Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Выработка последовательности чтения чертежа
Выработка определенной последовательности чтения чертежа

С.И. Чернецкая
учитель экономики и черчения
КГУ «Агротехнический колледж
с.Саумалколь Айыртауского района»

Чтобы успешно обучить учащихся чтению чертежей , нужно сформировать у учащихся пространственные представления; научить их понимать условности, которые применяются при выполнении и оформлении чертежа; научить учащихся определенным приемам и последовательности чтения чертежей, создать систему, позволяющую легко разобрать и понять чертеж. Как все это сделать? Какую наиболее целесообразную методику обучения этим навыкам разработать и применить?
В начальный период обучения учащиеся еще не при¬обрели определенной системы в чтении чертежей. Одни из них стремятся с одного взгляда представить себе фор¬му предмета, изображенного на чертеже, определить его размеры, уяснить смысл условных обозначений и т. п. Внимание их рассеивается, возникает много трудностей, и чтение чертежей в этом случае значительно осложня¬ется. Другие, наоборот, начинают чтение чертежа с ка¬кого-либо второстепенного вопроса, часто с рассмотрения размеров, не представив себе еще формы предмета, или же с всестороннего рассмотрения одной из проекций без сопоставления ее с другими. У учащихся после такого подхода к чтению чертежа не остается полного и ясного представления об изображенном предмете.

Хочу отметить, что последовательность чтения чертежа имеет большое значение. Необходимо найти логический порядок, по которому эффективнее производить разбор чертежа. Задача преподавателя заключается в том, чтобы содействовать выработке у учащихся определенной последовательности действий и мыслей при чтении чертежа, т. е. определенной системы чтения чертежа.
Какими путями этого можно достичь? Для начала я целенаправленно подбираю чертежи. Затем определяю соответствующее содержание вопросов, которые предлагаются учащимся при чтении чертежей. Распола¬гаю вопросы в такой последовательности, чтобы сама постановка их содействовала выработке определен¬ной системы рассмотрения чертежа.
Определяю-что целесообразнее: фронтальное чтение чертежей с группой по плакатам и слайдам или индивидуаль¬ное рассмотрение чертежа каждым учащимся по заранее подготовленным вопросам? Очевидно, что в начале изу¬чения данной темы целесообразнее фронтальное чтение чертежей по плакатам и слайдам. Оно способствует активизации работы учащихся, причем ведущая роль остается за преподавателем, который направляет работу таким образом, чтобы содействовать выработке у уча¬щихся определенных навыков, требуемых в данный пе¬риод обучения.
Вызвав учащегося к доске, преподаватель, ставя соответствующие вопросы, направляет рассмотре¬ние чертежа в нужной последовательности. Вопросы нужно изменять для каждого отдельного случая. Так, во время изучения способов изображения деталей на чертежах, когда основными задачами являются раз¬витие пространственных представлений и выработка оп¬ределенной системы рассмотрения чертежа, вопросы мо-гут быть примерно следующие.
-Как называется деталь?
-Из какого материала она должна быть изготовлена?
-Назовите и укажите виды чертежа.
-Покажите на рисунке направления, по которым нуж¬но смотреть на деталь, чтобы получить эти виды (чертеж содержит наглядное изображение).
-На какие геометрические тела можно расчленить де¬таль?
-Какова форма детали в целом?
-Что означает окружность, данная на виде сверху, — выступ или отверстие?
-Покажите на главном изображении элемент детали, данный на виде слева штриховыми линиями.
-Каковы габаритные размеры детали?
-Каковы размеры геометрических тел, из которых сла¬гается форма детали?
Фронтальное чтение чертежей позволяет преподавателю установить и степень усвоения учащимися материала. Разобрав один-два чертежа фронтально, следует пе¬рейти к индивидуальному рассмотрению чертежей по заранее составленным вопросам. Такой способ весьма эффективен, так как учащиеся работают самостоятель¬но и каждому предоставляется возможность читать чер¬тежи.
Какую часть времени, отведенного на изучение курса, должно занимать чтение чертежей и в какие пери¬оды изучения этого вопроса оно является наиболее це-лесообразным? Чтение чертежей должно проводиться в течение изучения всего курса. Однако в разные периоды прохождения учебной программы на чтение чертежей от-водится различное количество времени. Специальными упражнениями по чтению чертежей должно заканчи¬ваться изучение почти каждой темы учебной программы
Важность уделения внимания чтению чертежей в конце изучения тем учебных программ осно¬вывается на том, что для успешного усвоения учащимися теоретических основ недостаточно только читать чертежи, а необходимо и выполнять их. В большинстве случаев учащиеся не усваивают учебный материал, если они с карандашом в руках не выполнят несколько упражнений. Это относится к таким разделам, как «Основы проекци¬онного черчения», «Сечения и разрезы», «Нанесение раз¬меров» и т. п. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся вначале проделали максимально возможное количество упражнений в выполнении чертежей, а затем уже пере¬шли к специальным упражнениям в чтении их. А под специальными упражнениями в чтении подразумевается работа, цель которой — все¬стороннее чтение чертежа таким образом, как это делают перед изготовлением изделия по чертежу. Эти упражнения наиболее целесообразны и на них поэтому следует выде¬лить больше времени при изучении таких разделов:
Во-первых, это относится к теме «Введение». В этот период учащиеся приобретают первоначальные навыки в чтении простейших чертежей.
Во-вторых, в конце изучения темы «Сечения и разре¬зы» и темы «Рабочие машиностроительные чертежи». После изучения темы «Сечения и разрезы» учащиеся мо¬гут читать разнообразные чертежи. При изучении темы «Рабочие машиностроительные чертежи», когда учащие¬ся на каждом занятии получают много различных сведе¬ний об условностях, чтение чертежей является эффек¬тивным средством повторения и закрепления материала.
В-третьих, последние уроки курса, выделяемые на повторение, когда все внимание должно быть направле¬но на совершенствование приобретенных у учащихся на¬выков в чтении чертежей.
Какой порядок чтения чертежей целесообразно вы¬рабатывать у учащихся?
Разбор основной надписи чертежа
Све¬дения, которые указывают в основной надписи чертежа (н частности, название детали), помогают учащимся представить себе форму предмета и осмысленно читать чертеж. Например, названия «болт», «ось», «зубчатое колесо» сразу дают представление о форме предмета, а такие, как «клапан», «домкрат», «коловорот», помогают уяснить назначение и, следовательно, устройство изделия.
Определение формы предмета
Этот эле¬мент при чтении чертежа является основным. Учащимся необходимо вначале определить, какие изображения да¬ны на чертеже: нет ли видов, расположенных не в проек¬ционной связи; обратить внимание на наличие разрезов и сечений. Следует заметить места, по которым проходи¬ли линии секущих плоскостей при выполнении разрезов и сечений, и определить участки предмета, изображенные в разрезе (особенно в случае местных разрезов и соеди¬нения части вида с частью соответствующего разреза).
Уяснив себе таким образом форму отдельных элемен¬тов предмета и взаимное расположение их, учащиеся должны воссоздать пространственную форму всего пред¬мета.
Определение размеров предмета
Необхо¬димо установить, к каким элементам предмета относятся размеры, нанесенные на чертеже; какие размеры явля¬ются свободными; в каких пределах могут колебаться размеры, указанные с предельными отклонениями.
Уяснение надписей и условных обозначений
Надписи и условные обозначения помогут учащимся уточнить форму предмета. Кроме того, они имеют и самостоятельное значение, которое необходимо уяснить учащимся в процессе чтения чертежа. И, наконец, учащиеся должны понимать технологические указания, приведенные на чертеже (например: «Сверлить при сборке», «Обработать совместно с д. №...» и т. д.).
Ус¬пешное овладение навыками чтения чертежей не дости¬гается лишь в процессе работы над их выполнением. Не¬которые предполагают, что в результате систематическо-го изложения курса и упражнений по выполнению чертежей автоматически формируются умения и навыки и в чтении чертежей. Это не так. Конечно, обучение чтению чертежей проходит в про¬цессе систематического изложения курса и во время уп-ражнений по выполнению чертежей. Однако этого еще недостаточно. Необходимо, кроме того, специальное обу¬чение чтению чертежей.
Категория: Технология | Добавил: cvetchern (2017-02-05) | Автор: Чернецкая Светлана Ивановна E
Просмотров: 603 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 10:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru