Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

Роль мастера в организации производственного обучения в колледже»
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының
«Рудный технологиялар мен қызмет көрсету колледжі» КМҚК
КГКП «Рудненский колледж технологии и сервиса»
Управление образования акимата Костанайской области



«Роль мастера в организации производственного обучения в колледже»

Шишкин Николай Иванович, мастер производственного обучения первой категории, педагогический стаж 25 лет

Главная задача системы профессионального образования – подготовка высококвалифицированных рабочих для современного производства.
Основа обучения молодых рабочих производительному труду - это одухотворить труд, раскрыть его эстетические начало. Особенно важно это для обучающихся, готовящих себя к трудовой деятельности.
«Человек по натуре своей художник» писал А.М.Горький. Он всюду так или иначе стремится «вносить в свою жизнь красоту», но эти качества
вырабатываются в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности. Поэтому у обучающихся необходимо воспитывать осмысленный, сознательный подход к труду, понимание общественной значимости выполняемой работы, побуждать творческое отношение к делу.
С первых дней нужно развивать у обучающихся эстетические чувства в труде: учить аккуратности, заботливому отношению к оборудованию, высокой культуре, точности, качественному исполнению и чувству красоты. В центре воспитательной работы стараюсь поставить трудовое воспитание. С первых дней практики внушаю обучающимся, что труд – основной источник материального и духовного богатства, говорю о том, что честный труд в почёте, а высокопроизводительный вдвойне, что нужно каждому развивать инициативу и творчество в работе. В процесс воспитания у обучающихся положительного отношения к своей профессии стремлюсь на личном примере показать, что я люблю свою профессию, и выполняю, в присутствии обучающихся, необходимые приёмы и операции.
Учу обучающихся, в первую очередь, правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности сан.гигиены, умело пользоваться инвентарем, инструментами, прививаю необходимые умения и навыки в процессе показа работы с инструментом и тестерами.
Я не стремлюсь от обучающихся добиваться того, чтобы они делали в точности как я, это лишает ребят творческого поиска, особенно когда дело касается определения неисправности в проводке или различных агрегатов . Это хорошо, когда у ребят появляется фантазия, это увлекает, вызывает деловой азарт и, соответственно, прививается любовь к труду. Успех обучения и воспитания зависит от интереса: чем чаще обучающийся испытывает чувство радости от успешно выполняемой работы, тем сильнее его вера в собственные силы и желание овладеть профессией.
Чтобы укрепить веру обучающегося в свои силы, необходимо развивать у него чувство собственного достоинства, уважение к самому себе. В процессе производственного обучения стараюсь воспитывать у них высокие моральные качества. На каждом уроке я ставлю воспитательную цель, индивидуально подходящую каждой теме, например: повысить производительность труда, экономить электроэнергию, научить опыту новаторов производства и т.д. Стараюсь довести до сознания- для чего нужно соблюдать режим экономии электричества, запчастей и личного времени.
Если сумел передать знания обучающимся, значит сумел привить и положительные моральные качества. Эти качества прививаю с самого начала учебного года, показываю новичкам приёмы работы слесарным инструментом, тестерами, оправками. Чтобы не было травматизма, слежу за осанкой обучающихся. Обучающиеся с большим интересом смотрят, это их увлекает и уже зарождается искорка любви к профессии. Демонстрация профессионального мастерства является переломным моментом в отношении обучающихся к своей будущей работе. Такое увлечение, как правило, остаётся на весь период учёбы, а у многих на всю жизнь.
Особая роль мастера в обучении и воспитании обучающихся заключается в том, что он ведёт закреплённую группу от начала до выпуска, имеет дело с небольшим коллективом. Мастер хорошо узнает обучающихся на уроках производственного обучения полнее и глубже изучает нравственные, волевые и другие качества личности своих воспитанников, их склонности, способности, отношение к профессии, товарищам. Обучающиеся, в свою очередь, тоже изучают мастера, присматриваются к нему. Для того, чтобы успешно формировать у подростков профессиональное мастерство и высокие моральные качества, мастер должен пользоваться авторитетом у обучающихся.
Авторитет мастера – добровольное признание обучающимися превосходства его личных качеств, общих профессиональных знаний и умений, его общей культуры. Сила авторитета заключается в том, что добровольное признание, превосходство мастера обучающимися предполагает и добровольное ему подчинение. У авторитетного мастера не стоит вопрос о дисциплине, обучающиеся сами поддерживают её, сами борются с недисциплинированностью в своей среде. Его похвала и одобрение доставляют радость обучающимся, укрепляют веру и силу в свои способности, побуждают их к добросовестному труду и примерному поведению.
Выходу обучающихся на производственную практику должно предшествовать заключение договора между колледжем и предприятием об организации профессионального обучения и проведение беседы мастера с обучающимися группы. В ходе беседы разъясняю задачи, стоящие перед ними в период профессиональной практики, даю краткую характеристику предприятию, где они будут проходить практику, работать, рассказываю о режиме работы предприятия. В конце беседы особое внимание обращаю на правила безопасности труда, рассказываю о порядке ведения дневника. Записываем форму дневника. В конце беседы назначаю место и время сбора для оформления обучающихся на предприятие.
В период производственного обучения я осуществляю контроль за обучением и принимаю необходимые меры для успешного выполнения программы практики каждым обучающимся, слежу за рациональным использованием обучающимся времени, отводимого на производственную практику, помогаю обучающимся, в случае затруднения, стать хорошим специалистом, перенять опыт лучших производственников, освоить современные технологические процессы, применяемые на производстве. Основными задачами, производственного обучения на предприятии является:
- закрепление и совершенствование умений, приобретённых в учебных лабораториях колледжа;
- практическое освоение современного оборудования, передовых приёмов труда и опыта новаторов производства;
- совершенствование навыков, развитие у обучающихся профессиональной самостоятельности, чувства высокой требовательности к себе, ответственности за порученное дело;
- приобщение обучающихся к жизни предприятия, накопление практического опыта на предприятии.
Такое важное качество для будущего квалифицированного рабочего, как профессиональная самостоятельность формируется в процессе обучения на предприятии. Правильно организованная практика позволяет воспитать у обучающихся любовь к избранной профессии, чувства гордости за принадлежность к рабочему классу. Формируется не только трудолюбие, но и такие качества как организованность, дисциплинированность, товарищеская взаимопомощь, чувство профессиональной гордости, коллективизм.
Заканчивая, хочу сказать, что важно, чтобы обучающиеся с самого начала получили правильное представление о труде, они должны твёрдо усвоить, что процесс труда не всегда удовольствие, но результат частного труда на общее благо, всегда приносит удовлетворение, что всякий труд является непреложной общественной необходимостью, требующей от каждого большой физической и умственной энергии, дисциплины и ответственности.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: shishkin-nikolayivanovich (2017-01-15) | Автор: Шишкин Николай Иванович E
Просмотров: 1097 | Комментарии: 1 | Теги: shishkin-nikolayivanovich@yandex.kz | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 9:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru