Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Методы поиска решений творческих задач.
Методы поиска решений творческих задач.

Повышение творческой активности молодёжи во многом зависит от их подготовки к изобретательской и рационализаторской деятельности. Новаторам производства нужны не только глубокие знания научно -технических и экономических основ производства, но специальные знания и умения по рационализации и изобретательству. Основы их должны быть заложены ещё в школе.<br>
Развитие навыков мыслить неординарно как необходимая ступень к самостоятельности в познании вещей, процессов и самообразований отмечал Д.И. Писарев (1840-1868 гг). Ни талант учителей, ни их усердие, ни их умение сближаться с учениками, ничто не сможет возбудить в молодом человеке ту энергию и самостоятельность, которую возбуждает и поддерживает в нём чувство собственной самостоятельности.<br>
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.<br>
Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методов проекта аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путём делания.<br>
Научить создавать новые иные решения нельзя, так же как, и научить генерировать новые идеи. Этому необходимо учиться и желать учиться. Здесь необходимо согласиться с В.Далем, что « Ни школа учит. Учит охота».<br>
Таким образом, необходимо:<br>
1. тренировка восприимчивости путём наблюдения за окружающим миром, анализа, сопоставления, комбинирования и прогнозирования, используя начальные знания и объект.<br>
2. планирование времени и условий работы для успешного протекания процесса творчества.<br>
Для успешной работы в творческих группах можно использовать метод эмпатий, где происходит взаимодействие неуверенных, застенчивых учащихся и более уверенных и одарённых.<br>
Эмпатия – (вживание в образ совершенствуемого объекта и попытка выяснить возникающие при этом чувства и ощущения) отождествление личности одного человека с личностью другого с целью проникновения в его чувства, состояние, положение.<br>
Так же широко использую метод гирлянд, ассоциаций и метафор, разработанный советским исследователем Т.Я. Бушем. Решение проблемы с получением оригинальных и эффективных результатов обычно связано с переносом знаний в другую область, интерпретацию новых идей. Это происходит через использование необходимых слов и метафорических выражений. Поэтому случайные ассоциации и метафоры выступают как источник подсказки для новых людей. Главная цель – получить как можно больше целей. Основными этапами метода при совершенствовании данного объекта является следующее:<br>
1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды – гирлянды синонимов.<br>
2. Произвольный выбор случайных объектов. Произвольно выбирают несколько имён существительных, которые не обязательно должны обозначать технические объекты. Образуют следующую гирлянду - гирлянда случайных объектов.<br>
3. Составление комбинаций. Составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.<br>
4. Составления перечня признаков случайного объекта, в течении 2 – 3 минут.<br>
5. Генерирование идей. Присоединение к объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.<br>
6. Генерирование гирлянд ассоциацией. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвёртом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций.<br>
7. Генерирование новых идей. На этом этапе гирлянды синонимов поочерёдно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциации. Здесь решается вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей.<br>
8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Сначала вычёркивают явно не рациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью.<br>
Интересные решения среди всех вариантов составляют от 2-50%. Отмечу некоторую закономерность: количество рациональных вариантов обратно пропорционально их оригинальности. Это свидетельствует о том, что высокий процент рациональных решений нельзя считать положительным явлением. Наилучшие результаты достигались при 10-15% интересных идей.<br>

Источник: http://Методология творчества. Абраменков Д.Э., Грузин В.В.;Техническое творчество учащихся. Учебное пособие. Материалы сайта.
Категория: Технология | Добавил: Marina_Goloborodova (2015-02-03) | Автор: Голобородова Марина Валентиновна E
Просмотров: 603 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 8:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru