Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование |
Конспект подгруппового логопедического занятия на автоматизацию звука Р в подготовительной группе. Тема: « Королевство заколдованных зеркал » ( Звук «Р»). Ход занятия: Цель: добиваться правильного произношения звука [Р] изолированного, в слогах, словах, во фразах. Задачи: 1. Формировать навыки самостоятельного произношения звука [Р] изолированно, в словах и фразах. 2. Развивать органы артикуляции при помощи гимнастики. 3. Развивать фонематическое восприятие. 4. Развивать речевое дыхание. 5. Развивать мелкую моторику рук Оборудование: Индивидуальные зеркала по количеству детей, салфетки, цветные бумажные стрелки- указатели, схематические рисунки для характеристики и артикуляции звука « Р», 4 стола, 4 зеркала, скотч или изолента, бумажные снежинки или ватные шарики, дворец с кармашками, картинки, в названии которых есть звук «Р» в начале, середине и конце слова, маленькие зеркальца- сюрприз для детей. 1. Организационный момент. Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. И мне захотелось сказать им: « Доброе утро!», « Қайырлы таң !» Дети: Доброе утро! Қайырлы таң! Логопед: И все захотели подарить гостям и друг другу свои улыбки. Логопед: Ребята, а вы хотите попасть в сказку? Дети: Да. Логопед: Тогда я вас приглашаю. 2. Объявление темы. ( Видеозарисовка- звучит сказочная музыка, появляется принцесса Розалия) Логопед: Ребята, посмотрите, кто это? Принцесса Розалия: Здравствуйте, Ребята! Я – принцесса Розалия. В моем королевстве случилось несчастье. На всех зеркалах- большое заклятье. Злая колдунья заколдовала зеркала. И теперь, тот, кто в зеркало смотрится- забывает как « Р» произносится. Ребята! Вас прошу я, ПОМОГИТЕ: В королевство звук верните Если зеркало вы встретите- На нем задание приметите. Вы уже все научились Четко Р произносить, Будет вам совсем не трудно Все задания решить. Логопед: Поможем принцессе Розалии- выполним задания и расколдуем зеркала? Дети: Поможем. Логопед: Звук «Р» сложный, поэтому, прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте сделаем гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был подвижным и послушным, и произносил все звуки красиво и правильно. Логпед: Ну, а чтобы подготовить язычки, нам нужны… Дети: Зеркала. Логопед: Пожалуйста, приступим к выполнению упражнений. ( Логопед вместе с детьми выполняют артикуляционную гимнастику). Логопед: Зубы ровно мы смыкаем И «заборчик» получаем. А сейчас раздвинем губы И увидим свои зубы ( Артикуляционное упражнение « Заборчик») Логопед: Подражаем мы слону: Губы хоботом тянем Даже если мы устанем, Их тянуть не перестанем. Будем долго так держать, Свои губы укреплять. ( Артикуляционное упражнение « Хоботок») Логопед: Тик- так, тик- так, Ходят часики вот так. День и ночь они не спят, Всё стучат, стучат, стучат ( Артикуляционное упражнение « Часики») Логопед: Чистим зубы, Чистим зубы И снаружи, И внутри. Не болели, Не темнели, Не желтели чтоб они. ( Артикуляционное упражнение « Чистим зубки») Логопед: Вверх язык мы поднимаем Потом на зубы опускаем. Так качать мы продолжаем… ( Артикуляционное упражнение «Качели») Логопед: Мы работаем с утра, Красить потолок пора, Челюсть ниже опусти, Язык к небу подними. Поводи вперед – назад – Наш маляр работе рад. ( Артикуляционное упражнение « Маляр») Логопед: Молодцы, дети! Жарайсыңдар, балалар! Теперь ваши языки готовы говорить правильно и красиво. 3. Артикуляционный уклад и характеристика звука Р. Логопед: Ребята, посмотрите, что это? Дети: Стрелки. Логопед: Верно, и эти стрелки указывают куда намнужно идти. ( Логопед по стрелкам, вылаженным на полу, с детьми подходят к первому зеркалу, запечатанному полоской скотча или изоленты). Розалия: дети, чтобы расколдовать первое зеркало, вам нужно объяснить, как правильно произносится звук Р и дать характеристику звуку. Логопед: Расскажем, как получается звук «р»? А помогут нам в этом схематические рисунки: - губы в улыбке; - кончик языка прижат к альвеолам; -Рукой ощущаем теплый воздух; ♫ - Звук « Р» звонкий; - согласный - звук « Р» твердый, обозначаем синим цветом Логопед: Когда мы произносим звук «р», что делают губы? Дети: Губы улыбаются. Логопед: Где находится кончик языка? Дети: Кончик языка поднят за верхними зубами и прижат к альвеолам. Логопед: Что нужно сделать, чтобы язык задрожал, завибрировал? Дети: Подуть на кончик языка с силой. Логопед: Как проверим, что подули? (ощущается ладонь руки, поднесенной ко рту). Логопед: Что мы ощущаем на ладони? Дети: Теплый воздух. Логопед: А теперь будем делать и проверять. Как проверим? Дети: Посмотрим в зеркало и произнесем. Логопед: А теперь произнесем еще раз звук [Р] четко и послушаем. А теперь волшебная стрелка покажет, кто произнесет. А теперь друг другу. Логопед: Получается? Дети: Да. Логопед: Молодцы! Звук [Р] вы произносите правильно. Логопед: Давайте расскажем про звук [Р]. Какой он гласный или согласный? Дети: Звук « Р» согласный. Дети: Как вы узнали, что он согласный? Дети: Потому что во рту встречается препятствие. Логопед: Какое? Дети: Язычок упирается в верхние зубы. Логопед: А звук [Р] звонкий или глухой? Дети: Звук « Р» звонкий. Логопед: Как узнать? (Дети при произнесении звука [Р] кладут ладонь на горло). Логопед: А что вы ощущаете? Дети: Горло дрожит. Логопед: Ребята, а мы уже знаем, когда дрожит горло – что это означает? Дети :Звук [Р] звонкий. Дети: Да, горло – это наш голос. Звук [Р] мы произносим с голосом, поэтому наши голосовые связки вибрируют. Логопед: Итак, звук [Р] какой? Дети: Звук « Р» Согласный, звонкий. Логопед: Ну, что, я думаю с этим заданием вы справились. Розалия: Молодцы, ребята! Вы расколдовали это зеркало. ( Снимает с зеркала полоску скотча или изоленту). Логопед: Дети, а чтобы нам подойти к следующему зеркалу, нужно назвать слова с противоположным значением. ( На каждый шаг, подходя к зеркалу, дети произносят слово с противоположным значением). 4. Автоматизация звука « Р» в словах. Плохой- хороший Работа со словами- антонимами. Злой- добрый Вниз- вверх Влево- вправо Белый- черный Узкий- широкий Сухой- мокрый Логопед: Хорошо! Ну, что идем дальше? Дети: Да! ( Возле зеркала стоит дворец с окошками) Логопед: Ребята, посмотрите, а что здесь, возле этого зеркала? Работа над звуковым анализом. ( определение звука в слове). Дети: Дворец. Розалия: Верно и для того, чтобы расколдовать это зеркало, вам нужно правильно расположить картинки в окошечках: в левый столбик- те, в названии в которых звук Р- в начале слова, в средний столбик- те, где звук- в середине слова, а в последний правый столбик – те картинки, где звук находится в конце слова. Логопед: Ребята, вы поняли задание? Дети: Да. Логопед: Пожалуйста, приступаем к его выполнению. Показ детей с пояснением. Логопед: Молодцы, дети, и с этим заданием вы тоже отлично справились! ( Логопед убирает полоску скотча еще с одного зеркала). 5. Закрепление звука в предложениях. Логопед: А это зеркало колдунья заколдовала так: она придумала « страшилки». Колдунья « страшилки» сочиняет, Хитрость колдуньи не нова, Просто колдунья переставляет В предложениях слова. Логопед: Дети, давайте переставим слова в предложениях, чтобы страшилки исчезли: ( читают вслух с детьми): Ватрушка съела старушку Рубашка стирает Юру Дерево село на ворону Гитара играет на Роме - А ещё колдунья перепутала слова в предложениях. Давайте распутаем «путаницу» и расколдуем это зеркало: Расцвели на клумбе … (козы), В огород забрались … (розы), У слона огромный … (робот), На заводе сделан … (хобот), Ползает у речки … (мак), Расцветает в июле …(рак). Логопед: Өте жақсы, балалар! Очень хорошо, ребята! Вы и с этим заданиям справились и расколдовали еще одно зеркало. ( Логопед убирает полоску скотча с этого « расколдованного» зеркала). Логпед: Ну, что отправимся дальше? 6. Развитие длительного выдоха- речевого дыхания). ( Подходит с детьми к зеркалу, засыпанному бумажными снежинками или ватными шариками) Логопед: А это зеркало засыпано снежинками.Давайте его освободим его, но как? Дети: Подуем на него и снежинки разлетятся. Логопед: Вспомним как нужно дуть правильно.Набираем глубоко носом воздух и выдыхаем- дуем на снежинки. Логопед: Вот и заколдованное зеркало. А рядом что-то лежит. Прочтем? ( Читают вместе вслух с детьми). Логопед и дети: Поиграть в игру. 7. Закрепление правильного произношения звука « Р» в тексте. Пальчиковая гимнастика с проговариванием звука « Р». « Говори, не торопись, да смотри, не ошибись!» Логопед: Поиграем в игру с пальчиками. Говорим, не торопимся и не ошибаемся. Рыбке – рак – ни друг, ни вдруг. Рыбке вряд ли страшен рак. Рыбке страшен червячок, Что посажен на крючок. ( Дети хором проговаривают слова, выполняя соответствующие движения пальцами). Логопед: Жарайсыңдар, балалар! Молодцы, дети! А может кто- то хочет сам ? Еще раз? Пожалуйста! 9. Итог занятия. Логопед: Ну, что ж, ребята, мы с вами выполнили все задания и расколдовали все зеркала. Принцесса Розалия: Спасибо, вам, большое дети! Теперь в моем королевстве все жители будут смотреться в любое зеркало, и снова смогут так же, как вы, правильно и четко произносить звук « Р». И в знак благодарности примите от меня небольшие подарки- маленькие волшебные зеркальца. С их помощью вы научите своих друзей правильно и четко произносить звук «Р». Карта самообразования педагога 2012-2013 учебного года Фамилия, имя, отчества педагога: Хабибулина Юлия Михайловна По каким разделам программы хотела бы повысить квалификацию: Развитие речи, Обучение грамоте Название темы: Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно- развивающей работе с дошкольниками. Цель: Организовать коррекционно- развивающую среду, стимулирующую речевое и личностное развитие детей для успешной логопедической работы с ними. № п/п Содержание Форма отчета Сроки 1. Знание государственного стандарта. Отчеты о проведенной коррекционной работе за полугодие, учебный год. В середине и конце учебного года. 2. Посещение занятий воспитателей и анализ результатов обследования речи детей разновозрастных групп. Участие в планировании и проведении совместно с воспитателями коррекционной работы по преодолению у детей звукопроизносительной, лексико- грамматической, просодической сторон устной речи. В течении года. 3. Ознакомление с дидактическими новинками в методических журналах: « Логопед», « Логопед в детском саду», « Логопедия» и их отбор для использования в работе. Картотека журналов В течении года. 4. Посещение городского семинара на тему: « Коррекционно- оздоровительная работа в ДОУ» в детском саду « Арман » Докладна педагогическом часе, его обсуждение. Ноябрь 2012г. 5. Участие в творческой группе: « Психолго- педагогическая медико- социальная помощь». Конспект занятия, консультации для педагогов и родителей. В течении года. 6. Проведение консультации для педагогов на тему: « Дыхательная гимнастика для детей в старших группах». Выступление на педагогическом часе с докладом. В феврале 2013г. 7. Участие в гордском семинаре В марте 2013г. 8. Проведение открытого занятия на автоматизацию звука « Р» в подготовительной группе. Конспект занятия. В феврале 2013г. 9. Организация окружающей среды ( родительских уголков) по развитию речи у детей в разновозрастных группах. Картотека логопедических игр. В течении года. 10. Консультативная работа с родителями в зависимости от индивидуальных особенностей по вопросам речевого развития. Косультации для родителей В течении года. 11. Систематическое улучшение оснащённости логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана. В течении года. | |
Просмотров: 685 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|