Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание

«Важное, прекрасное и нужное в наследии «Второго учителя»
«Важное, прекрасное и нужное в наследии «Второго учителя»
Жумасаева С.Т. – преподаватель общественных дисциплин Костанайского социально-технического колледжа
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека.» А.П.Чехов
А.С.Пушкин говорил: «Следовать за мыслями великого человека – наука самая занимательная». [6] Один из когорты великих людей – Абу Наср аль-Фараби – человек с необычным образом мыслей, по инициативе фондов «Абылай хан» и «Алтын адам» за внесение вклада в формирование и развитие казахской государственности, вошедший в список «Герои тысячелетия».
Аль-Фараби – тюрк по происхождению, араб по образованию, философ по призванию, учёный-энциклопедист, «Второй учитель», названный «Восточным Аристотелем». Занимался поэзией, математикой, физикой, астрономией, минералогией, лингвистикой, медициной, музыкой. Его увлекали психология, политика, этика, эстетика, естествознание и другие отрасли знания. Предпочитал философию, которая, по его мнению, должна быть полезна человеку и учить его жить в соответствии с высшими идеалами добра, красоты, истины. Его полное имя – Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Основные его сочинения: «Геммы мудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», трактат «Слово о классификации наук», «Большая книга о музыке». Он – выходец из привилегированных слоёв тюрков. Родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана). Первоначальное образование получил в г.Отрар на родном, кыпчакском языке. Аль-Фараби обладал прекрасной памятью и упорством. Период деятельности совпал с периодом бурного развития арабской культуры. Доподлинно известно, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей. Однажды один из близких людей отдал ему на хранение книги, среди которых были трактаты Аристотеля. Он начал листать их и увлёкся ими. Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места: побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата. Первоначально он остановился в столице халифата – в Багдаде. В этот город стекались знаменитые учёные, философы, поэты, музыканты, открывшие университет и академию наук. В нём функционировала школа переводчиков, в которой занимались переводами и комментированием текстов Платона, Эвклида, Галена, Аристотеля. В своих трудах называл Багдад счастливым и восхитительным городом. Философ писал, что пройдёт время и Багдад станет колыбелью очень достойных людей – поэтов, мудрецов и ораторов. В то же время из-за резкого контраста в нём добра и зла он находил его невежественным. Живя в Багдаде, аль-Фараби занимался различными науками, наибольшее предпочтение отдавал греческому языку, медицине и логике. Аль-Фараби приступил к изучению наследия «Первого учителя». Благодаря переводчику произведений древнегреческих учёных Аристотеля, Эвклида, Платона, Галена – Абу-Бишр Матта бен-Йунису – аль-Фараби узнал о законах логики, основах теории познания. С его слов он записал комментарии к трудам Аристотеля по логике. Прослышав о знаменитом лекаре, астрономе, христианском философе Йуханне бен-Хаилане, аль-Фараби отправился в Харран, чтобы просить мыслителя обучить его некоторым особым логическим приёмам. По возвращении в Багдад он занялся доскональным изучением трактатов Аристотеля. Его труд «О душе» он перечитывал около двухсот раз. Результатом разносторонних научных изысканий явился трактат «Слово о классификации наук», в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой. Первоначальной дисциплиной считал арифметику. Он писал, что слагаемые знаний – стремление к просвещению и развитие человечности. В Багдаде ему удалось значительно расширить свой кругозор, вступить в контакт с видными учёными и довольно быстро стать самым авторитетным среди них. В среде догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю его мышления, аль-Фараби вынужден покинуть Багдад. Он направляется в Египет через Дамаск. В книге «Гражданская политика» он упоминает, что начал её в Багдаде, а завершил в Каире. В ней он представляет счастье в качестве высшей ценности и блага человеческой жизни. После путешествия аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нём уединённый образ жизни. Учёный систематизирует свои политические воззрения в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города». В нём получает развитие идея о городе, во главе которого стоит мудрый и проницательный мыслитель, внимательно относящийся к своим подданным и обучающий их жизненным истинам. В политических и социальных идеях мыслитель признаёт важность геополитического фактора. Соглашаясь с Аристотелем, он полагает, что в основе любых политических преобразований лежат естественные, географические причины. По его теории городские поселения делятся на добродетельные, невежественные, властолюбивые, города обмена и другие. Идеальной формой организации общественной жизни он считал коллективный город, в котором жители равны. Органы власти избираются населением и осуществляют деятельность, направленную на обеспечение свободы жителей. По его мнению, главная задача истинного правителя – стремление к подлинному счастью для себя и для подданных. Способность к достижению поставленных целей и есть искусство управления.
По свидетельствам современников философ практически всё время проводил в саду возле бассейна. Сочинения он записывал на отдельных листах, почти всё созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь фрагментарно, многие не были закончены. Он трудился над научными трактами и вёл дискуссии со своими учениками. Самые выдающиеся из них – Яхья ибн Ади из Багдада и Ибрагим ибн Ади из Алеппо, именно они продолжили комментировать его работы и после смерти. Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот.
Аль-Фараби считался крупным теоретиком языкознания, лингвистом, поэтом. Он был всесторонне развитым музыкантом и композитором, виртуозным исполнителем и теоретиком, историком, мастером по изготовлению музыкальных инструментов. Для музыкального искусства аль-Фараби сделал очень многое. В музыковедческих трудах «Введение в науку о музыке», «Книга об элементах науки о музыке», «Классификация ритмов» обосновал положения о положительных свойствах музыки и её воспитательной роли. Приводит анализ различных степеней таланта, проявляющиеся в процессе осознания музыки различных жанров. Его знаменитое многотомное сочинение «Большой трактат о музыке» переведено на многие языки. В нём он объясняет гармонию звуков математическими формулами. В науке и музыке аль-Фараби вычленяет гармонику и ритмику, в структуре мелодий – гармонию и ритм. Он изобрёл и самостоятельно смастерил музыкальный инструмент – гипчак, похожий на казахский музыкальный инструмент – домбру. Аль-Фараби усовершенствовал древний инструмент Востока – аль-канун, похожий на другой музыкальный инструмент – жетыген. 12 декабря 2011 года в г.Семей состоялась презентация музыкального инструмента, созданного по чертежам великого учёного. Аргынбек Ахметжанов – 75-летний мастер по изготовлению домбры – в течение 15 лет изучал труды аль-Фараби. В результате сконструировал музыкальный инструмент и назвал его – альфара.
Геометрию аль-Фараби рассматривал в качестве основного фундамента всего научного естественно-философского мышления. Эту идею он изложил в трактате «О необходимых условиях освоения философии». Астрономию и астрологию он относил к категории высокой педагогической науки наряду с арифметикой, геометрией, музыкой.
Аль-Фараби известен также как врач. Как и все медики того времени занимался алхимией, ботаникой, минералогией. В сохранившихся трудах по физике и по общему естествознанию он подчёркивает необходимость постановки экспериментов. Выделяя значимость естествознания, в трактате «О происхождении наук» писал, что «наука о природе более богата и имеет более широкий объём, чем какая-либо из педагогических наук».
Учёный уделял внимание и географии. Как путешественник, он побывал во многих культурных и научных центрах Казахстана и Средней Азии, Ближнего Востока, Африки. Он жил и работал в городах Отрар, Талас, Шаш, Туркестан, Самарканд, Бухара, Хива, Кабул, Багдад, Дамаск. Везде аль-Фараби занимался изучением края как естествоиспытатель, географ и астроном.
Аль-Фараби – педагог-методист. По мнению аль-Фараби, глава добродетельного города и учитель – оба в одинаковой мере являются воспитателями, наставниками. Учитель воспитывает детей, а городской глава – всех жителей города. По этой причине они должны быть примерными людьми во всех отношениях. Он утверждал, что цель воспитания – подвести человека к высшему благу через поощрение стремления совершать добрые дела. Осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания. Фараби предложил систему приёмов воспитания добродетелей: «жесткие» и «мягкие». Если воспитанник проявляет желание учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Если подопечный злобен, нерадив, своенравен, то вполне оправданы наказания.
Аль-Фараби – автор многочисленных трактатов по психологии. Основные его работы: «Трактат о сущности души», «Слово о сновидении», «О силе души», «Ум и понятие», «Слово об уме юных», «Слово об уме взрослых», «О темпераменте». Психологические идеи мыслителя содержатся также и в многочисленных его произведениях, напрямую не связанных с психологией: «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Существо вопросов», «О сущности разума», «О происхождении наук», «Основы мудрости». Многие страницы его психологических трудов посвящены проблеме души и тела. Он считал, что душа и тело находятся в абсолютном единстве. В трактате «Существо вопросов» он выступает против Платона, считавшего душу первичной и предшествующей телу. «Душа, – писал Фараби, – не может существовать раньше тела, как это утверждает Платон». Душа возникает одновременно с телом, не может быть две души в одном теле, она не может переселяться из одного тела в другое. Состояние тела влияет на состояние души. Для сохранения нормального состояния души и выполнения ею своих функций необходимо здоровое тело. Учёный утверждал, что душа не умирает вместе с телом, а остаётся вечно живой. Он полагал, что, хотя тело разлагается, душа не исчезает, она уходит в вечность и никогда не возвращается и не перевоплощается. Покидая тело человека, душа объединяется с такими же другими душами, объединяется и всё духовное, приобретённое ими, составляя мировую душу. Бессмертны души добродетельных и сведущих людей, тогда как души людей невежественных смертны.
Творческое наследие аль-Фараби очень богато. Считается, что он является автором более 160 трудов. Книги его пользовались большой популярностью в городах Востока. Тематика трудов весьма обширна. В первую очередь его интересовали теоретические основания различных наук, их философский смысл. Комментаторская работа охватывала почти все логические сочинения Аристотеля, а также труды Птолемея, Александра Афродизийского, Евклида, Порфирия. Значительное место в наследии занимают труды, посвященные социально-политическим вопросам: «Гражданская политика», «Трактат о достижении счастья», «Афоризмы государственного человека», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Книга о войне и мирной жизни», «Указание путей счастья», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах». В этической концепции аль-Фараби центральное место занимает категория добра. В брошюру аль-Фараби «О разуме и науке» входят введение и четыре трактата: «О значениях [слова] разум», «О необходимости искусства химии», «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела», фрагменты из «Классификации наук».
Один из важных аспектов творчества аль-Фараби – его историко-философский анализ античного наследия. В области философии Фараби считался непревзойденным авторитетом своего времени. Основное мировоззрение его – рационалистическое. Он стремился постичь конструкцию мира систематически. В его философских трудах большое место занимают комментарии к философским трудам Аристотеля, Платона и других мудрецов древности. Сопоставляя учения Платона и Аристотеля, он выделял их сходство, общность стремления к истине, познаваемой с разных сторон. Аль-Фараби был первым, кто в комментариях к сочинениям Аристотеля по логике, диалектике, риторике, поэтике и в других трактатах отстаивал идею превосходства философского знания над другими видами знания. По его мнению, управление обществом, государством должен осуществлять правитель-философ, – тогда это государство становится «добродетельным городом», население которого, в отличие от обитателей «порочных городов», живет по закону справедливости, когда каждый выполняет свою отведенную ему в системе иерархии функцию, что и делает и общество и людей счастливыми. Оригинален труд Фараби – трактат «Жемчужина премудрости», служивший в течение 1000 лет учебным пособием во всех университетах Востока. В нём автор утверждает, что Бог есть такая же сущность, как и мир, но воплощающая единство; мир же является такой же сущностью, как и Бог, но выражен во множестве. Необходимо сущее первоначало – это вселенная в форме единства. Существенный пункт учения – концепция души и разума, которая неоднократно подчеркивает единство души и тела, невозможность существования души без тела. Вопросы о философии и религии нашли отражение в работах «Книга Букв», «О происхождении наук», «О трактате великого Зенона по высшей науке», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Отношение философии к религии», «Слово о классификации наук». Отмечая важность вопроса о первичности и вторичности возникновения философии и религии, мыслитель полагал, что философия возникла раньше. Аль-Фараби считал, что ислам способствовал развитию и расцвету философии, будучи изначально толерантным и демократичным. Он видел взаимосвязь философии и религии по вопросам вечности и бессмертии души, идеи творения, этическим проблемам. За религией он признавал роль нравственного закона в обществе. Он был убеждён, что человек в состоянии заниматься религией только тогда, когда он обладает логикой и знаниями. Отводя мыслительной деятельности главенствующую роль в жизни человека, аль-Фараби подчёркивает – философия выше религии.
Учение аль-Фараби оказало существенное влияние на становление Ибн Сины как философа, на теории Ибн Баджжи, Ибн Туфейла, Ибн Рушда, а также на Маймонида. Труды Фараби сыграли большую роль в процессе европейского Возрождения. Такие ученые, как Ф.Бэкон, Л. да Винчи, Н.Коперник, И.Кеплер, К.Лейбниц во многом обязаны Фараби. Трудно переоценить знания его в области духовного развития всего цивилизованного мира.
Понимание исламской философии невозможно без изучения философской системы аль-Фараби, послужившей основой для всех последующих духовно-философских учений исламского мира. Отношение к творчеству Абу Насра аль-Фараби в западном мире долгие годы было неоднозначным. Западные мыслители придавали особую значимость в становлении мирового историко-философского процесса философам Абу Али Ибн Сине, который весьма вольно интерпретировал Аристотеля, иногда даже вычеркивая его мысли по принципу: «ненужное – зачеркнуть», и Ибн Рушду, известному как «Великий комментатор», особенно прославившегося в Париже. Фома Аквинский отметил неординарность подхода аль-Фараби к античным источникам, в отличие от других комментариев: интерпретирование им древнегреческого наследия с позиций объективности и историчности двух эпох – исламского средневековья и античной древности. В XII и XIII веках некоторые произведения аль-Фараби были переведены на древнееврейский и латинский языки. Средневековые авторы отмечали своеобразие изложения философских проблем аль-Фараби: строгость, лаконичность и глубину. Первые упоминания имени учёного на казахской земле приходятся на ХVIII век и связаны с именем выдающегося Казыбек бека Таусарулы, который около восьми лет пробыл в странах Ближнего Востока, глубоко изучил и осуществил перевод многих трудов аль-Фараби. С XIX века на Западе появляются школы медиевистов-ориенталистов, глубоко занимающихся наследием исламской философии в целом. В начале XX века изучение творческого наследия аль-Фараби продолжается в контексте вновь возникшего интереса к исламской культуре. Появляются работы знаменитых востоковедов, как А.Мец, Л.Массиньон, Р.Блашэр, А.Массэ, Ф.Габриэли, Э.фон Грюнебаум, Ф.Коплстон и многих других. Несмотря на некоторую тенденциозную оценку творчества аль-Фараби у отдельных авторов, их работы сыграли положительную роль в становлении фарабиеведения в Казахстане. Интерес к его творчеству проявляли учёные различных стран Европы, Азии и Америки. В период СССР – учёные Центральной Азии, России, Турции, Ирана и арабских стран.
Мухсин Махди (1924-2007) – американский учёный арабского происхождения. Родился в Ираке, образование получил в Бейруте (Ливан) и продолжал его в США. Являлся профессором сначала Чикагского, а позже Гарвардского университетов. Преподавал философию и политические науки, был специалистом по арабским и исламским наукам. Мухсин Махди тщательно изучил текст «Книги 1001 ночи», провёл сверку её различных рукописей и вариантов в библиотеках Стамбула и Ирана, опубликовал новое издание сборника с сокращением ночей до 300, осуществил перевод свода на английский язык. Мухсин Махди представил многочисленные исследования по политической философии и современной арабской мысли, а также изучил, редакторски обработал, научно издал большое количество трактатов Аль-Фараби, в т.ч. «Взгляды жителей добродетельного города», «Философия Платона и Аристотеля», «Речения, используемые в логике», «Книга букв» и другие работы. Он призвал Запад не опасаться мусульманской науки и не подходить к ней предвзято. Об этом подробно пишет в научной работе «Религиозное убеждение и научное убеждение», написанной на английском языке и опубликованной в 1994 году в журнале «American iournal of Islamic Social Sciences». Признавая их разность, с учётом их диаметральной противоположности по классификации, он считает, что наука и религия – две созвучные и не противоречащие друг другу вещи, между которыми не существует внутреннего напряжения и противостояния. Мухсин Махди, критически осмысливая наследие «Второго учителя», выделяет заслугу учёного в установлении традиции, согласно которой наука служит отправной точкой для постижения религии, которая становится объектом изучения для конкретной науки. В «Классификации наук» аль-Фараби особо выделяет метафизику, гражданскую науку или политическую философию, включающую юриспруденцию и догматическое богословие. Мухсин Махди, исходя из его утверждения, что для достижения счастья необходимо знание, стремился отыскать ключ к достижению счастья. Полагал необходимым создание пирамиды, в которой знание займёт достойное место, руководство и власть будут принадлежать божественной природе. М.Махди через свой проект возрождения идей аль-Фараби показывает роль философа в изменении курса арабо-мусульманской мысли, выступающей в качестве посредника в вопросе прочтения и осмысления Платона, устремлении к лучшему будущему человечества, в котором не противоборствуют наука и религия, интеллект и текст, философия и религиозные догмы. В работе «Религиозное убеждение и научное убеждение» Махди выдвигает необычную гипотезу: 1) западная наука есть арабская наука, претерпевшая развитие и дополнение и потому её можно свободно использовать; 2) арабский мир есть часть Запада и по этой причине не должно быть никаких преград в принятии современных наук.
На формирование взглядов М.Мехди повлиял в значительной степени его учитель – Лео Штраус (1899-1973), посвятивший свои фундаментальные труды исламской философии и наследию аль-Фараби. Л.Штраус родился в еврейской семье в одной из германских деревень. Изучал философию, математику и другие точные дисциплины в нескольких университетах Германии. В 1921 году получил степень доктора по специальности «философия». Опыта набирался в Германии, Франции, Англии. В 1938 году уехал в США, сначала преподавал в Новой школе социальных исследований, затем – в университете г.Чикаго. В 1973 г. скончался в г. Анаполис. Написал 17 книг, большинство из них переведено на различные языки мира, а также статьи и исследования. Его интересовали четыре направления: классическая философия (Платон), средневековая мусульманская философия, средневековая еврейская философия, современная западная политическая философия. Вокруг них Штраус создал школы, объединил учеников и сподвижников. В 1935 г. написал книгу «Philosophie und Gesets» на немецком языке. В ней один из разделов посвящён рассмотрению взглядов аль-Фараби, Ибн Сины и Ибн Маймонида на пророчество. В них Штраус усмотрел философское толкование религии. Он пытается представить новое понимание религии и развить его, ссылаясь на взгляды аль-Фараби и Ибн Сины. В книге 1936 г. «Ouelgues remargues sur la science politigue de Maimonide et de Farabi», написанной на французском языке, приводит многочисленные подтверждения того, что на толкование Торы и выработку философии Ибн Маймонида оказал влияние аль-Фараби. Называет философию аль-Фараби «поистине критической», объясняя это тем, что она в равной степени отвергает натурализм и религиозный экстремизм. В книге «Eime Vermisste Schrift Farabis», изданной на немецком языке, Штраус пишет о важности изучения и осмысления наследия аль-Фараби для понимания целей и устремлений средневековых философов. При анализе труда Ибн Фалкиры «Начало мудрости» приходит к выводу о том, что его вторая часть – перевод трактата аль-Фараби «Классификация наук» и трактата Ибн Сины «Разделы наук». Третья часть – перевод утерянного сочинения аль-Фараби о философии Платона и Аристотеля, вступительною частью которого является книга «О достижении счастья». Махди обращался к трудам Штрауса на английском языке «Farabi Plato» 1945 года издания и «How Farabi Plato s Laws» 1964 года издания
Редактированием и изданием трудов аль-Фараби занимались Осман Амин, Мухаммад Салим Салим, Джафар Аль Йасин, Али Бумальхам и другие.
Рукописи учёного хранятся в библиотеках Берлина, Братислава, Каира, Лондона, Стамбула, Петербурга, Ташкента.
Казахстанские учёные на протяжении всей истории фарабиеведения делали предметом рассмотрения разные грани энциклопедического творчества средневекового мыслителя. Учёными Казахского национального университета за годы независимости были изданы монографические исследования, переводы трудов аль-Фараби и материалы научных конференций. Выполнение проекта «Культурное наследие» под эгидой Института философии и политологии КН МОН РК потребовало интеграции специалистов разных научных учреждений, в том числе и Казахского национального университета им. аль-Фараби, где на протяжении ряда лет функционирует Центр «Аль-Фараби». В Казахском национальном техническом университете им.К.Й.Сатпаева в 2007 г. была проведена международная научно-практическая конференция «Научно-технические, духовные ценности в наследии мыслителей Востока и А.Машани». Акжан аль-Машани приложил немало усилий для приобретения копий трактатов из рукописного наследия средневекового энциклопедиста, обращаясь в научные центры Стамбула и Каира, Тегерана и Дамаска, Багдада и Бейрута, а также Лондона и Берлина, Парижа и Лейдена. Эта работа велась постоянно на всех этапах развития фарабиеведения в Казахстане и продолжается по настоящее время. Её результатом стал выпуск тематических сборников трактатов аль-Фараби, посвящённых его философским, социально-этическим, эстетическим, естественнонаучным, историко-философским и логическим взглядам. В Шымкенте и на исторической родине «Второго учителя» в Отраре также неоднократно проводились международные конференции, посвящённые его наследию. Институтом философии и политологии издаётся журнал «Аль-Фараби», включенный в каталог «ЮНЕСКО». Пропагандистскую и просветительскую работу в области фарабиеведения ведет и Костанайская областная универсальная научная библиотека. Директор института Востоковедения им. Р.Сулейменова Абдсаттар Дербисали обнаружил в Испании 10 трактатов аль-Фараби, написанных на телячьей шкуре. Артефакты хранились в библиотеке Эскуриал. Профессор А.Дербисали отметил, что ранее только 10 трактатов на русский и казахский языки были изданы в Алматы. Теперь наследие великого учёного и философа увеличилось вдвое. Абсолютно верно утверждение древнеримского писателя Гай Петрония «Наука – это клад, и учёный человек никогда не пропадёт.» Эти выявленные рукописи аль-Фараби, бескорыстно посвятившего всю жизнь науке и оставившего после себя доброе имя, со временем должны стать достоянием всего человечества.

Список литературы:
1. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970 г.
2. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973 г.
3. Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975 г.
4. Аль-Фараби. Комментарии к «Альмагесту» Птолемея. Алма-Ата, 1975 г.
5. Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975 г.
6. Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10 т. – М.: Художественная литература, 1974-1978. (из повести «Арап Петра Великого»)

Источник: http://Список литературы: 1. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970 г. 2. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. А
Категория: Самопознание | Добавил: zhsaniyasmk (2018-05-18) | Автор: Сания E
Просмотров: 466 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 6:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru