Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

культура делового общения
Речевой этикет в деловой и неофициальной сферах

Язык – средство общения. Если язык – это мелодия, то речь – мелодия, наигранная на инструменте. Одним словом, речь – это применение языка на практике. Культура речи предполагает правильное использование языка. Главный фактор для человека – речь. Вместе с тем, это не просто воспроизведение речи. Слово - внешняя оболочка мысли. Если слово не используется в должном значении, то самые ценные важные мысли остаются невыраженными. Это напрямую связано с культурой делового общения. Речь делится на две большие группы: устную и письменную. А устная речь в свою очередь в зависимости от сферы общения подразделяется на официальную и неофициальную.
Несмотря на выбор слов из словарного состава в зависимости от условий, связанных с официальным или неофициальным общением, социальным статусом адресанта и адресата, речевые акты бывают устоявшимися, стандартными. В речевом этикете наблюдается смешение стандартного и творческого выбора языковых единиц. Речевой этикет тесно связан с деликатностью, но несмотря на тесную связь, они не могут быть взаимозаменяемы. Так, все, являющееся этикетным, относится к деликатности, а все, что не относится к этикету, не всегда является деликатным [1].
Устный контакт не может быть произведен без невербальных компонентов. Вступающие в контакт нацелены на зрительное восприятие ряда невербальных знаков: жестов, мимики, позы и слуховое восприятие интонации, тембра голоса, темпа речи. В связи с этим можно полностью согласиться с высказыванием А. Аманбаевой, которая отмечает: «По сравнению с письменной речью легче воспринять устную речь: устная речь дополняется невербальными (вне языковыми) средствами общения: мимикой, жестами, паузой, пантомимой». В неподготовленной речи в связи с отсутствием предварительного обдумывания высказывания сложилась практика свободной речи, которая допускает нарушение языковой чистоты, языковых норм. Устная речь проводится в основном в форме диалога. В диалоге часто употребительны краткие неполные предложения. Устная речь в первую очередь тесно связана со звуковой речью. В силу этого важная роль отводится звукам. Устная речь богата на интонационные вариации, что придает речи особую выразительность» [2].
Необходимо различать физиологическую, ремическую коммуникативные и некоммуникативные знаки. Например, можно поглаживать затылок по физиологическим причинам или использовать как сигнал адресату «затрудняюсь ответить». Аналогично приложение руки к голове может означать головную боль или же восприниматься в значении «не знаю что делать, как поступить». Академик И.Кенесбаев, касаясь особенностей устной и письменной речи отмечает: «Устной беседе характерны краткие формы речевых актов, преобладание вопросно-ответных реплик, смешанное употребление вопросительных, побудительных и повествовательных предложений. Жесты, кивание головой, мимика, пантомима, связанные с сущностью диалога, помогают восприятию речи, мысль доносится до собеседника даже при наличии неполных, а иногда и незаконченных предложений» [3, с. 7].
Аспекты невербальной коммуникации рассматриваются в работе Г.В.Колшанского «Паралингвистика». Паралингвистика – раздел науки, изучающий общий и обязательный фонационные средства. Г.В.Колшанский дает следующее определение паралингвистике: «Паралингвистика не есть привесок или остаток, вычитаемый из языковой системы, а особый функциональный компонент параязыковой системы, т.е. коммуникативная подсистема, которая дополняет функцию вербальной коммуникативной системы [4, с.215].
В зависимости от вербального общения мимика и жесты могут употребляться как в процессе общения, так и перед, и после общения, а также вместо слов. Фонационные знаки относятся к речи, это особенно присуще междометиям. Мимика, как и сама речь, так же имеет определенный смысл, помогает заострить внимание на определенном моменте речи, способствует заполнению пауз, поддержанию связи между высказываниями, установлению понятийной, модально-оценочной и этичной связей.
Жесты (в широком смысле слова) обладают семантикой, имеют глубокий смысл. Например, объятия ветеранов войны при встрече могут иметь несколько значений: а) приветствие, б) радость, в) встречу после долгой разлуки, в) неразрывную связь однополчан и т.д.
В семиотике различают кинесику (мимика, жесты), проксемику (позы, движения коммуникантов), фонацию (озвучивание невербальных знаков). Динамическое движение частей тела, лица относится к жестам и мимике, позы и выражение лица во время коммуникации бывают в форме статики.
При классификации видов речи необходимо учитывать различные факторы. Это позволяет определить устную и письменную формы речи, диалогические и монологические высказывания, функциональные стили речи, их функционально-семантические (коммуникативные) формы. В зависимости от формы общения, его проведения в устной или письменной форме речь делится на устную и письменную. Например, при разговоре со сверстниками, разговоре по телефону, при чтении лекции используется устная форма речи. А при чтении книг, писем, законов, документов связь между говорящим и слушателем осуществляется через готовый текст.
В последнее время стилистика текста выделена в отдельную область. Стилистика текста выявляет стилистические особенности отдельного текста или группы текстов, определяет их принципы построения (композицию, методы, приемы передачи содержания, стилистические особенности произведения). Стилистика речи изучает функциональные стили речи.
Выполняя определенные социальные функции, речь использует отдельные элементы (лишь 20% лексики обладает стилистической окраской), которая в соответствии с коммуникативными целями наряду с экстралингвистичекими факторами формирует систему речи. М.Н.Кожина так характеризует систему речи: «Под речевой системностью функционального стиля (или другой, более частной речевой разновидности) понимается функционально-семантическая взаимосвязь на текстовой плоскости разноуровневых языковых единиц (включая и текстовые), обусловленная экстралингвистической основой соответствующей речевой разновидности и выполнением общего коммуникативного задания (этой сферы), взаимосвязь, создающая и выражающая стилевую специфику данной группы текстов (речевой разновидности отдельного ее текста) по сравнению с другой, и обладающая общей стилевой чертой (или их комплексом)» [5, с.9б].
Различные стилевые особенности – лексические особенности, сочетания слов, соответствие предложений - определяются по языковым параметрам. Поэтому продуктивное или непродуктивное использование определенного слова – не только количественный показатель, но и качественный, так как количество должно соответствовать качеству.
Если рассмотреть особенности словоупотребления делового стиля, то следует отметить преимущественное употребление существительных и прилагательных. Вместе с тем деловой стиль отличается формально-логическим семантическим строем, распорядительной функцией (указания, распоряжения), безоценочностью письменной деловой речи, что наряду с точностью и достоверностью приводит к однозначности, исключению инотолкования.
В вопросах классификации стилей имеются различные точки зрения. Например, А.К.Панфилов выделяет официально-деловой, производственно-технический, публицистический стили[6]. Ученый не выделяет отдельно художественной стиль, так как в произведениях художественной литературы встречается смешение всех стилей. М.Н.Кожина отмечает, что «языковые средства определенного стиля могут употребляться и в других стилях, в силу чего стилевые границы могут нивелироваться» [7].
Речь как социальное явление используется в правовой, социальной, научной, культурной сферах, в области искусства и т.д. Разумеется, в каждой сфере речь выполняет различные функции. Это связано с формой общения (устной, письменной), условиями (официальные/неофициальные, контактные/дистантные), формой мышления (познавательная, познавательно-оценочная, изобразительная, информационно-эмоциональная) и другими экстралингвистичекими факторами.
Функциональные стили определяются как экстралингвистический фактор, выполняющий такие функции речи как общение, повествование, воздействие. Несмотря на то, что в процессе речи наблюдается смешение данных функций, основной функцией считается стилистическая особенность.

Функция общения разговорный стиль

Функция повествования научный стиль,
официально-деловой стиль

Функция воздействия стиль художественной литературы, публицистический
стиль

Ученый Н.Уалиев, характеризуя особенности каждого стиля, отмечает: «Человек, взяв в руки ручку и бумагу, для выражения своих мыслей, чувств использует один из функциональных стилей литературного языка. Выступающий перед определенной группой людей выбирает соответствующие языковые средства в зависимости от места выступления, среды, слушателей, цели выступления.
Умение использовать языковые средства в соответствии с условиями и целями общения требует знания отличительных особенностей функциональных стилей, умения использовать их в соответствующей обстановке.
Отличие художественного слова от научного или научного от разговорного - стилистическое единство. А как же слово подчиняется стилистическому единству? Во-первых, отличие одного стиля от другого можно определить по различию языкового материала. Например, форма –уда (-уде) (студенттер білім алуда), что соответствует в русском языке отглагольным существительным на -ние (студенты в процессе получения знаний) используется в публицистическом стиле, но не характерна для разговорного и художественного стилей. Выражения считается, считается одним из, один из известных характерны для научного стиля и совершенно не встречаются в художественном. Выражения, встречающиеся в разговорном стиле боп (болып), кеп (келіп), ап (алып), нельзя считать характерными для стиля деловых бумаг»[8, с.97].
Среди исследователей имеются различные мнения по поводу того, что считать основным фактором в определении стиля. Например, А.Н.Гвоздев, взяв за основной фактор определения стиля функцию языка, выделяет научно-деловой, художественно-публицистический и разговорный стили [9], Б.Н.Головин, М.Н.Кожина [10] и другие ученые, взявшие за основу мыслительную деятельность, выделяют научно-деловой, публицистический, художественный и разговорный стили. В.А.Аврорин, взяв за основной фактор сферу употребления языка, определяет 12 видов стилей:
1) хозяйственный; 2) социально-политический; 3) строительный; 4) коллективное обучение; 5) художественная литература; 6) средства массовой информации; 7) эстетическое воздействие; 8) устное народное творчество; 9) научный; 10) делопроизводство; 11) личные письма; 12) религиозный [11]. Следует отметить, что возможна группировка схожих стилей. Например, объединение художественного стиля и стиля устного народного творчества и т.д.
В работе В.Салагаева и Б. Шалабаева «Делопроизводство» литературный язык разделен на 5 стилей. Это: научный, деловые бумаги, публицистический, художественный и разговорный. Данную классификацию авторы мотивируют следующим: «Такое разделение обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это относится к общественной функции языка. Для деловой документации это - сфера правовых отношений, в частности сфера управления. Здесь правовые отношения проявляются в международных отношениях, в отношениях между государством и гражданами, и их объединениями, официальные отношения между членами организаций и учреждений, между хозяйственными субъектами. В соответствии с этим различаются три вида стиля делопроизводства. Это: дипломатический, законотворческий и бытовой стили».
Классификация вышеупомянутых стилей позволяет прийти к определению культуры деловой речи. Понятие культуры деловой речи предполагает тщательный отбор языковых средств, адекватных сфере общения, уместных в данной деловой ситуации. Культура делового общения предполагает знание деловым человеком норм литературного языка, умение изъясняться на правильном литературном языке. Это - основное условие формирования делового человека как личности.


Использованная литература:

1. Аманбаева А. Прагмалингвистическая характеристика интонационных единиц: Дисс.кандидата филологических наук.- Алматы, 2006. – 118б.
2. Колшанский Г.В. Паралингвистика.- М., 1976. – 200 с.
3. Кенесбаев И. Несколько слов о культуре речи // искусство слова.–Алматы: Ғылым, 1976. – 144с.
4. Кожина М.Н. Статус стилистики в современном языкознании // Статус стилистики в современном языкознании. - Пермь, 1992. - С.9.
5. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. - М., 1989. - 201 с.
6. Кожина М.Н.. О понятии стиля и месте языка художественной литературы среди функциональных стилей. - Пермь, 1962. - 190с.
7. Гвоздев А.Н. Устная речь писателей и ученых. - Саратов, 1992. -180 с.
8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. – 61 с.
9. Уалиев Н. Искусство слова. – Алматы:Мектеп, 1984. - 118 с.
10. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. - Л., 1975. – 102 с.
11. Гольдин В.Е. Этикет и речь. - Саратов, 1983. – 201 с.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: meru (2014-07-04) E
Просмотров: 968 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 5:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru