Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

«Особенности выразительных средств для воплощения романтического стиля в произведениях Г.Венявского «Легенда» и П. Сарасате «Интродукция и
КГКП Школа искусств № 2, колледж искусств им. Таттимбета г. Караганда, Алжанова Айжан Умыржановна – преподаватель по классу скрипки, оркестровое струнное отделение.

Тема открытого урока: «Особенности выразительных средств для воплощения романтического стиля в произведениях Г.Венявского «Легенда» и П. Сарасате «Интродукция и тарантелла»
Цель урока: ознакомление учащегося с данными произведениями, их стилем, характером и набором выразительных средств для их воплощения.
Задачи урока:
• Учебно-образовательные: рассмотреть общие приемы для исполнения произведений романтического стиля, привить навык к самостоятельному разбору произведений, освоение техники левой и правой рук.
• Развивающие: способствовать развитию творческого воображения и формированию у учащегося активного восприятия музыки
• Воспитательные: способствовать формированию эмоциональной отзывчивости к особенностям романтического стиля

Тип урока: ознакомительный, аналитическо-практический.



Романтизм, его особенности, образная сфера этой эпохи. Композиторы и исполнители Г.Венявский и П. Сарасате – яркие представители данного направления в музыке. Набор выразительных средств, исполнительских приемов:
• Музыкальная форма, фразировка
• Особенности мелодизма композиторов, особенности интонирования
• Исполнительские приемы в правой руке
• Техника левой руки
• Роль аккомпанемента
На примере первого раздела «Легенды», который исполнит учащийся, продемонстрировать особенности этого произведения в соответствии с вышеперечисленными пунктами.
• Музыкальная форма: трехчастная, повторного строения, с контрастной серединой.
• Мелодизм: присутствует лейтмотив, как элемент человеческой речи, можно трактовать как символ вопроса. Фразы разворачиваются постепенно, музыка эмоционально сгущена.
• В правой руке: эта пьеса требует от исполнителя владения разной скоростью и нажимом смычка. Проиллюстрировать это на примере из пьесы с учащимся.
• Техника левой руки имеет свои особенности: использование глиссандо сильно обогатит игру музыканта, о также применение портаменто, как неотъемлемого приема исполнителей-романтиков. Показать на примере из произведения.
• Аккомпанемент у Венявского всегда почти равноправный партнер для скрипки, его подголоски очень органично вплетаются в общую музыкальную ткань.
После проигрывания студентом Интродукции и начала Тарантеллы П.Сарасате, попросить учащегося рассказать, что он знает о данном композиторе. Характер самой личности композитора непременно проявляется в его произведениях и, как следствие, от этого зависит и набор выразительных средств.
• По музыкальной форме – это произведение двухчастное, 1 часть – медленная и широкая, 2 часть – зажигательный танец.
• П. Сарасате является ярким представителем виртуозно-романтической школы. Его мелодизм направлен скорее на публику, на эффектное исполнение, нежели на передачу внутреннего мира личности. В отличие от пьесы «Легенда»
• Исполнительские приемы для правой руки в этой пьесе требуют от учащегося хорошего владения техникой бросковых штрихов (сотийе, сальтандо), а в кантилене использование разных красок (сочетание скорости, нажима и точки ведения смычка). Попросить учащегося исполнить начало Интродукции поставить задачу найти разные краски в нескольких фразах.
• Техника левой руки здесь очень мелкая, пальцы должны быть очень собраны. В середине Тарантеллы композитор предоставил возможность исполнителю показать всю свою координацию в переходах в верхние позиции. Также излюбленный прием для всех романтиков – это прием портаменто левой рукой (за счет вибрации каждым пальцем).
• Роль аккомпанемента у Сарасате в этой пьесе скорее поддерживающая, чем равноправная. Это следствие его характера, личность Сарасате на сцене затмевала всех.
Подведение итогов урока: Эти две пьесы написаны представителями романтического стиля. Однако каждая из них показывает различные аспекты этого стиля. «Легенда» требует от исполнителя глубоких переживаний, внутренней чуткости и зрелости. Эта музыка подобна человеческой речи. Пьеса Сарасате рассчитана на эффектное ее исполнение за счет хорошего владения техникой бросковых штрихов. Оба этих произведения очень полезны в развитии личности скрипача-исполнителя, так как позволяют ему овладеть разнообразными исполнительскими приемами.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Anuga (2014-05-28) | Автор: Алжанова Айжан Умыржановна E
Просмотров: 1273 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 9:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru