Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология |
Методы поиска решений творческих задач. Повышение творческой активности молодёжи во многом зависит от их подготовки к изобретательской и рационализаторской деятельности. Новаторам производства нужны не только глубокие знания научно -технических и экономических основ производства, но специальные знания и умения по рационализации и изобретательству. Основы их должны быть заложены ещё в школе.<br> Развитие навыков мыслить неординарно как необходимая ступень к самостоятельности в познании вещей, процессов и самообразований отмечал Д.И. Писарев (1840-1868 гг). Ни талант учителей, ни их усердие, ни их умение сближаться с учениками, ничто не сможет возбудить в молодом человеке ту энергию и самостоятельность, которую возбуждает и поддерживает в нём чувство собственной самостоятельности.<br> В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.<br> Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методов проекта аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путём делания.<br> Научить создавать новые иные решения нельзя, так же как, и научить генерировать новые идеи. Этому необходимо учиться и желать учиться. Здесь необходимо согласиться с В.Далем, что « Ни школа учит. Учит охота».<br> Таким образом, необходимо:<br> 1. тренировка восприимчивости путём наблюдения за окружающим миром, анализа, сопоставления, комбинирования и прогнозирования, используя начальные знания и объект.<br> 2. планирование времени и условий работы для успешного протекания процесса творчества.<br> Для успешной работы в творческих группах можно использовать метод эмпатий, где происходит взаимодействие неуверенных, застенчивых учащихся и более уверенных и одарённых.<br> Эмпатия – (вживание в образ совершенствуемого объекта и попытка выяснить возникающие при этом чувства и ощущения) отождествление личности одного человека с личностью другого с целью проникновения в его чувства, состояние, положение.<br> Так же широко использую метод гирлянд, ассоциаций и метафор, разработанный советским исследователем Т.Я. Бушем. Решение проблемы с получением оригинальных и эффективных результатов обычно связано с переносом знаний в другую область, интерпретацию новых идей. Это происходит через использование необходимых слов и метафорических выражений. Поэтому случайные ассоциации и метафоры выступают как источник подсказки для новых людей. Главная цель – получить как можно больше целей. Основными этапами метода при совершенствовании данного объекта является следующее:<br> 1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды – гирлянды синонимов.<br> 2. Произвольный выбор случайных объектов. Произвольно выбирают несколько имён существительных, которые не обязательно должны обозначать технические объекты. Образуют следующую гирлянду - гирлянда случайных объектов.<br> 3. Составление комбинаций. Составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.<br> 4. Составления перечня признаков случайного объекта, в течении 2 – 3 минут.<br> 5. Генерирование идей. Присоединение к объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.<br> 6. Генерирование гирлянд ассоциацией. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвёртом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций.<br> 7. Генерирование новых идей. На этом этапе гирлянды синонимов поочерёдно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциации. Здесь решается вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей.<br> 8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Сначала вычёркивают явно не рациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью.<br> Интересные решения среди всех вариантов составляют от 2-50%. Отмечу некоторую закономерность: количество рациональных вариантов обратно пропорционально их оригинальности. Это свидетельствует о том, что высокий процент рациональных решений нельзя считать положительным явлением. Наилучшие результаты достигались при 10-15% интересных идей.<br> Источник: http://Методология творчества. Абраменков Д.Э., Грузин В.В.;Техническое творчество учащихся. Учебное пособие. Материалы сайта. | |
Просмотров: 603 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|