеку -  волк, а у нас - друг, товарищ и брат. Я, кстати, так и осталась коллективистским человеком, этот дух из меня уже не вышибить. Когда я что-то имею, хочется со всеми поделиться… А что сейчас? Коллективизм забыт? Да здравствует индивидуалист?! И вообще,  вероятно, с переходом к новым временам всю воспитательную работу, которая складывалась годами, пришлось перестраивать?
- Да все мы такие, наверное, люди нашего поколения… Но  коллективизм, я думаю, все  же не совсем забыт. Вспомните трудный  период  конца 80-х - начала 90-х годов.  Ученые спорят, выдвигают новые теории, а учителю в это время надо идти в класс – воспитывать и обучать учеников не смотря на «погоду на дворе».  Вот тогда учителя  и стали спрашивать нас: какое сейчас воспитание? Коммунистическое-то ушло! На ком, на чем воспитывать детей?
И тогда педагоги обратились к народным традициям. В  90-м году мы с Шамшой Коппаевной Беркимбаевой – она тогда была заместителем министра и курировала воспитательную работу – подготовили на коллегию Министерства образования  тему: «Использование народных традиций в учебно-воспитательном процессе».  Важно было то, что эту работу начали сами учителя, снизу, что на тот период оказалось для нас «палочкой-выручалочкой». Потом обратились к этно-педагогике.
Но вопрос оставался:  какое у нас должно быть  воспитание?
Помню,  взяла тогда наш единственный достоверный источник – Большую Советскую Энциклопедию и  внимательно прочитала теорию коммунистического воспитания.  И поняла – это воспитание на общечеловеческих ценностях. Наша цель - идущий из глубины веков идеал духовно, нравственно, умственно и физически совершенной личности. «Так и сейчас  то же самое», -  подумала я. Вот тогда и была разработана первая концепция воспитания детей дошкольного и школьного возраста независимого Казахстана. Мы ее долго обсуждали, и в 1995 году утвердили.
Главное - видеть в ребенке личность, говорить с ним на равных.
 Думаю, что сейчас 60 процентов педагогов республики уверены, что ребенок – это личность, а  не сосуд, который надо наполнить, не чистый лист, на котором надо что-то написать.
- Коллективизм забыт?
 - Считаю,  если мы говорим об общечеловеческих ценностях, коллективизм никуда не должен уйти. Я на лекциях говорю педагогам: возьмите Коран, Библию, Моральный кодекс строителя коммунизма. Какие там ценности провозглашаются? Человек, семья, труд, Родина. Другое дело, что есть общество, которое дает нам заказ: кого мы должны воспитать? Если раньше мы воспитывали строителя коммунизма, то сегодня  мы воспитываем гражданина – патриота независимой Республики Казахстан, которая должна войти в 50 конкурентно-способных стран мира.
То есть мы  воспитываем человека  на общечеловеческих ценностях.
- А что это такое – воспитывать на общечеловеческих ценностях?
- А эти ценности складываются из общенационального.   У нас в Казахстане живет много людей разных национальностей. У каждого народа своя история, язык и культура. Каким каждый народ видит подрастающее поколение, несмотря на различия в культуре, языке? А видит он его физически развитым, умным, сильным,  любящим Родину, способным ее защитить, уважающим старших, защищающим слабых, достойно относящимся к людям противоположного пола, берегущим родную природу, обладающим ремеслом, творческими способностями. Получается язык, культура, история разные, а идеал-то один!
Кроме того, сегодня обращается большое внимание на выполнение каждым человеком его социальной роли. Кто он? У человека много ролей.  Кто я, например? Дочь, сестра, мать, бабушка, учитель, гражданин, покупатель, пациент и так далее…
-  А что – детские массовые организации полностью ушли в лету? Вы по ним не горюете?
- Думаю, людей старшего поколения не надо убеждать, как велика была роль общественных организаций, детских и молодежных, в формировании личности.  И сегодня нам поступают предложения: надо их создать, сверху спустить, разработать…
- А почему бы не разработать?
- Наверное, теперь так не получится. Что-то интересное, действенное должно зародиться снизу. У  нас формально существует Союз детских организаций, в который входят все детские  организации. На сегодняшний день МинЮстом зарегистрировано  более 200 детских и молодежных общественных организаций, но они все рассыпаны, затерялись.  Есть «Жулдыз» в Акмолинской области, в Алматинской области была «Мынбала», она была полностью разработана, на мой взгляд, на основе положения о пионерской организации. Сейчас все это затихло, хотя некоторые из организаций в своих регионах работают неплохо.  
Брали импортные варианты. В Павлодарской области не один десяток лет существуют скауты. Но они каждый год пишут отчеты, и их все время 500 человек. Там замечательная организация, хороший руководитель, их поддерживали за границей.  Работа в организации направлена на формирование личности гражданина, патриота. Хотя я лично  все же считаю,  что эта организация  буржуазного плана с религиозным оттенком.  Это чуждо нашей природе. Взяли чей-то опыт и искусственно пересадили из одной бочки  в другую, из одного климата в другой.
В Южном Казахстане еще не оставили попытки  внедрить в жизнь американскую систему воспитания девочек - «Гайдинг». (Га́йдовское движе́ние (англ. Guiding) — открытое, добровольное, прогрессивное независимое, неполитическое и нерелигиозное движение, объединяющее девочек, девушек и женщин более чем в 145 странах мира.- Л.М.) Но в Южном Казахстане очень сильны национальные традиции, зачем им «Гайдинг»? Я понимаю педагогов. Им было интересно. Они съездили в США, изучили опыт…  Но еще Константин Дмитриевич Ушинский написал, что каждый народ должен создавать свою воспитательную систему.  Нельзя жить по системе другого народа и тем более воспитывать по ней детей.
Мы сейчас работаем над моделью воспитания гражданина Республики Казахстан. И все время говорим  о роли общественной организации, только пока теоретически. Это очень  серьезная работа, здесь нужны очень хорошие специалисты – социологи, психологи, педагоги. Были и здесь попытки, но не слишком удачные. Мухамед-Рахим Курсабаев, например,  пробовал создать «Атамекен» на базе народных традиций, но  уже в сегодняшних условиях. 100 направлений было, но что-то не получилось…  
- А может,  общую организацию и не надо? Пусть будет много разных?
- Вот думаем.
- Мы говорим о детских организациях, но ведь у нас был и комсомол. Я в свое время 11 лет вела в газете «Ленинская смена» рубрику «Школьный комсомол», и мне было всегда, о чем интересном рассказать.
Обидно читать сегодня только негативные высказывания о комсомоле, что это была лишь ступенька в карьерной лестнице и так далее…  Люди разные работали в комсомоле, как и везде, и были замечательные.
-  Согласна с вами. Я была и пионеркой, и комсомолкой, и членом КПСС, и всегда все делала искренне, от души, было много хороших людей вокруг меня, хотя, конечно, в семье не без урода.
Но если говорить о нынешнем дне, то школу деполитизировали. В школе сегодня не может быть такой политической организации как комсомол. Может, это и правильно. Это в старое время комсомол был помощником  партии и был раздел идейно-политического воспитания.  Воспитание школьников в советское время мы планировали по разделам: идейно-политическое, нравственное, атеистическое, экологическое, на примере жизни Ленина, физическое… В первый год работы в школе я план воспитательной работы составляла по 17 направлениям.  Сейчас же  у нас комплексный подход. Мы формируем мировоззренческую культуру, все ее компоненты.
- Например, приближается «Наурыз»…
- Вся школа готовится. Это коллективное творческое дело. Там задействованы учащиеся, педагоги, родители, они сотрудничают с какими-то организациями. Какое это воспитание? Политическое, нравственное, трудовое? Да всё вместе. Столько компонентов мировоззренческой культуры здесь формируется!  И физическая культура, духовность, нравственность, да все, что хотите!
- Меня еще вот что волнует. Что мы будем делать с героями-комсомольцами, пионерами-героями, на которых воспитывалось наше поколение? Боюсь, что сегодняшняя молодежь не знает ни одного из них. Они ушли в прошлое? Забыты?
-  Я считаю, воспитание на персоналиях должно быть обязательно. Другой вопрос – о героях прошлых дней. Здесь свою негативную  лепту внесли и журналисты. Помните, сколько «открытий» в погоне за сенсациями публиковалось  об Александре Матросове, Зое Космодемьянской, я не говорю о Павлике Морозове… И сейчас очень трудно проверить, какие факты достоверны, а какие нет… Но я сегодня говорила бы не о Зое Космодемьянской. Я бы сказала о том, что свою историю не надо забывать.
Не надо забывать великих героев, которые внесли своим трудом вклад в развитие страны, всего человечества. У нас в республике такие примеры есть. В ноябре я ездила на республиканскую конференцию в Мангистаускую область, они там как раз воспитывают детей на персоналиях, прививают им любовь к родной земле, к истории. Сейчас во многих областях такая работа ведется. Народные герои, батыры…  Даже если это мифический образ, он все равно играет свою роль.
- Поговорим о патриотизме, Любовь Анатольевна.  У моей мамы, ветерана  Великой Отечественной, уроженки Семипалатинска,  до последних дней любимой песней было «Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна». Мне кажется, сейчас такого понятия для молодежи не существует. Дети многих моих друзей уехали в дальнее и ближнее Зарубежье и возвращаться оттуда не собираются. Даже  «болашаковцы» стремятся там остаться…
- Я бы не сказала, что это полностью негативный процесс. Ведь у нас вообще изменилась жизнь. Раньше страна была закрытой. Помню, читала «Сагу о Форсайтах» и дедушке говорила: «Мне никогда не побывать в Англии». И когда я приехала в 1996 году в Лондон, вспомнила эти слова. Для нас открылось «окно в Европу». И это естественно, что народ туда хлынул. Другой вопрос, что не каждому оказались привиты эти ценности воспитания: семья, Родина, родной дом. То, что едут учиться, это хорошо, а то, что там остаются при поддержке родителей и родственников, это плохо.  Несколько лет назад Казахская (сейчас Национальная) академия образования проводила опрос:  «Хотели бы вы жить за границей?», и большинство школьников ответили «да». Была тогда такая волна, всем хотелось лучше жить. Сейчас я все чаще слышу и от тех, кто там живет, и от тех, кто вернулся: «А в общем-то,  ничего там особенного нет!»
У нас  ведь жизнь тоже изменилась. Кто-то возвращается, кто-то уехал, но считает, что вернется, «да еще такое для своей страны сделает!..»  Что касается патриотизма, то мы еще здесь не достаточно владеем ситуацией. У нас нет критериев: а что же такое патриотизм? Можно ли жить в другой стране, но быть патриотом своей Родины? У нас представления эти размыты. А если человек – резидент нашей разведки?
- Тогда он однозначно патриот.
- А кто знает, резидент он или не резидент? Это наивный, утрированный пример, но как раз социализация личности, уровень воспитанности человека должен определять его отношение к этим вопросам.  
Кто-то сказал: национальный вопрос – это вопрос нищих, причем не только в финансовом плане, но и нищих духом.  А если люди живут в достатке, они говорят об общечеловеческом.
- Выпускники педвузов идут куда-то угодно, только не в школу… Эксперимент на выживание. Залезла в интернет. Игра «Убить учительницу», компьютерная игра. Главный герой – директор школы – маньяк… Статус учителя, кажется, уже ниже плинтуса…
-  Думаю, такое можно увидеть,  говоря и о других профессиях, но поскольку нас школа интересует, нам кажется, что все это только про школу.
Статус учителя складывается из нескольких компонентов. Забота государства, социальная защита, достойная оплата труда… Основная составляющая статуса учителя -  это все же его профессионализм. А профессионализм,  конечно,  должен быть оплачиваемым. Какие-то подвижки,  думаю, на сегодня есть. У нас, например,  был занижен порог баллов при поступлении в педвуз. Если абитуриент  не попадал в «приличный» вуз, то на педвуз ему  баллов хватало. Сейчас баллы выравнены.  И в КазНУ, и в АГПУ абитуриент сможет попасть, набрав, к примеру, 95 баллов.  Поэтому, надеемся,  в педагогические вузы пойдут  сильные абитуриенты, пойдут  осознанно. Причем в педагогических вузах будет собеседование:  действительно человек собирается в педагоги по призванию? Есть ли у него большое желание, склонности, нет ли дефектов, которые помешают ему быть хорошим учителем?
- Но зарплата…
 - И здесь могу порадовать. Сейчас у нас полностью реорганизуется система повышения квалификации. Теперь, если  учителя пройдут  трехмесячные курсы повышения квалификации на областном уровне – у них будет надбавка в зарплате 30 процентов, на республиканском уровне – 50 процентов, на уровне «Назарбаев-университет» – 100-процентов. То есть сделана реальная попытка обеспечить адекватность оплаты труда уровню профессионализма.
- И снова найдутся «блатные», которые мигом получат  100-процентную надбавку.
- Наверное, везде лазейки будут, у нас народ изобретательный, но я думаю, в какой-то степени  свое предназначение новая система выполнит.
- А когда она начинает работать?
- Уже в апреле у нас начинаются трех месячные курсы.
- А кто на них может попасть?
- На местах будет составляться график повышения квалификации. Каждый педагог имеет право повышать квалификацию раз в пять лет.
- Будет большая очередь?
- Конечно, уже сейчас все желают. Кстати, в настоящее время  работники  нашего института проходят курсы в Астане, которые читает  преподаватель Кембриджского университета. Я была членом комиссии по отбору на эти курсы. Думаю,  курсы интересные.  Там педагогов учат критическому мышлению, дистанционному обучению, современным интерактивным методам, словом, все современное выстроено в комплексе.
- У нас в последнее время появилось много неправительственных организаций, который занимаются воспитание, образованием… Как вы к ним относитесь?
- Есть НПО, которые замечательно работают. С  Юнисеф мы, например, разработали интересные пособия для детей по снижению риска стихийных бедствий, по профилактике ВИЧ. У нас есть «Лига деловых женщин», «Равный равному», «Экологический фонд» Людмилы Рязановой – мы с ней хорошую конференцию по патриотическому воспитанию провели, выпустили интересную  книжку. Но не все НПО и международные организации работают  серьезно и целенаправленно.  Есть, к сожалению, и  те, что преследуют свои цели – это их кормушка, они таким образом зарабатывают деньги.
- Вы нашли себя в жизни, Любовь Анатольевна?
- Думаю, да. Все, что я в своей жизни делала и делаю,  мне интересно, я делаю это  с душой. Недавно я, например, читала  лекцию  математикам. Думаю – интересно ли  им? А они мне говорят: мы после вашей лекции по другому взглянули на воспитание.
А как-то ко мне пришли директора  колледжей. Один из них, такой весь остепененный, говорит: «Вы нам общие положения не читайте. Мы и без вас  все знаем. Лучше расскажите, как вести себя в конкретных обстоятельствах с конкретными учениками». Я отвечаю. Вам конкретный ответ на все вопросы никто не даст. Вы должны знать теорию, педагогику, психологию, владеть методикой изучения личности, чтобы принять какое-то решение. Вы не одну ночь не будете спать, а приняв решение, снова не будете спать: будете думать, правильно ли вы поступили.  Вот это истинно педагогический подход к воспитанию.  В  конце курсов подходит ко мне этот дяденька и говорит: «Вы меня переубедили».
Мне нравится работать и с детьми, и со взрослыми, и когда ты чувствуешь, что меняется отношение людей к проблеме, хоть немножко, то приятно.   Я не обижаюсь, что зарплаты у нас маленькие – каждый ведь  свой путь выбирает. Меня много раз приглашали уйти в частный сектор, и я подумывала, сомневалась, но, в конце концов, оставалась.
- Ваша любимая цитата…  
- Кто-то сказал: образование может быть и не высшим, хотя желательно, а вот воспитание у человека всегда должно быть высшим.

С гостьей беседовала Людмила Мананникова.
 
Категория: Личности | Добавил: collegy (2012-03-29)
Просмотров: 1530 | Теги: Дорожкина Любовь Анатольевна | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 2:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru