Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащихся ДМШ.
КГКП Школа искусств № 2, колледж искусств им. Таттимбета г. Караганда, Алжанова Айжан Умыржановна – преподаватель по классу скрипки, струнное отделение.

Цель обучения начинающего скрипача в классе по специальности – воспитание мыслящего, обладающего высокой музыкальной и профессиональной культурой музыканта-исполнителя и будущего педагога. Важную, а порой и определяющую роль здесь играют самостоятельные занятия, их целенаправленность и эффективность. Поэтому самостоятельные занятия играют важную роль в становлении любого профессионального музыканта. В настоящее время у учащихся колледжей редко можно наблюдать 100%-ное качество и эффективность домашней работы, следствием чего являются погрешности в выступлениях на экзаменах и концертах.
Конечно, для успешной организации домашних занятий студент должен обладать рядом качеств: внимательность, высокая степень концентрации, предельная самоотдача, а также «фанатичная преданность музыке и своему инструменту…». Стоит заметить, что эти качества личности формируются уже на первоначальном этапе обучения, в музыкальной школе, и зависят как от усилий педагогов, так и от владения студентом методикой самостоятельных занятий.
Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения, удельный вес самостоятельной работы возрастает от младших классов к старшим. Своеобразие этого навыка как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Поэтому самоконтроль – это один из важнейших аспектов в деятельности музыканта- исполнителя. Студент должен иметь навык совмещать исполнительские и контрольные действия. Навык самоконтроля формируется на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценки состава педагогов за исполнение программы на академическом концерте и других выступлениях. Анализировать и оценивать ученика рекомендуется не только по результатам, но и по качеству его деятельности.
Таким образом, самостоятельная работа – это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента.
Роль педагога в этом вопросе нельзя не переоценить. Преподавателю необходимо обеспечить условия успешного выполнения самостоятельной работы. К ним относятся:
• Четкая постановка цели, задач, для осуществления данной цели.
• Определение алгоритма выполнения самостоятельной работы
• Определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов
• Вид контроля и критерии оценки выполнения задания

Активное внимание педагога может быть направлено на такие моменты, как установление расписания самостоятельных занятий студента, рекомендации в последовательности работы над произведением, а также установление временных рамок самостоятельных занятий. Многие выдающиеся педагоги рекомендуют заниматься два раз в день с небольшим перерывом (А. Рубинштейн, Л. Ауэр и др). А. С. Савшинский в своей книге «Режим и гигиена пианиста» дает хороший совет: после первых сорока минут занятий сделать две минуты отдыха, но не больше. Это самый оптимальный режим работы нервной системы музыканта. «Не делайте длинных перерывов в ваших занятиях, ибо это нарушает вашу связь с инструментом, для восстановления которой потребуется значительное время… »
М. С. Лебензон особо подчеркивает, что успех во многом зависит от положительной мотивации педагога. Вдохновение и импульс к творчеству очень важен для неокрепших начинающих исполнителей, поэтому задача педагога найти эту тонкую грань между поощрением, которое вдохновляет на творчество, и чрезмерным вниманием, которое поощряет учащегося к ничегонеделанию. По слова В. А Сухомлинского «интерес к учению рождается только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Следовательно, педагог должен дать учащемуся уверенность в том, что он добьется успеха.
При изучении больших и сложных этюдов педагогу необходимо умело распределять работу студента, разделив ее на несколько этапов, с учетом количества материала и использованием штриховых и метроритмических вариантов.
Педагог также должен указать ученику на тот важный факт, что «успех работы пропорционален не количеству затраченного времени, а количеству затраченного при этом внимания». При этом единственным контролирующим в этой деятельности является слух музыканта, он обязан чутко воспринимать весь комплекс музыкально-художественных характеристик (интонация, ритм, выразительные стороны звучания, нюансировка, агогика, фразировка и т.д.)
М Вайман советовал искать причину многих недостатков игры не в технике, а в слухе: «Если уши хорошо слышат то, что должно быть, - руки сделают. Секрет искусного владения инструментом состоит в том, чтобы наладить прямую связь между слухом и кончиками пальцев». Плохой исполнитель играет, но по настоящему не слышит, что он играет и как у него получается, не знает как надо играть. Посредственный – может слышать, что он играет, в принципе может постичь и как надо играть, как следует заниматься, но не наученный этому, действует хаотично. А вот хороший инструменталист слышит, что он играет и может корректировать процесс звучания. Но его скорее всего можно назвать не исполнителем, а слушателем своей игры. И лишь на высшем уровне мастерства – уровне художника музыкант слышит до того, как он играет, слышит как он может играть, как должен интерпретировать сочинение и, сыграв, сравнивает сыгранное в представленным в сознании.
Причины неэффективности слухового контроля кроются, например, в излишней «доброжелательности», в не критичности своей игры, в мышечной скованности игрового аппарата, которая может распространить свое парализующее влияние и на сферу сознания.
Периодически рекомендуется систематически давать студенту специальное задание для самостоятельной домашней работы, например, - самостоятельно изучить пьесу или часть концерта с последующим контрольным проигрыванием. Степень трудности будет на несколько порядков ниже. Такие самостоятельные занятия расширяют диапазон музыкально-исполнительских возможностей студента и значительно разнообразят его репертуар.
При выборе заданий нужно соблюдать важный педагогический принцип – идти в начале пути в ногу ребенком, постепенно увеличивая нагрузку, а когда воля ребенка увеличивается, педагог должен все больше отходить «в тень». Самое сложное при этом – почувствовать, когда нужно помочь. Нельзя лишать учащегося удовольствия справиться с проблемой самостоятельно, но нельзя и допустить, чтобы он потерял веру в себя в случае, если задача окажется для него слишком сложной.
Также, полезной практикой считается вспоминание и доведение до совершенства ранее играного репертуара, это максимально поднимает настроение и уверенность у исполнителя, так как ранее играные пьесы имеют свойство совершенствоваться в сознании исполнителя на время продолжительной паузы.
Следовательно, в практике каждого педагога должно стать хорошей привычкой составлять индивидуальные планы на каждого учащегося, так как это позволяет увидеть его профессиональный рост в перспективе, а также дает ученику большой стимул к освоению более сложных произведений.
Высоко эффективным методом педагога для развития самостоятельности у скрипачей являются постоянно устраиваемые концерты класса или выступления перед друг другом, без присутствия публики. Такой метод позволяет каждому исполнителю замечать хорошие и не очень хорошие стороны исполнения своих сотоварищей. Анализируя причины ошибок, допущенных сверстниками, можно быстрее найти и исправить свои собственные. Это очень важно, поскольку в наше время студенты и учащиеся школ довольно редко выступают на сцене в качестве солистов.
Очень большой прогресс в развитии внутренних слуховых представлений дает «пассивное» знакомство с музыкальными записями, слушание классической музыки на концертах и в интернете. И как следствие этого, появляется осмысленная игра и глубокое понимание произведения.
Низкие результаты самостоятельной работы – это тревожный сигнал, который помогает педагогу спросить себя самого: «почему?» Этот вопрос позволяет проанализировать то, как изучался материал на предыдущих уроках, какие приемы обучения неэффективны, от чего следует вовсе отказаться. Какие бы трудности ни встречали учащиеся в ходе самостоятельной работы, без нее не обойтись.
Известно, что знание само по себе не воспитывает ни умения, ни воли, научиться можно только самому. Следовательно, педагог выполнит свою задачу качественно только в том случае, если на своих уроках создаст такие условия, при которых учащиеся овладеют силой воли и способами организации своей самостоятельной деятельности, что позволит им учиться в течение всей дальнейшей жизни.
Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы:
 Принцип обязательности. Каждый студент на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: найти правильную аппликатуру, обозначить убедительную фразировку и т. д.
 Принцип посильности. Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик смог с ними справиться. Это задание должно быть в «зоне ближайшего развития».
 Принцип обучения новым формам и методам самостоятельной работы.
 Принцип интересности. Для разных личностей привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ученику идти путем, который ему больше нравится.
 Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке или иметь свободное время. Более талантливым необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.
 Принцип эмоциональной игры. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над своим волнением.
 Принцип поощрения.
Условиями успеха во взаимодействии с учащимися являются:
 принятие ученика как полноправного партнера;
 вера в возможности и способности ребенка к самосовершенствованию;
 установление доверительных отношений с учащимся;
 знание и учет его способностей.

Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что роль педагога в организации самостоятельной работы студента-скрипача неоценима. Педагог является одновременно организатором, руководителем, консультантом и партнером учащихся в решении проблем. Он должен быть источником разностороннего опыта, к которому ученик может в любой момент обратиться. Таким образом, учитель постепенно становится повседневным руководителем, и как бы незримо присутствует при самостоятельной домашней работе скрипача.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Anuga (2014-05-28) | Автор: Алжанова Айжан Умыржановна E
Просмотров: 2012 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 12:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru