Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

«Мир ценностей в системе работы школы и их роль в формировании гражданственности»
Итальянский философ О. Винсент Думинуко сказал такую фразу:
«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря»
Что же подразумевается под понятием «ценность»? Ценности – это то, что особенно важно для нас, то, что определяет критерии выбора, при принятии самых разных решений. Ценности являются основой наших поступков, намерений и отношений, как внутри, так и во вне.
Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются основой и целью воспитания. Главной задачей развития личности - самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и выработка собственной ценностной системы.
Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
Что касаемо школы, то по окончании образовательного учреждения из стен школы должен выйти воспитательный идеал, который будет в себе сочетать следующие качества - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Казахстана, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях народа.
Для этого школе нужно выделить те группы ценностей которые необходимо учитывать при работе с детьми.

Содержание воспитания в школе группируется вокруг интеграции
национальных ценностей и ценностей самореализации (ценности,
позволяющие самореализовываться и сохранять национальную
идентичность), а также ценностей, позволяющих считать обучающегося школы социально зрелой личностью. Базовые ценности можно представить двумя уровнями:
1. Ценности, позволяющие считать обучающегося школы социально зрелой личностью:
нравственность – внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек, этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами;
творчество – создание новых по замыслу культурных или
материальных ценностей;
самостоятельность – способность к независимым действиям,
суждениям, обладание инициативой, решительность;
ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.
2. Ценности, позволяющие самореализовываться и сохранять
национальную идентичность:
Родина – 1. Отечество, родная страна. 2 Место рождения;
доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим;
красота – всѐ красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение;
здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие;
жизнь – полноценное существование человека, животного, всего
живого.
В связи с изменяющейся социальной ситуацией развития в нашем мире меняются и приоритеты ценностей у подростков. На них в первую очередь оказывают влияние такие социальные институты, как семья, СМИ и школа. В наших силах направить ценности наших детей.
Сделать это можно посредством большего общения с детьми, обсуждения проблем, которые их волнуют, ведь зачастую результат общения может повлиять на дальнейший выбор того или иного предпочтения у подростков. Подростковый период характеризуется тем, что на данном этапе дети очень быстро и практически досконально впитывают информацию, подаваемую из вне, причем, не всегда правильно расшифровав ее. В наших силах обосновывать эту информацию. В школах же следует больше времени уделять на классных часах обсуждением интересов, ценностей, которые выдвигают дети на первое место. При этом многие ценности после обсуждения могут поменять позиции, так как, просто, если обосновав и обсудив все ценности, подростки увидят, что есть то, к чему следует больше стремиться, что следует поставить на первые жизненные позиции.
Система ценностных ориентаций неоднородна и начинает закладываться в подростковом возрасте, а после продолжает формироваться на протяжении всей жизни, постоянно расставляя ценности на разные позиции. При формировании ценностных ориентаций дети более гибкие и умеют лавировать в ситуации, но у большинства людей ум с возрастом становится все более фиксированным на незыблемости прежних ценностей, что приводит к тому, что люди становятся менее обучаемыми, перестают принимать изменяющийся мир таким, каков он есть в настоящее время, потому что эти изменения никак не гармонируют с их привычными ценностями. И поэтому все новое для них зыбко и неприемлемо, а иногда даже враждебно. Существует немало человеческих умов, которые уже в молодом возрасте теряют свою гибкость и жажду знаний, и тогда мы встречаем людей ограниченных и нередко агрессивных в отстаивании своих устаревших ценностей, потому что для них становится невозможным изменение того, что они имеют.

Жизненный опыт, человеческая культура передаются из поколения в поколение. Становление ценностного отношения зависит от ряда факторов (ценностный выбор, непосредственное переживание детьми ценностных отношений, осмысление самим объектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека, что происходит в ценностно-ориентированной деятельности). Вот почему вхождение ребёнка в культуру-процесс сложный и всецело зависит от его желания, усилий, умений. Ему должны помочь взрослые стать достойным человеком, для которого присущи положительные качества, добродетели, составляющие обобщённую характеристику моральных качеств личности, основу общечеловеческих ценностей.
На современном этапе в обществе существенно изменились состав и деятельность субъектов воспитания, прежде всего семьи, школы, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, детских общественных объединений, религиозных организаций.
Отмечается дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, что обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Все более широкие масштабы приобретает социальное сиротство.
В результате развития средств массовой информации и коммуникации резко возросла доступность материалов, распространяемых через социальные сети, прессу, телевидение, в том числе и тех, которые наносят вред благополучию детей. Известно, что 70-80% всей информации школьник черпает из вышеперечисленных источников.
В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора, национальные ценности и самосознание приобретают высокую значимость в формировании личности современного школьника.
Общечеловеческие ценности это та сила, которая задает направление в развитии человека, делает жизнь полной, приносит измерение глубины и способствует раскрытию всего заложенного потенциала.

Источником ценностей является сам человек, точнее сознание человека, то измерение глубины внутреннего пространства, которое обладает огромной организующей силой, является основой творения и поддержания жизни. Общечеловеческих ценностей достаточно много, и для того чтобы они проявились в повседневной жизни достаточно воспитания и осознанного отношения к жизни.
Как же проявляются общечеловеческие ценности в повседневной жизни? Это абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем многообразии ее проявлений, любовь, ответственность, служение человечеству, дружелюбие, энтузиазм, чувство благодарности, творчество, потребность делиться, чистота и культура речи, здоровый образ жизни, искренность, улыбка, умение прощать, сострадание, уважительное отношение к старшим, забота о детях, бережное отношение к природе, животным, осознание ценностей мировой культуры, уважение всех религий и национальностей и т.д. Эти ценности – то, что составляет природу каждого человека, все они в своей основе самым тонким образом связаны между собой, поскольку исходят из одного источника - души. Это разные проявления одной силы, которая исходит из глубины существа каждого человека — сознания. Это то направление, в котором духовно движется человек.
Общечеловеческие ценности являются бесценным сокровищем, поскольку дают полный расцвет человеческой жизни. Как же определить, в каком направлении движется человек? Если в жизни человека нет места жалобам, если с каждым прожитым годом он становится все более полезным для себя и окружающих его людей, если он смело берет на себя ответственность, если каждый свой день он начинает с вопроса: что я смогу еще сделать для себя, для других людей, для страны, для Вселенной — он на верном пути!
Категория: Самопознание | Добавил: Марьям (2017-02-08)
Просмотров: 65 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-09-21, 0:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4020]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [383]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1583]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru