Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Методические основы организации внеурочной работы в форме недели технологии
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды. Известный практик и ученый, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков говорил следующее: «Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый». Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность. Одной из форм развития познавательной активности учащихся является проведение предметных недель. И как раз через эти предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей. Создать условия, при которых вся школа от мала до велика будет в течение определенного срока буквально погружаться в предложенную образовательную область. Объединяя в едином порыве всех: педагогов, учащихся и родителей. Участие в предметной неделе даёт возможность школьнику проявить свои интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов. Неделя показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма. Очень важно, чтобы неделя для педагогов стала возможностью апробации новых технологий. Она позволяет в полной мере раскрыть потенциалы учителя, способствует развитию его профессиональной культуры, профессиональному становлению.
КАК СПЛАНИРОВАТЬ И ПРОВЕСТИ ПРЕДМЕТНУЮ НЕДЕЛЮ
Традиция проведения предметных, недель у нас в школе существует давно. Так давно, что, наверное, некоторые элементы её проведения мы или забыли, или не придаём им значения. К тому же возросли требования к уровню образования, а наши подходы к проведению предметных недель не изменились. Что такое предметная неделя?
Предметная неделя – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе. Так как представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, кругозора и творческих способностей учащихся. Нужны ли Предметные недели?» Ответ на него у нас однозначен (на сегодняшний день), тем не менее, у этой формы организации деятельности есть свои плюсы и минусы. Необходимость проведения предметных недель обусловлена тем, что они позволяют рассматривать с разных сторон одну проблему – проблему обучения и развития школьников, с широким использованием внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности. Сущностью любой предметной недели является создание эффективной системы взаимодействия учащихся и учителей, направленного на развитие познавательных и творческих способностей школьников и пропаганду престижа знаний. Предметная неделя - это не только традиционное вне учебное мероприятие. Это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненной решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, тематических клубов и т.п. Для такого масштабного мероприятия, как предметная неделя, обязательно должно быть разработано положение, регулирующее все тонкости проведения и оценивания мероприятий.

I. Положение о проведении предметной недели.
1.1. Школьные предметные недели проводятся ежегодно предметными объединениями и творческими группами с целью повышения профессиональной компетентности учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
1.2. Задачи предметной недели:
• совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
• вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
• выявление детей, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;
• развитие коммуникативных компетенций.
1.3. Статус предметной недели:
Предметная неделя – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, так как представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, кругозора и творческих способностей учащихся.

II. Организация и порядок проведения предметной недели
2.1. Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.
2.2. План подготовки и проведения предметной недели утверждается методическим советом школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.
2.3. Организатором предметной недели является творческая группа, в состав которой могут входить представители школьного органа ученического самоуправления.
2.4. Участниками предметной недели являются:
• все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которым проводится предметная неделя;
• классные руководители;
• ученики школы, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.
2.5. В рамках предметной недели могут проводиться:
• предметные олимпиады;
• нетрадиционные уроки по предмету;
• внеклассные мероприятия ;
• общешкольные мероприятия.
• 2.6. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией.
• 2.7. По итогам предметной недели наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) награждаются памятными призами или грамотами.
2.8. По окончании предметной недели на заседании методического совета проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
2.9. По итогам предметной недели заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который курирует ее проведение, сдаются следующие документы:
• план предметной недели;
• тексты заданий для проведения предметных олимпиад и протоколы с их результатами;
• планы или сценарии одного открытого мероприятия;
• анализ итогов предметной недели.


Каковы цели предметных недель
Развитие познавательного интереса. Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т. п. Самая главная – это формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу. Переориентация восприятия учебных дисциплин. Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами стоит не из легких - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся
Одной из причин "прохладного" отношения школьников к учебе является то, что те знания, которые они получают, будут не востребованы в реальной жизни. Нужно дать ребятам возможность во вне учебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки. И, возможно, это послужит толчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его.
Расширение кругозора. Чаще всего учащиеся проявляют интерес к какой-либо одной группе предметов, с одной стороны, это совершенно оправданно необходимостью более глубокого погружения учащимися в учебные дисциплины в соответствии с их интересами, а также необходимостью получить качественную стартовую площадку в виде основательных знаний для успешного прохождения вступительных экзаменов в вуз. С другой - не обходится без жертв, что напрямую связано с проблемой недооформленное собственной внутренней культуры. Предметная неделя помогает качественно решать задачу
Формирования гармоничного мировоззрения учащихся. Неформальное общение преподавателей и учащихся. В традиционной учебной практике, хотят этого преподаватели или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Учителя и те, кого они учат, разведены по разные стороны педагогического "барьера". Как и всякая жестко закрепленная, не имеющая движения структура, эта также бездушна. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия преподавателей и учеников. Видеть не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых людей, влюбленных в свою профессию, - это ли не самый эффективный воспитательный опыт?

Основные этапы подготовки и проведения предметной недели:
1. Методико-мотивационный
2. Подготовительный
3. Организационный
4. Реализационный
5. Рефлексивный
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

Название этапа Задачи этапа Участники этапа
Методико-мотивационный Изучение опыта работы учителей школы и других ОУ, методической литературы по проведению предметных недель.
Формулировка основных целей и задач ПН
Определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников.
Мотивация и привлечение активных ребят, родителей и учителей других предметов к проведению ПН.
Создание оргкомитета ПН. Учителя – предметники МО
Подготовительный Утверждение плана ПН.
Утверждение положений, председателей и состава жюри конкурсов.
Распределение обязанностей между учителями МО, членами оргкомитета по проведению ПН.
Выпуск расширенного объявления по проведению ПН.
Определение творческих групп школьников, учителей, родителей для проведения ПН(распределение ролей, подготовка костюмов, оформления, первые репетиции). Формирование актива ПН


Организационный комитет ПН ( учителя предметники МО)
Актив ПН ( учащиеся, учителя, родители)
Организационный Организация методической выставки и достижений учащихся.
Самоопределение ребят для участия в конкурсах.
Создание творческих групп учащихся для итоговых мероприятий ПН.
Работа творческих групп Актив ПН(учащиеся, учителя, родители
Реализационный Работа по утвержденному плану недели ПН Учащиеся школы, учителя
Рефлексивный Подведение итогов ПН, награждение победителей и активных участников.
Анализ проведенной работы.
Выработка рекомендаций по проведению ПН
Учителя-предметники, администрация школы, методический совет

ПН – Предметная неделя
- Какие формы мероприятий можно предложить в рамках предметной недели?
Виды мероприятий

• нетрадиционные уроки по предмету;
• внеклассные мероприятия ;
• общешкольные мероприятия.
Формы мероприятий
• Учебные мероприятия:
• олимпиады;
• стендовые предметные задания;
• занимательные уроки.
Учебно-развлекательные мероприятия:
• турнир "Умники и умницы";
• интеллектуал-турнир.
Развлекательно-учебные мероприятия
• интеллектуальное казино;
• аукцион;
• дискотека
Основные задачи предметной недели:

- формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса;

- создание условий для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика;

- организовать плодотворное сотрудничество, взаимное уважение друг к другу участников совместной деятельности;

- сформировать активную заинтересованность в овладении новыми, более глубокими знаниями по технологии;

- неформальное общение преподавателей и учащихся
Цель и содержание предметной недели должны органически включатся в учебно - воспитательный процесс, продолжить начатую педагогами работу на уроках.
проводит не менее одного мероприятия.
Требования к мероприятиям предметной недели:
- должны носить актуальный характер, то есть быть направленными на решение задач, поставленных перед участниками недели (педагогами и учащимися);
- содержать информацию и эмоциональные переживания, обеспечивающие активное восприятие происходящего;

- учитывать возраст, интересы, потребности учащихся; обеспечивать дальнейшее положительное общение в школьном коллективе.

- содержание мероприятий должно соответствовать формам их проведения.

Результаты проведения недели технологии

- приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможности;
- развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости;
- передовой опыт педагога;
- проявление творчества, поддержание интереса;
- повышение мотивации к учебе, предмету, стремление к познанию нового;
- обмен профессиональным опытом;
- повышение статуса самого предмета, интерес детей к предмету и расширение их кругозора, пополнение творческой лаборатории учителя;
- повышение качества обучения.

При составлении плана проведения предметной недели должны учитыватся:
- занятость всех учителей метод объединения;
- разнообразные формы проведения мероприятий;
- оформление стендов и кабинетов (эстетика оформления стендовых материалов, соответствие тематике;
-охват участников;
-четкое расписание мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за проведение.
- каждый учитель в рамках предметных дней проводит не менее одного мероприятия.
Основным принципом проведения предметной недели должен стать принцип активного участия каждым ребенком во всех событиях Недели. Каждый учащийся должен попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности: мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, участвовать в театральных постановках, загадывать и отгадывать задачи и загадки, готовить доклады и выступать с ними на днях предметной неделя. Проблема интересной Недели, как и хорошего урока – это проблема такого сочетания различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя.
Проведение предметной недели – это не только и не столько развлечение для учащихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.
В период подготовки изучаются темы предметной недели, готовится наглядно – информационный материал, проводятся репетиции, изучается дополнительная литература, подбираются команды участников, разрабатываются системы оценивания конкурсов и формы поощрений и награждений. Учащиеся должны испытывать удовлетворенность проведенными мероприятиями. Должна четко просматриваться культура проведения каждого мероприятия: последовательность, этапы проведения, свобода проявления чувств, переживаний, культура поведения учащихся, их самостоятельность и инициатива .При проведении предметной недели может использоваться метод проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, реализовывать принцип связи обучения с жизнью. Важная роль должна отводиться и дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.

ПЛАН НЕДЕЛИ ТЕХНОЛОГИИ

1 день: "Знания и труд все перетрут»

1. Разгадывание кроссвордов, чайнвордов, загадок.
2. Игра "Эрудит".
3. Игра "Весёлые покупки".
4. Работа творческой мастерской.

2 день: "День пословиц и поговорок о труде"

1. Выставка рисунков с пословицами и поговорками о труде
2. Игра "Доскажи словечко".
3. Работа творческой мастерской.
4. Конкурс «Детский Дом моделей»

3 день: "Кулинарные фантазии"
1. Выставка кулинарных газет и литературы по кулинарии.
2. Кулинарный дебют. Распродажа кулинарных изделий.
3. Внеклассное мероприятие «Хлеб всему голова»
4. Работа творческой мастерской

4 день: Праздник «Здравствуй милая картошка»

1.Конкурс газет «Здравствуй милая картошка»
2. Викторина « Смак»
3. Работа творческой мастерской
4. Праздник «Картофельный банкет»

5 день: "Выставка декоративно-прикладного искусства"

1. Выставка работ учащихся.
2. Выставка творческих работ.
3. Выставка литературы по рукоделию.
4. Защита творческих проектов.

6 день: « Наши руки не для скуки»

1.Конкурсная программа КВМ (клуб веселых мастеров)
2. Подведение итогов всех конкурсов
3. Подготовка грамот, дипломов ( награждение на общешкольной линейке)


Список использованной литературы
1. Внеклассная работа по труду Москва. «Просвещение» 2002г

Интернет- ресурсы
1. Формы внеклассной работы ohansk-mmcit.narod.ru/4/..
2. Внеклассная работа по технологии twirpx.com/file/178251
Категория: Технология | Добавил: totckaya60 (2015-01-28) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 795 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 5:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru