Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Функциональное творчество
Функциональное творчество

Толматова Т.Ю., учитель технологии
КГУ "СОШ № 1 им. Н.Г. Чернышевского"

Хочу поделиться своим опытом, как в рамках, отведенных временем урока, грамотно освоить понятия технологии, экономики и декоративно-прикладного искусства. Чтобы знания этих дисциплин не были разорванными, мы нашли способы соединить, интегрировать эти разделы науки и искусства.
Специфика предмета технология такова, что изучая новый материал, знакомясь с различными технологиями, мы выполняем практические творческие работы. Хотелось бы провести максимальной пользой время, отведенное рамками урока. Так возник вопрос о целесообразности, функциональности тех работ, которые мы выполняем во время учебного процесса.
Словарное значение слова «технология», определяется как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Применение научного знания для решения практических задач.



Учащиеся сегодня понимают, что сфера предпринимательства остается одной из ключевых механизмов активизации социально-экономической жизни общества. В нашей стране много внимания отводится на решение проблем развития малого и среднего бизнеса, осуществляются программы поддержки для обеспечения производства конкурентоспособной продукции. И возможно кто-то из ребят свяжет свою жизнь с данным направлением деятельности. Так возникла идея создать на базе школьных занятий модель предприятия - изготовителя мебели, соединив два направления –экономику и творчество.
Для решения поставленных задач мы использовали методы анализа, наблюдения, сбора материала и творческого эксперимента.



Согласно научному обоснованию многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.
Изучая экономику, мы знакомились с деятельностью предприятий малого и среднего бизнеса в нашем городе, знакомились со структурой ценообразования и ее отраслевыми особенностями. В частности у предприятий-производителей мебели, имеющих очень высокие торговые надбавки, обуславливающие достаточно высокие цены на изделия мебельного производства. Данная информация и подтолкнула нас попробовать сделать альтернативный продукт, в котором будет совмещена творческая оригинальность, которая привлечет внимание потребителя, невысокая себестоимость и функциональность данного изделия.



Ну и, конечно, что немаловажно для нас. Наша школа не совсем обычная. Она старейшая в нашем городе. В этом году она отметит свой 120-летний юбилей. И очень хорошей мотивацией для старшеклассников послужило предложение о возможности через созданные ими изделия оставить в родных стенах какую-либо память о себе. Почему бы не создать то, что украсит интерьер нашей школы?
Целью было доказать, что мы можем сделать творчество на уроках технологии функциональным. Т.е. опираясь на полученные знания, рассчитать и организовать изготовление в условиях школы эстетичного, качественного, конкурентоспособного, востребованного потребителем продукта. Востребованного в данном случае нашей школой. Рассчитывая затраты, выбирая материалы, обосновывая экономически, построить экспериментальную модель индивидуального производства.
Так как в круг социальных требований эстетики труда входит обязательное соответствие производимых изделий общественно необходимым потребностям, мы учитывали, какие изделия будут действительно необходимы нашей школе. В пустых школьных коридорах давно назрела необходимость поставить лавочки, которые выполняют разные функции, и как место отдыха, и их же используют при проведении различных мероприятий, и как дополнительные места при проведении общешкольных родительских собраний, и как эстетическое оформление помещений школы.



На изготовление данного изделия нас натолкнула еще и идея утилизации металлолома, хранившегося в подвале школы, состоящего из устаревших сломанных металлических оснований школьных стульев. В данном случае интересным было решение еще одной задачи. Задачи повторного использования. Так возникла идея создания школьных скамеек, где самая дорогостоящая часть - металлическое основание - будет выполнено из отходов, что должно сформировать низкую себестоимость изделия.
На основе разработанных технологий было предложено в рамках темы проектной деятельности для старшеклассников организовать изготовление таких же изделий, только с оригинальным дизайном.
Стремление к эстетическому совершенству в изделиях материального производства обладает рядом особенностей. Во-первых, форма предметов должна отвечать требованию единства функции и материальной основы. Эстетически полноценными становятся только технически совершенные изделия, экономичные и удобные в эксплуатации.
Что такое функциональность продукции с позиций потребительского выбора? Как показывает практика, критерии этого понятия значительно шире, чем принято считать. Так, функциональность обиходных предметов определяется не только их техническими характеристиками, но и возможностью максимально комфортного использования. А качество подразумевает не только срок службы и надежность, но и удобство в обращении. Эти и многие другие особенности определяет понятие эргономичности изделия.
Нужно было достигнуть такого уровня качества продукции, который позволит удовлетворить спрос на нее по сравнению с соответствующими базовыми изделиями при тех условиях потребления, которые существуют в общеобразовательной школе. Уровень качества продукции определялся с помощью выбранных для его определения показателей, которые предъявляются к аналогичным изделиям, предлагаемым рынком продаж продукции для школы.
Когда мы просчитывали затраты на необходимые материалы, продумывали сведение к минимуму количества отходов, не могли не заинтересоваться мировой практикой об извлечении максимума из материалов, понятием «циркулярной экономики». Например, интересен в этом направлении опыт Финляндии, которая может поделиться своими богатыми знаниями о том, как можно использовать инновационные технологии в ключевых отраслях, отдает приоритет инвестициям в продвижение циркулярной экономики среди новых важнейших проектов.



Понятие «циркулярная экономика» », т.е. экономика полного цикла — это когда все материалы полностью утилизируются и перерабатываются — приобретает все большую ценность и становится важнейшей целью в мире, сталкивающемся с такими критическими проблемами, как изменение климата и истощение природных ресурсов.
При разработке технологии изготовления для уменьшения себестоимости мы разработали вариант использования лома старых школьных стульев для выполнения самой дорогостоящей части изделия - металлической основы скамеек вместо дорогой металлоконструкции (причем во время работы возникло много других идей вторичного использования этих вышедших из употребления материалов, которые можно найти наверное в каждой школе).
Так как нашей целью не является продажа произведенных нами мебельных изделий, такие направления бизнес-плана, как анализ рынка, уникальность продукта, конкурентноспособность нас интересовали в целях преимущества и экономической выгоды по отношению к другим производителям подобной продукции.
Для учеников очень важно знать что то, что они делают на уроке, должно быть нужным и необходимым. Полученный результат может быть применим для чего-либо. А понятия экономики становятся более реальными и осязаемыми, когда мы можем приложить эти понятия к тому, что делаем сами.
Мы хотим обратить внимание, что найденные нами технологии изготовления скамеек и доски магнитной являются целиком нашей идеей и разработкой.
Наша работа была построена так, чтобы наши индивидуальные работы в итоге были объединены в одну общую композицию, которая смотрелась бы целостно в коридорах нашей школы. Поэтому мы все были в нашей совместной деятельности соавторами, соучастниками в выполнении данной работы. Этому и способствовало объединение индивидуальных работ в единую композицию, которая сейчас украшает коридоры нашей школы.
Ну и конечно, если наш опыт заинтересует кого-то, мы рады будем поделиться нашими разработками и технологиями выполнения данных изделий.
Категория: Технология | Добавил: FNV (2016-11-28)
Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 12:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru