Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Методы поиска решений творческих задач.
Методы поиска решений творческих задач.

Повышение творческой активности молодёжи во многом зависит от их подготовки к изобретательской и рационализаторской деятельности. Новаторам производства нужны не только глубокие знания научно -технических и экономических основ производства, но специальные знания и умения по рационализации и изобретательству. Основы их должны быть заложены ещё в школе.<br>
Развитие навыков мыслить неординарно как необходимая ступень к самостоятельности в познании вещей, процессов и самообразований отмечал Д.И. Писарев (1840-1868 гг). Ни талант учителей, ни их усердие, ни их умение сближаться с учениками, ничто не сможет возбудить в молодом человеке ту энергию и самостоятельность, которую возбуждает и поддерживает в нём чувство собственной самостоятельности.<br>
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.<br>
Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методов проекта аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путём делания.<br>
Научить создавать новые иные решения нельзя, так же как, и научить генерировать новые идеи. Этому необходимо учиться и желать учиться. Здесь необходимо согласиться с В.Далем, что « Ни школа учит. Учит охота».<br>
Таким образом, необходимо:<br>
1. тренировка восприимчивости путём наблюдения за окружающим миром, анализа, сопоставления, комбинирования и прогнозирования, используя начальные знания и объект.<br>
2. планирование времени и условий работы для успешного протекания процесса творчества.<br>
Для успешной работы в творческих группах можно использовать метод эмпатий, где происходит взаимодействие неуверенных, застенчивых учащихся и более уверенных и одарённых.<br>
Эмпатия – (вживание в образ совершенствуемого объекта и попытка выяснить возникающие при этом чувства и ощущения) отождествление личности одного человека с личностью другого с целью проникновения в его чувства, состояние, положение.<br>
Так же широко использую метод гирлянд, ассоциаций и метафор, разработанный советским исследователем Т.Я. Бушем. Решение проблемы с получением оригинальных и эффективных результатов обычно связано с переносом знаний в другую область, интерпретацию новых идей. Это происходит через использование необходимых слов и метафорических выражений. Поэтому случайные ассоциации и метафоры выступают как источник подсказки для новых людей. Главная цель – получить как можно больше целей. Основными этапами метода при совершенствовании данного объекта является следующее:<br>
1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды – гирлянды синонимов.<br>
2. Произвольный выбор случайных объектов. Произвольно выбирают несколько имён существительных, которые не обязательно должны обозначать технические объекты. Образуют следующую гирлянду - гирлянда случайных объектов.<br>
3. Составление комбинаций. Составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.<br>
4. Составления перечня признаков случайного объекта, в течении 2 – 3 минут.<br>
5. Генерирование идей. Присоединение к объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.<br>
6. Генерирование гирлянд ассоциацией. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвёртом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций.<br>
7. Генерирование новых идей. На этом этапе гирлянды синонимов поочерёдно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциации. Здесь решается вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей.<br>
8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Сначала вычёркивают явно не рациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью.<br>
Интересные решения среди всех вариантов составляют от 2-50%. Отмечу некоторую закономерность: количество рациональных вариантов обратно пропорционально их оригинальности. Это свидетельствует о том, что высокий процент рациональных решений нельзя считать положительным явлением. Наилучшие результаты достигались при 10-15% интересных идей.<br>

Источник: http://Методология творчества. Абраменков Д.Э., Грузин В.В.;Техническое творчество учащихся. Учебное пособие. Материалы сайта.
Категория: Технология | Добавил: Marina_Goloborodova (2015-02-03) | Автор: Голобородова Марина Валентиновна E
Просмотров: 323 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-11-19, 4:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1529]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [661]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1818]
Краеведение [96]
Начальная школа [4027]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1599]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1208]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [92]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru