Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Технология

Выработка последовательности чтения чертежа
Выработка определенной последовательности чтения чертежа

С.И. Чернецкая
учитель экономики и черчения
КГУ «Агротехнический колледж
с.Саумалколь Айыртауского района»

Чтобы успешно обучить учащихся чтению чертежей , нужно сформировать у учащихся пространственные представления; научить их понимать условности, которые применяются при выполнении и оформлении чертежа; научить учащихся определенным приемам и последовательности чтения чертежей, создать систему, позволяющую легко разобрать и понять чертеж. Как все это сделать? Какую наиболее целесообразную методику обучения этим навыкам разработать и применить?
В начальный период обучения учащиеся еще не при¬обрели определенной системы в чтении чертежей. Одни из них стремятся с одного взгляда представить себе фор¬му предмета, изображенного на чертеже, определить его размеры, уяснить смысл условных обозначений и т. п. Внимание их рассеивается, возникает много трудностей, и чтение чертежей в этом случае значительно осложня¬ется. Другие, наоборот, начинают чтение чертежа с ка¬кого-либо второстепенного вопроса, часто с рассмотрения размеров, не представив себе еще формы предмета, или же с всестороннего рассмотрения одной из проекций без сопоставления ее с другими. У учащихся после такого подхода к чтению чертежа не остается полного и ясного представления об изображенном предмете.

Хочу отметить, что последовательность чтения чертежа имеет большое значение. Необходимо найти логический порядок, по которому эффективнее производить разбор чертежа. Задача преподавателя заключается в том, чтобы содействовать выработке у учащихся определенной последовательности действий и мыслей при чтении чертежа, т. е. определенной системы чтения чертежа.
Какими путями этого можно достичь? Для начала я целенаправленно подбираю чертежи. Затем определяю соответствующее содержание вопросов, которые предлагаются учащимся при чтении чертежей. Распола¬гаю вопросы в такой последовательности, чтобы сама постановка их содействовала выработке определен¬ной системы рассмотрения чертежа.
Определяю-что целесообразнее: фронтальное чтение чертежей с группой по плакатам и слайдам или индивидуаль¬ное рассмотрение чертежа каждым учащимся по заранее подготовленным вопросам? Очевидно, что в начале изу¬чения данной темы целесообразнее фронтальное чтение чертежей по плакатам и слайдам. Оно способствует активизации работы учащихся, причем ведущая роль остается за преподавателем, который направляет работу таким образом, чтобы содействовать выработке у уча¬щихся определенных навыков, требуемых в данный пе¬риод обучения.
Вызвав учащегося к доске, преподаватель, ставя соответствующие вопросы, направляет рассмотре¬ние чертежа в нужной последовательности. Вопросы нужно изменять для каждого отдельного случая. Так, во время изучения способов изображения деталей на чертежах, когда основными задачами являются раз¬витие пространственных представлений и выработка оп¬ределенной системы рассмотрения чертежа, вопросы мо-гут быть примерно следующие.
-Как называется деталь?
-Из какого материала она должна быть изготовлена?
-Назовите и укажите виды чертежа.
-Покажите на рисунке направления, по которым нуж¬но смотреть на деталь, чтобы получить эти виды (чертеж содержит наглядное изображение).
-На какие геометрические тела можно расчленить де¬таль?
-Какова форма детали в целом?
-Что означает окружность, данная на виде сверху, — выступ или отверстие?
-Покажите на главном изображении элемент детали, данный на виде слева штриховыми линиями.
-Каковы габаритные размеры детали?
-Каковы размеры геометрических тел, из которых сла¬гается форма детали?
Фронтальное чтение чертежей позволяет преподавателю установить и степень усвоения учащимися материала. Разобрав один-два чертежа фронтально, следует пе¬рейти к индивидуальному рассмотрению чертежей по заранее составленным вопросам. Такой способ весьма эффективен, так как учащиеся работают самостоятель¬но и каждому предоставляется возможность читать чер¬тежи.
Какую часть времени, отведенного на изучение курса, должно занимать чтение чертежей и в какие пери¬оды изучения этого вопроса оно является наиболее це-лесообразным? Чтение чертежей должно проводиться в течение изучения всего курса. Однако в разные периоды прохождения учебной программы на чтение чертежей от-водится различное количество времени. Специальными упражнениями по чтению чертежей должно заканчи¬ваться изучение почти каждой темы учебной программы
Важность уделения внимания чтению чертежей в конце изучения тем учебных программ осно¬вывается на том, что для успешного усвоения учащимися теоретических основ недостаточно только читать чертежи, а необходимо и выполнять их. В большинстве случаев учащиеся не усваивают учебный материал, если они с карандашом в руках не выполнят несколько упражнений. Это относится к таким разделам, как «Основы проекци¬онного черчения», «Сечения и разрезы», «Нанесение раз¬меров» и т. п. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся вначале проделали максимально возможное количество упражнений в выполнении чертежей, а затем уже пере¬шли к специальным упражнениям в чтении их. А под специальными упражнениями в чтении подразумевается работа, цель которой — все¬стороннее чтение чертежа таким образом, как это делают перед изготовлением изделия по чертежу. Эти упражнения наиболее целесообразны и на них поэтому следует выде¬лить больше времени при изучении таких разделов:
Во-первых, это относится к теме «Введение». В этот период учащиеся приобретают первоначальные навыки в чтении простейших чертежей.
Во-вторых, в конце изучения темы «Сечения и разре¬зы» и темы «Рабочие машиностроительные чертежи». После изучения темы «Сечения и разрезы» учащиеся мо¬гут читать разнообразные чертежи. При изучении темы «Рабочие машиностроительные чертежи», когда учащие¬ся на каждом занятии получают много различных сведе¬ний об условностях, чтение чертежей является эффек¬тивным средством повторения и закрепления материала.
В-третьих, последние уроки курса, выделяемые на повторение, когда все внимание должно быть направле¬но на совершенствование приобретенных у учащихся на¬выков в чтении чертежей.
Какой порядок чтения чертежей целесообразно вы¬рабатывать у учащихся?
Разбор основной надписи чертежа
Све¬дения, которые указывают в основной надписи чертежа (н частности, название детали), помогают учащимся представить себе форму предмета и осмысленно читать чертеж. Например, названия «болт», «ось», «зубчатое колесо» сразу дают представление о форме предмета, а такие, как «клапан», «домкрат», «коловорот», помогают уяснить назначение и, следовательно, устройство изделия.
Определение формы предмета
Этот эле¬мент при чтении чертежа является основным. Учащимся необходимо вначале определить, какие изображения да¬ны на чертеже: нет ли видов, расположенных не в проек¬ционной связи; обратить внимание на наличие разрезов и сечений. Следует заметить места, по которым проходи¬ли линии секущих плоскостей при выполнении разрезов и сечений, и определить участки предмета, изображенные в разрезе (особенно в случае местных разрезов и соеди¬нения части вида с частью соответствующего разреза).
Уяснив себе таким образом форму отдельных элемен¬тов предмета и взаимное расположение их, учащиеся должны воссоздать пространственную форму всего пред¬мета.
Определение размеров предмета
Необхо¬димо установить, к каким элементам предмета относятся размеры, нанесенные на чертеже; какие размеры явля¬ются свободными; в каких пределах могут колебаться размеры, указанные с предельными отклонениями.
Уяснение надписей и условных обозначений
Надписи и условные обозначения помогут учащимся уточнить форму предмета. Кроме того, они имеют и самостоятельное значение, которое необходимо уяснить учащимся в процессе чтения чертежа. И, наконец, учащиеся должны понимать технологические указания, приведенные на чертеже (например: «Сверлить при сборке», «Обработать совместно с д. №...» и т. д.).
Ус¬пешное овладение навыками чтения чертежей не дости¬гается лишь в процессе работы над их выполнением. Не¬которые предполагают, что в результате систематическо-го изложения курса и упражнений по выполнению чертежей автоматически формируются умения и навыки и в чтении чертежей. Это не так. Конечно, обучение чтению чертежей проходит в про¬цессе систематического изложения курса и во время уп-ражнений по выполнению чертежей. Однако этого еще недостаточно. Необходимо, кроме того, специальное обу¬чение чтению чертежей.
Категория: Технология | Добавил: cvetchern (2017-02-05) | Автор: Чернецкая Светлана Ивановна E
Просмотров: 57 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2017-06-23, 11:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1522]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [184]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru