Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Диспут-клуб

Диспут "Преступление и наказание"
Диспут: «Преступление и наказание»
Разработала: Макаренко М.С.
Цель: правовое просвещение, профилактика правонарушений
Ход урока.
Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья!
Вы видите у меня в руках клубок ниток,
— С чем можно сравнить наш клубок? (Жизнь.)
— А если мы сейчас можем найти конец нашей нити? (Жизнь протекает легко.)
— А если запутать нашу нить, что будет? А применительно к нашей жизни?
Воспитатель: Вот представьте себе, что жизнь любого человека — это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Давайте сейчас обсудим вопрос: «Каковы причины преступлений?», а ваши ответы я буду записывать на листе ватмана.
Воспитатель: Все названные причины можно объединить в две группы - социальные и экономические.
Воспитатель: Какие факторы, по вашему мнению, могут влиять на совершение преступления? (Влияние компании, СМИ и т. д.)
Воспитатель: Виновато общество, что преступность в нашей стране неуклонно растет?
Воспитатель: Какие виды преступлений вы знаете? (Преступления против личности; преступления в экономической сфере; преступления против общественной безопасности; преступления против государственной власти; воинские преступления; преступления против мира и безопасности человечества.)
Воспитатель: Что такое наказание? (Это мера государственного принуждения, предусмотренная законами применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления.)
Воспитатель: Какие виды наказаний вы знаете?
(13 видов: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального воинского или почетного звания и государственных наград, обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.)
Воспитатель: С какого возраста наступает уголовная ответственность? (14 лет.)
Воспитатель: В Казахстане очень много несовершеннолетних заключенных. Каждый десятый воспитанник Воспитательной Колонии — сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Каждый пятый имеет отклонения в психическом развитии, подтверждённое документами.
5—6 % воспитанников — бывшие учащиеся вспомогательных школ.
Около половины — до ареста не учились и не работали.
Четверть воспитанников имеет образование в пределах начального.
Более 7% страдают алкоголизмом или наркоманией.
Воспитанники колонии старше 18 лет (до 21 года) составляют от 25 до 40%.
Но это цифры сухой статистики. За каждым процентом стоит человек с его мыслями, чувствами, судьбой. Сегодня мы говорили, что может привести к совершению преступления, но если оно уже совершено... Человек попадает в тюрьму.
— Согласны ли вы с утверждением героя фильма «Место встречи изменить нельзя», что «вор должен сидеть в тюрьме»?
— Тюрьма может исправить человека?
— Как вы прокомментируете эти цифры: в первые 3 года после освобождения совершают повторные преступления до 45% бывших воспитанников воспитательных колоний. Четвертая часть особо опасных рецидивистов и пятая часть пожизненников — бывшие воспитанники воспитательных колоний.
Какие положительные стороны у временной изоляция?
(Приостановка процесса наркотизации, алкализации, временная изоляция из криминального и асоциального окружения, из мира, который был для них хуже «зоны» (семейное насилие, голод, бездомность, казенный приют и т. д.), наладить отношения с родителями, получить образования, специальность и т. п.)
Воспитатель: В заключения я бы хотела чтобы вы послушали одно письмо, которое, по-моему, мнению, дает надежду: «Мне мама пишет, что у нее развалился дом, упал забор. Отец запил и ничего не делает, палец о палец не стукнет, чтобы сделать что-нибудь для дома. Вот я и думаю освободиться и начать ремонт дома... Во-первых, покрою крышу рубероидом, чтобы не протекала, потом поставлю забор, чтоб в огород не заходили козы, овечки и другие домашние животные.
В дальнейшем я должен помочь моей младшей сестренке. Она учится в специальной школе для инвалидов. В этой школе учатся и немые, и у кого с рождения изуродованы руки, ноги. А у моей сестры нарушена нервная система с рождения. Ей всегда что-нибудь не нравится, всегда психует, а самое главное — у нее позднее развитие ума. Она очень поздно научилась читать и писать. Сейчас моей сестре 10 лет, она только умеет читать по слогам, писать очень медленно. Но я надеюсь, что моя сестра выучится и выйдет в жизнь грамотной девушкой.
Еще мне надо помогать Маме, ей уже 49 лет, и она очень устает, у нее постоянно болит спина, отекают руки...
Потом, когда я сделаю все, что мне нужно было сделать дома,
я пойду учиться на машиниста. Эта профессия мне очень нравится.
Машинист — это водитель поездов, а железные дороги расположены
по всей России. Вот буду ездить из одного города в другой. А после
железнодорожного училища мне Мама посоветовала идти учиться
в училище на радиомеханика. Радиомеханик — это очень
интересная профессия. Он сидит дома, ремонтирует телевизоры
и всякую радиоаппаратуру.
А в дальнейшем я хочу, чтоб была работа. Я не хочу попадать больше в места лишения свободы. И когда освобожусь, буду советовать другим не делать плохих поступков, чтобы они не оказались в тюрьме.
Виктор Иванов. Пермская воспитательная колония. Октябрь 2000 года»
Воспитатель: — Верите ли вы, что этот парень исправится? Почему? Что об этом говорит?
Воспитатель: Давайте обсудим такой вопрос: Каковы причины преступлений? А ваши ответы я буду записывать на доске.
- Все названные вами причины можно объединить в две группы: социальные и экономические
- Какие факторы, по вашему мнению, могут влиять на совершение преступлений? (Средства массовой информации, компании, выслушать мнение детей)
Пример: Павлу Р. едва исполнилось 15 лет, когда его осудили. Он систематически, как записано в обвинительном заключении, совершал кражу. А как начиналось? Он с товарищами отбирал у ребят младших классов мелочь, сотовые телефоны. Отобрали один раз, второй.…Понравилось, тем более что остались без наказания. Малыши, запуганные ими, молчали. Дальше – больше. Начали воровать из машин. Затем стали совершать кражи из квартир. Павла задерживали, разбирали на совете отцов, родительском собрании, поставили на внутришкольный учет. Выводов он так и не сделал. Конец его воровского пути – кража в государственном учреждении.
Воспитатель: Виновато ли общество, что преступность в нашей стране неуклонно растет?
- Что такое возраст уголовной ответственности? С какого возраста наступает уголовная ответственность? (Это возраст, с достижением которого человек несет ответственность за совершенные им преступления. Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет. Лица, достигшие к моменту совершения преступления 14 лет подлежат уголовной ответственности за: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, терроризм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение оружия, и т.д.
Воспитатель: В жизни каждого человека бывает много различных обстоятельств, одни из которых способствуют воспитанию благородных, положительных черт личности. А другие – проявлению антиобщественных, аморальных взглядов и представлений.
- Человек, прежде всего сам хозяин своей судьбы, своей жизни. И как бы обстоятельства ни складывались, он должен оставаться человеком честным, мужественным и твердым.
Пример: Их было трое друзей, по крайней мере, они считали себя друзьями. Учились в одной школе, встречались, как правило, во дворе. Однажды вечером они купили вино, и пошли в парк, опорожняя бутылки, ребята кашляли, но пили. Потом решили развлечься как? Просто побродить по улице? По улице шли не просто озорные мальчишки, шли разрушители, садисты, шли люди пьяные и душевно нездоровые.
Свидетель: я вышел проводить друга, мы спокойно разговаривали, к нам подбежала группа подростков. Один из них с размаху ударил меня по голове, я упал. очнулся никого уже не было. Не нашел я и своей шапки. Друг тоже пострадал: его избили, и тоже пострадал: его избили и тоже забрали шапку.
Потом, увидев, что из магазина вышел мужчина, трое подростков набросились на него и стали избивать. Мужчина упал бес сознания. Один из парней каким-то тяжелым предметом ударил его по голове. Увидев прохожих, подростки скрылись. Совершено убийство.
Воспитатель: А теперь давайте проверим, знаете ли вы закон.
Давайте разделимся на 3 команды.
Командам выдаются карточки с заданиями (по 2 шт.) в течении 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных и обосновать свой выбор.
Карточка №1
Константин Г. В возрасте 23 лет нигде не работает и нигде не учится, был признан в умышленной порче имущества – он разбил окно магазина. В суде он признал себя виноватым, говорил, что совершил непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекали впервые.
Ответ 4
Карточка №2
Петр У. в состоянии алкогольного опьянения , он ходил на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые ,как оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения . кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.
В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские.
Ответ 1
Карточка №3
Алексей П. был совершенно подавлен неудачами, которые в последнее время просто преследовали его. Жена была больна тяжелой неизлечимой болезнью, дела на работе шли очень плохо. Он практически ничего не зарабатывал.
Алексей решил покончить жизнь самоубийством, но его пугало, что жена не сможет жить одна. Тогда он сначала убил ее, а затем совершил попытку самоубийства, которая не удалась. Решая вопрос о наказании, суд обратил особое внимание на обстоятельства, при которых все это произошло.
Ответ 2
Карточка №4
Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был возмещен практически полностью.
Ответ 2
Карточка №5
Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами.
Судья, оглашал приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они девушки подумают, прежде чем вновь решиться совершить нечто подобное
Ответ 5
Карточка №6
Анатолий З. был охарактеризован обвинителем как человек, который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил карманных краж на сумму 67 тыс.рублей.
Ответ 6
Варианты ответов:
• лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии.
• условное осуждение
• лишение свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии.
• освобождение от наказании с передачей на поруки.
• отсрочка исполнения наказания.
• шесть лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.
Молодцы!
В: А сейчас я буду называть различные ситуации, а вам нужно определить какие виды юридической ответственности наступают:
1. Ученик разбил стекло в холле школы (админ.)
2. Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг. рыбы (админ)
3. Браконьер выловил 3 осетров (угол)
4. Гражданин из мести поджег дом соседа (адм)
5. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (адм)
6. Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (адм)
7. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую машину (адм)
8. Учащиеся техникума угнали автомобиль и разбили ее (угол)
9. Пассажир автобуса не оплатил проезд (адм)
- Молодцы, вы хорошо справились
Воспитатель: Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Воспитатель: Незыблемость и авторитет закона - это непременное условие охраны общественного порядка, благополучия общества, гарантия того, что каждый гражданин может не опасаться покушения на свою жизнь, здоровье, имущество. Ни один гражданин в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РК. Так давайте уважать, ценить законы и тогда у вас в жизни не будет проблем.

Источник: http://интернет
Категория: Диспут-клуб | Добавил: карл (2016-01-11)
Просмотров: 149 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 2:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [596]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20787]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru