Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

"Проблема энергосбережения как проблема мобилизации социального ресурса управления"
"Проблема энергосбережения как проблема мобилизации социального ресурса управления"

Реклама в области энергосбережения - удел Управления топливно-энергетического хозяйства, ранее именовавшегося департаментом энергетики и энергосбережения. И им действительно есть, что рекламировать. В городе постоянно идут эксперименты по установке различной аппаратуры, идет непрерывный процесс перекладки тепловых сетей, идет замена светильников, а также бытовых однотарифных счетчиков на двухтарифные. Несомненно, последняя инициатива при переходе населения города на ночной образ жизни позволит резко снизить пиковые нагрузки, а также позволит уменьшить расходы жителей при ночном проведении энергоемких работ (современные стиральные машины и пылесосы, конечно, являются дорогостоящим удовольствием).
Задача энергосбережения актуальна для любого хозяйства, начиная с домашнего, но особенно актуальна для хозяйства городского, которое охватывает, как правило, всю жилую сферу. Наибольший потенциал энергосбережения и наибольшие трудности самой различной природы - в области теплоснабжения.
К осложняющим обстоятельствам относятся и невозможность регулирования потребления и отсутствие стимулов к иному, монополизм и производителя и посредника, и не просто лоббирование производителя тепловой энергии во власти, а вхождение его во власть. Может быть, проблема теплосбережения – самый наглядный пример того, во сколько обходится нереформирование сферы управления. Проблема именно в управлении, с технической стороны все в порядке. Есть и технологии и специалисты. До самого недавнего времени единственной задачей энергетиков было - обеспечить город энергией. Цена роли не играла. Энергетики с задачей справились – в городе нет недостатка как в тепловой энергии, так и в электрической. Строителей тоже не заботила энергетическая эффективность ими построенного. У них - своя экономическая задача. В результате наш город потребляет тепла в четыре раза больше, чем мог бы потреблять при рациональном строительстве и энергоснабжении. Разумеется, реализовать весь этот потенциал просто невозможно, но хотя бы за половину его стоит побороться.

А можем ли мы реализовать хотя бы половину?

Внедрены и внедряются различные по полноте схемы контроля и регулирования потребления тепловой энергии. К сожалению ни одна из них еще не охватила непосредственного ее потребителя. Просто установка комплекта контролирующей и регулирующей аппаратуры на центральных тепловых пунктах дает экономию, как правило, 7-10%, хотя иногда не дает ее вовсе. Тщательное слежение за работой регулирующих приборов дает экономию до 25%.
Это результат работы в самых обычных жилых массивах. Оценки результативности различных технических приемов в самих зданиях показывают, что закрытие "теплового контура" (лифтовые шахты работают как отличная вытяжная труба), уменьшение потерь тепла в технических подвалах, понижение пропускающей способности оконных проемов (уплотнение щелей и уменьшение пропускной способности остекления в инфракрасной части спектра), хотя бы минимальное улучшение тепловых характеристик торцевых стен и, самое, может быть, важное - регулирование теплопотребления самими жильцами, могут позволить уменьшить расходы до 40%. Здесь приведены примеры того, что можно сделать в каждом отдельном доме и с минимальными затратами. Как городской резерв остаются: улучшение характеристик имеющихся тепловых сетей и рационализация системы энергообеспечения жилых массивов, вплоть до отказа от снабжения тепловой энергией посредством подвода к дому горячей воды от весьма удаленных гигантских котельных. Слава предшественникам - газ или подведен или может быть подведен к каждому дому.
Разумеется, вновь возводимые дома должны отвечать современным требованиям как по тепловым характеристикам, так и по оснащению отопительным оборудованием.
Для полноты понимания проблемы с энергосбережением необходимо также проанализировать состояние готовности участвовать в процессе энергосбережения второго главного участника - потребителей энергии.
В случае с промышленными предприятиями все понятно, они платят теперь собственные деньги и заинтересованы в их сбережении.
В жилищной же сфере субъектов, желающих активно внедрять энергосберегающие мероприятия, приходится искать. Не исключено, что для государственных организаций, управляющих жилым фондом -дирекций единого заказчика (ДЕЗ), монополистов на жестко определенной и выделенной им территории муниципального округа, предлагаемая премия в 10% от сэкономленных и реинвестированных средств окажется недостаточным стимулом и вся надежда будет на энтузиазм супрефектов (еще один социальный резерв управления).
К сожалению, еще не установлен в городе порядок, при котором ДЕЗы были бы заинтересованы в улучшении экономических характеристик управляемого ими муниципального жилого фонда. Необходимым условием возникновения заинтересованности является создание конкурентной среды, немедленно выдвигающей претендента на место обанкротившейся управляющей организации.
Но есть в городе субъекты, которые немедленно воспользуются предлагаемым механизмом и, возможно, согласятся даже на заранее оговоренное уменьшение величины городской дотации, т.е. экономия городского бюджета может начаться еще до реального уменьшения энергопотребления. Речь идет о реальном местном самоуправлении - товариществах собственников жилья. Среди них есть такие, которые готовы вкладывать собственные средства, экономить свою долю платежей, не дожидаясь от города того, чтобы он поделился с ними хотя бы частью тех средств, которые они для него при этом сэкономят.
По мере перехода от быстро окупающихся энергосберегающих мероприятий (один - два тепловых сезона) к более капитальным вложениям можно включить механизм льготного кредитования на средний срок – до семи лет.
Одновременно энергоснабжающие организации должны быть освобождены от функций, присущих исключительно государству. В тарифе не должно быть налогообложения одних потребителей в пользу других (ныне предприятия через тариф оплачивают потребление ресурсов населением, причем тариф утверждается даже не законодательным органом власти, а просто некоей энергетической комиссией). Ресурсоснабжающие организации не должны оплачивать и льготное потребление, вводя при этом фактически налог на тех, кто имеет несчастье льготы не иметь. Плата - только за ресурс и услуги по эксплуатации сети.

Что даст предложенное изменение тарифной системы?

Разрозненным потребителям будет выгодно объединиться в товарищество (кооператив),стать оптовым покупателем ресурса, а затем начать управлять денежными потоками с целью уменьшения издержек, воспользовавшись льготами. ДЕЗы получат свою честную долю за услуги по эксплуатации разветвленных сетей и, может быть, заинтересуются задачей снижения издержек. Разумно установленные нормативы побудят потребителей устанавливать контролирующую аппаратуру. Или, напротив, соответствующая тарифная политика заставит установить ее поставщика ресурсов. Предлагаемый комплекс мер при внедрении на первом этапе не потребует никаких дополнительных вложений, даст снижение совокупных городских затрат на энергоснабжение, снизит тепловое и газовое загрязнение атмосферы, высвободит мощности, позволит спокойно производить переоборудование теплоснабжающих предприятий, то есть решит большинство проблем энергосбережения. И все - исключительно за счет мобилизации социальных ресурсов управления!
Категория: Профессиональное образование | Добавил: ovselen (2015-05-10) | Автор: Долгушина Елена Игоревна E
Просмотров: 172 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru