Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

в семейном кругу
Самопознание. 10 класс .
Преподаватель: Карпенкова Ольга Николаевна,
ГУ « Средняя школа № 17 г. Рудного»
Уроки 11-12 « В семейном кругу»
Необходимое оборудование и материалы: проектор, презентация « В семейном кругу», компьютер, фоно- и аудиозаписи « Родительский дом», « Дорогие мои старики»

Цель: углубление представлений учащихся о ценности семьи
Задачи:
- расширить знания о семье, взаимопонимании в семье, семейном счастье;
-Развить умение проявлять ответственность в семейных отношениях;
- воспитывать внимательное, уважительное отношение к родным и близким.
Ход занятия:
- Добрый день! Сегодня я хочу начать наш урок со стихотворения:
Крошка сын к отцу пришёл
И спросила, кроха:
- Что такое хорошо?
И что такое плохо?
-Как вы думаете почему сегодня я начала наш урок именно с этого четверостишья?
- И как часто возникают подобные вопросы?
- А к кому вы обращаетесь?
- Посмотрите тему сегодняшнего занятия. Как вы понимаете, о чём сегодня мы будем говорить?
Прочитайте стихотворение Риммы Казаковой ( стр.81)
Поведи меня, сынок,
В книжную твою обитель!
Позови меня, звонок,
На счастливый тот урок,
Где учеником- учитель.
У прекрасной немоты
Благодарная, в плену я.
Не страдая, не ревнуя:
Говоришь сегодня ты!
Путь, которым прибрела
В этот день из-за тебя я,
Где я обрела, теряя,-
Вспышка света, взмах крыла.
Но длиной он в жизнь мою
И твоей сегодня начат.
Девочкой, мой взрослый мальчик,
Я перед тобой стою.
Поучай, учи, тарань
Всем, что вынес от меня же.
И по- родственному даже
Снисхождением тирань.
Буйствуй, плоть и кровь моя!
Резкий, как вулкана выброс.
Как ты быстро, мальчик, вырос…
Стала маленькою я.
Затаясь, гордясь украдкой,
Слушаю, едва дыша.
И раскрыта вся душа
Ученической тетрадкой.
- Как вы думаете, о чём идёт речь в данном стихотворении? ( передача жизненного опыта, взросление сына, отношения матери и сына и др.)
Послушайте, пожалуйста рассказ- притчу:
Дом без света
Л. Антипина
Молодой мужчина приходил по вечерам в чайхану и просиживал там до поздней ночи, прихлёбывая из пиалы терпкий чай и неспешно беседуя о разных разностях. Он оставался в чайхане, проводя долгие часы в разговорах с чайханщиком или случайно забредшими сюда приезжими гостями. Как-то у мужчины спросили: отчего он никогда не торопится домой? Ведь у него хорошая, просторная квартира.
- В моём доме нет света,- с грустью ответил мужчина.
- Перестань выдумывать! – возмутились собеседники.- уж мы- то знаем6 в твоём доме, кроме электрического светильника, можно, пожалуй, сыскать и керосиновую лампу.
- Эх, братцы,- вздохнул мужчина.- Я имел в виду совсем другой свет:….
_ О каком свете говорит мужчина, предположите, ч то он имел в виду? ( после ответов детей, продолжить рассказ)
-ЖЕНУ И ДЕТЕЙ,- и негромко добавил,- в доме, где нет их, темно, словно в ночи…
- Что же наполняет светом дом человека?
- почему так важно иметь семью?
- Из кого может состоять семья?
- Кто может быть главой семьи?
- из кого состоит ваш семейный круг?
- Чем вы особенно гордитесь в своей семье?
- Что значит здоровая семья?
Какой вывод мы могли бы сделать?
Здоровье семьи не в количестве её членов, а в качестве отношений между ними.
- Сегодня хотелось бы прочесть ещё одно письмо, которое появилось на форум одного из сайтов. Подумайте: а как часто могут приходить такие письма? В чем состоит проблема, обозначенная в письме?
« Ничего дети не дают, кроме неприятностей, преждевременных инфарктов, старения. Самолюбивые эгоисты, они зачисляют своих 35-40 летних родителей в штат стариков, кои обязаны забыть о личной жизни и жить единственно для блага наследышей. К родителям- ни привязанности, ни почтения. Подрастают наследнички, и чем дальше, тем хуже: « Дай! Купи! Не лезь с советами!»
- как вы считаете, достиг ли отец успеха в воспитании своих детей?
После того, как будут выслушаны ответы детей:
-Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с подобным проявлением непонимания между отцами и детьми? Расскажите об этом.
А можно ли избежать подобных писем, а следовательно проблем?
Проблема отцов и детей во все времена стояла очень остро. Чтобы семья стала надёжным оплотом добра и любви, что необходимо делать?
Работа в тетрадях:
Напишите:
- какими вы хотели бы видеть своих родителей?(5 прилагательных)
- Что бы вы хотели исправить в отношениях с родителями? (5 глаголов)
- какими бы вы могли стать сами через 10 лет ( 5 существительных)
А теперь составьте:
5 основных правил, которые помогли бы вам жить в мире и в ладу со своими родителями.
Что для этого нужно сделать: ВАМ? ВАШИМ РОДИТЕЛЯМ?
Вывод: Чтобы семья стала надёжным оплотом добра и любви, каждому нужно научиться видеть и ценить то доброе, что делают для него близкие люди.
Прочитайте рассказ « Об отце» Анар Шмановой ( стр в учебнике 83)- самостоятельно.
- О каких чертах своего отца рассказывает автор?
-Какие стороны жизни семьи отражены в воспоминаниях?
- В чём счастье этой семьи?
- О каких главных семейных ценностях вы узнали?
- А как вы считаете, какую роль сегодня играют дедушки и бабушки в современных семьях?
- Каковы их средний возраст, внешний вид, образование, кругозор, увлечения, круг интересов, устремления? какова их роль в семье?
- Как складываются отношения с младшими родственниками?
- Насколько им комфортно живётся в современном мире?
Составить модель отношений современного сына ( дочери) с родителями. Воспользуйтесь перечисленными характеристиками. Дополните проектируемую модель своими наблюдениями.
Современные дети: прислушиваются к советам родителей; настаивают на своём; участвуют в домашнем труде; все свободное время приводят с друзьями; полностью отдаются своему хобби; интересуются профессиональными делами своих родителей; стремятся проводить с родителями свободное время; делятся секретами с близкими; принимают соответственные решения, обсудив со старшими членами семьи; считают, что родители мыслят несовременно; во всем полагаются только на себя.
Песня И. Саруханова « Дорогие мои старики»
Домашнее задание: прочитать рассказ (Белый платок, стр 92-94)
Ответить на вопрос: Почему в родительском доме всегда ждут своих детей?
Презентации рисованных фильмов « здоровая семья»
Категория: Самопознание | Добавил: olya-lelik (2015-10-09) | Автор: Карпенкова Ольга Николаевна E
Просмотров: 453 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-02-26, 5:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1509]
Школьный психолог [515]
История [729]
Опыт [487]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [226]
Мастер-класс [217]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [801]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1170]
Химия [382]
Классному руководителю [649]
Биология [584]
Думаем, размышляем, спорим [94]
Казахский язык и литература [1792]
Краеведение [93]
Начальная школа [3986]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [366]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [299]
Экология [184]
Дошколенок [1561]
Особые дети [276]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [635]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [457]
Мой Казахстан [233]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1186]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [81]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [532]
Немецкий язык [52]
Технология [291]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [106]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [25]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru