Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

Программа по математике
Программа по математике для специальности тракторист машинист сельскохозяйственного производства (140 часов)

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета
Курс математики для профессионального лицея дает представление о самых основных математических понятиях, идеях и методах математики, знание которых является элементом общей культуры человека любой профессиональной принадлежности. В рамках этого направления предполагается изучение одного предмета – математики, в котором чередуются относительно самостоятельные алгебраические и геометрические темы.
Для данного курса математики характерна разгрузка на основе отказа от рассмотрения большинства теоретических фактов с доказательствами, строгие доказательства теорем даются в малом количестве, в основном как образцы точных рассуждений, объяснения в значительной степени основываются на наглядных представлениях, а сложность упражнений ограничивается уровнем простейших. Некоторые традиционные разделы курса математики изучаются в общем виде (на уровне представлений, без доказательств).
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Формирование математического стиля мышления: алгоритмического, логического и творческого.
Формирование общей культуры человека, представления о математике как части общечеловеческой культуры, эстетическое воспитание.
Задачи курса математики в профессиональном лицее:
- формирование и развитие личностных качеств учащихся, адекватных полноценной математической деятельности;
- формирование математического языка, как средства описания и исследования окружающего мира, его закономерностей;
- формирование умений, навыков для полноценного функционирования в современном обществе.
Государственным базисным учебным планом для этого направления предусматривается минимальное учебное время, которое необходимо для достижения учащимися уровня обязательной подготовки государственного стандарта математического образования.

Содержание и структура учебного материала

Функция
Абсолютная постоянная, параметр, переменная величина, понятие функции, способы задания функции, простейшие преобразования графиков функций, свойства функции, исследование функции и построение графика.
Тригонометрические выражения
Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Преобразование суммы или разности тригонометрических функций в произведения и произведения в сумму или разность. Преобразование простейших тригонометрических выражений.
Тригонометрические функции числового аргумента
Синус, косинус, тангенс и котангенс действительного числа. Тригонометрические функции и их графики. Понятие функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, основной период, ограниченность. Преобразование графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y=x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Решение тригонометрических уравнений и неравенств
Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений и их систем. Простейшие тригонометрические неравенства.Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Производная
Понятие предела функции в точке и непрерывность функции.Понятие о производной. Производная суммы, разности, произведения, частного.Производные сложной, степенной и тригонометрических функций. Производная обратной функции и композиции данной функции с линейной.
Использование непрерывности функций при решении неравенств. Метод интервалов. Физический и геометрический смыслы производной. Касательная к графику функции.
Применение производной к исследованию функции
Признаки возрастания и убывания функции, критические точки и экстремумы функции.Применение производной к исследованию функций и построению графиков.Наибольшее и наименьшее значения функции.
Первообразнаяи интеграл
Первообразная и неопределенный интеграл. Свойства первообразных. Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Обобщение понятия степени
Корень n-й степени и его свойства. Решение иррациональных уравнений.Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Степенная функция, ее свойства и график. Дифференцирование и интегрирование степенной функции.
Показательная и логарифмическая функции
Показательная функция (экспонента), её свойства и график. Решение показательных уравнений и их систем. Решение показательных неравенств. Логарифм и его свойства. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.Логарифмическая функция, её свойства и график. Решение логарифмических уравнений, систем и неравенств.
Производная показательной и логарифмической функций
Производная показательной функции, число е. Производная логарифмической функции.Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график. Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.

Аксиомы стереометрии и их следствия.
Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство) и аксиомы стереометрии. Первые следствия из аксиом.
Параллельность прямых и плоскостей
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямой и плоскости, признак и свойства. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур. Тетраэдр и параллелепипед, куб. Сечения куба, призмы, пирамиды.
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Многогранники
Трехгранный и многогранный углы. Свойства плоских углов многогранного угла. Понятие многогранника, элементы многогранника. Призмы и ее свойства. Параллелепипеды и их свойства. Развертки призмы. Площадь поверхности призмы. Пирамида и ее свойства. Усеченная пирамида. Развертки пирамиды. Сечение многогранников.Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей
Понятие об объеме тела.Отношение объемов подобных тел.Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Элементы теории вероятностей и математической статистики.
Сбор и регистрация данных. Использование таблиц и диаграмм для представления информации в повседневной жизни. Статистика в экономических и социологических исследованиях. Основные понятия комбинаторики (размещения, перестановки, сочетания). Применение формул комбинаторики для вычисления вероятности события. Статистическое и геометрическое определение вероятностей.

Тематическое планирование учебного материала
Тракторист машинист сельскохозяйственного производства
1 курс
(70 часов теории)

1. Функция, ее свойства и график (8 ч.)
Понятие функции и способы ее задания. Простейшие преобразования графиков функций. Свойства функции. Исследование функции и построение графика.

2. Параллельность прямых и плоскостей (10 ч.)
Аксиомы стереометрии. Следствия из аксиом стереометрии. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Две прямые, параллельные третьей прямой. Признак параллельности прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Свойства параллельных плоскостей.

3. Тригонометрические функции (14 ч.)
Преобразование суммы и разности тригонометрических функций в произведение. Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму или разность. Основные свойства и графики тригонометрических функций. Обратные тригонометрические функции. Простейшие тригонометрические уравнения и их решения. Способы решения тригонометрических уравнений и их систем. Решения тригонометрических неравенств.

4. Перпендикулярность прямых и плоскостей (6 ч.)
Перпендикулярность прямых в пространстве. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Расстояние между прямыми и плоскостями. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярные плоскости.

5. Производная (12 ч.)
Понятие предела функции в точки и непрерывность функции. Определение производной. Правила вычисления производных. Физический и геометрический смыслы производной. Касательная к графику функции. Производная сложной функции. Производные тригонометрических функций. Приближенные вычисления.

6. Применение производной к исследованию функции (6 ч.)
Признаки возрастания и убывания функции. Критические точки и экстремумы функции. Исследование функции с помощь производной и построение графика. Наибольшее и наименьшее значения функции.

7. Первообразная и интеграл (8 ч.)
Первообразная и неопределенный интеграл. Площадь криволинейной трапеции. Определенный интеграл формула Ньютона-Лейбница. Вычисление площади плоских фигур с помощью интеграла.

8. Корни и степени. Степенная функция (6 ч.)
Корень п-ой степени и его свойства. Иррациональные уравнения. Степень с рациональным показателем. Степенная функция ее свойства и график. Дифференцирование и интегрирование степенной функции.

Тематическое планирование учебного материала

2 курс
(70 часов теории, 6 часов экзамен)

1. Многогранники (16 ч.)
Понятие многогранника. Призма и ее элементы. Площадь поверхности призмы. Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности куба и параллельного параллелепипеда. Пирамида и ее элементы. Усеченная пирамида и площадь ее поверхности. Правильные многогранники.

2. Показательная и логарифмическая функции (20 ч.)
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения их системы. Решение показательных неравенств. Логарифм и его свойства. Логарифмическая функция ее свойства и график. Решение простейших логарифмических уравнений и их систем. Решение логарифмических неравенств. Дифференцирование показательной и логарифмической функции. Первообразная показательной функции.

3. Тела вращения (16 ч.)
Вращение фигур вокруг своей оси. Прямой круговой цилиндр и его элементы. Осевые сечения цилиндра. Прямой круговой конус, его элементы. Осевые сечения конуса. Усеченый конус. Шар и сфера. Сечения шара. Касательная плоскость к сфере, ее свойства.

4. Вероятность. (8 ч.)
Применение комбинаторики и бинома Ньютона в теории вероятностей. Случайная величина и ее виды. Закон распределения случайной величины. Числовые характеристики случайной величины.
5. Объемы (10 ч.)
Общее представление об объемах. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы и пирамиды. Объем цилиндра и конуса. Объем шара и площадь сферы.
6 часов экзамен
Виды контроля знаний

Требования к уровню подготовки
обучающихся по данной программе
В результате изучения математики учащийся должензнать/понимать
• значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
• значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
• универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
• вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра
уметь
• выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
• проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
• вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
• определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
• строить графики изученных функций;
• описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
• решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь
• вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
• исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций;
• вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
• решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
• составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
• использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
• изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• построения и исследования простейших математических моделей;
ГЕОМЕТРИЯ
уметь
• распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
• описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
• анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
• изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
• строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
• решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
• использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
• проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
• вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Используемое оборудование
Учебники, презентации по темам: функция, ее свойства и графики, параллельность прямых и плоскостей, тригонометрические функции, перпендикулярность прямых и плоскостей, производная, применение производной к исследованию функции, комбинаторика и бином Ньютона, первообразная и интеграл, корни и степени. степенная функция, многогранники, показательная и логарифмическая функции, тела вращения, вероятность, объемы.

Список используемой литературы

1. Алгебра и начала анализа: Учеб.для 10кл. обществ.-гуманит. направления общеобразовательных школ/ А.Е. Абылкасымова, К.Д. Шойынбеков, М.И. Есенова, З.А, Жумагулова. – Алматы: Издательство «Мектеп», 2006.-176 с.
2. Геометрия. Учеб.для 10 кл. общественно гуманитарного направления общеобразовательных школ/ Ж. Кайдасов, В. Гусев, А. Кагазбаева. – Алматы: Издательство «Мектеп», 2006. – 40 с.
3. Алгебра и начала анализа: Учеб.для 11 кл. обществ.-гуманит. направления общеобразовательных школ/ А.Е. Абылкасымова, И. К.Д. Шойынбеков, З.А, Жумагулова. – Алматы: Издательство «Мектеп», 2007.-160 с.
4. Геометрия. Учеб.для 11 кл. обществ.-гуманит. направления общеобразовательных школ/ Ж. Кайдасов, В. Гусев, А. Кагазбаева. – Алматы: Издательство «Мектеп», 2007. – 64 с.

Источник: http://dfiles.ru/files/um7dmq998; http://dfiles.ru/files/j7f29zqt1
Категория: Профессиональное образование | Добавил: lenochka__p (2013-04-07) | Автор: Пархамович Елена Александровна E
Просмотров: 1168 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 12:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru