Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профессиональное образование

Программа "Профессиональное самооопределение подростков с ЗПР"
КГУ «Урицкая школа- лицей»

ПРОГРАММА


«ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ С ЗПР»

Составитель: Макарова Е.А.

Сарыколь 2017

АННОТАЦИЯ

Составитель: Е.А. Макарова. Программа занятий «Профессионального самоопределения подростков с ЗПР».
КГУ «Урицкая школа-лицей акимата Сарыкольского района» п.Сарыколь Костанайская область.

На сегодняшний день для подростков с задержкой психического развития (ЗПР) достаточно актуальной является проблема профессиональной ориентации. Ни для кого не секрет, что эти подростки в современном мире очень часто испытывают большие трудности в социальной и профессиональной адаптации. В связи с этим важным направлением работы является совершенствование подготовки к трудовому обучению как одному из компонентов будущей самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Несмотря на это есть проблемы, которые до сих пор ждут своего разрешения, в том числе и изучение представлений подростков с ЗПР о своем профессиональном будущем.

Пояснительная записка
Подростковый и ранний юношеский возраст – это время профессионального самоопределения. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения. Поэтому очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых школьнику можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
В исследованиях по проблемам социального развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается их отставание в коммуникативном развитии. На разных возрастных этапах у них снижена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения со взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л.В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер). При этом нередко делается оптимистический прогноз; формирование ребенка с ЗПР как субъекта коммуникативного развития может быть подчинено целенаправленной коррекции (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.И. Разуван).
Дети с задержкой психического развития в большей степени ориентированы на авторитет взрослого, который не всегда внимателен к индивидуальным особенностям ребенка, не относится к ребенку как развивающейся личности. Родители порой неадекватно оценивают поступки детей, что приводит к нравственной дезорганизации их поведения: одобрения чаще всего однотипны; порицания содержат осуждение индивидуальных особенностей ребенка, сопровождаются угрозами и наказаниями.
Отсутствие постоянных требований ослабляет самоконтроль ребенка при проявлении его индивидуальных личностных качеств, не позволяет прогнозировать последствия своих действий для окружающих, нивелируя эффект аттракции. Негативный опыт взаимодействия с родителями приводит к постоянным отрицательным эмоциональным переживаниям детей, дезорганизуя процесс приобретения ими социальных навыков.
На сегодняшний день для подростков с задержкой психического развития (ЗПР) достаточно актуальной является проблема профессиональной ориентации. Ни для кого не секрет, что эти подростки в современном мире очень часто испытывают большие трудности в социальной и профессиональной адаптации. В связи с этим важным направлением работы является совершенствование подготовки к трудовому Несмотря на это есть проблемы, которые до сих пор ждут своего разрешения, в том числе и изучение представлений подростков с ЗПР о своем профессиональном будущем.
Таким образом, можно увидеть, что учащиеся с ЗПР, с одной стороны, адекватно оценивают свои силы, выбирая в основном рабочие профессии и выполняя работу в коллективе, но с другой стороны, специфика представлений о будущей профессии у школьников с ЗПР проявляется в узком диапазоне предпочитаемых профессий и их формальным выбором. Подростки с ЗПР часто даже не имеют необходимых сведений о выбранных профессиях, однако хотят получать хорошую зарплату.
Мы полагаем, что причинами вышеуказанной специфики являются недостаточное информирование подростков с ЗПР о рынке труда, отсутствие специально подобранных профессиограмм, нацеленных именно на этот контингент, методическая недоработка профконсультирования и профдиагностики.
Наша программа будет направлена на целевое построение профконсультационной работы с подростками с ЗПР, которая будет включать диагностический блок, профконсультации с учетом особенностей интеллектуального развития, подбор профессиограмм, знакомство школьников с миром профессий, с ориентацией на область интересов каждого уча
Во всей разнообразной и многоаспектной работе по профессиональному самоопределению существуют чисто психологические задачи, которые должен решать специалист. Можно выделить два главных направления работы психолога:
Первое – это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся, углубление их знаний по психологии.
Второе направление – проведение индивидуальных консультаций с учащимися, предусматривающих диагностику и собственно консультацию.
Однако для решения проблемы профессионального самоопределения не всегда бывает достаточно провести консультацию и дать рекомендации. Сегодня помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко и быть действенной.
Решению проблемы самоопределения может способствовать спецкурс “Профессиональное самоопределение”, разработанный для учащихся 9 класса.
Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о себе, своих способностях и возможностях, о мире труда, положительной трудовой направленности.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.
Цели:
• сформировать готовность учащихся с ЗПР к обоснованному выбору профессии с учетом своих склонностей, способностей;
• актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Задачи:
• сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессиональных качеств;
• повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
• сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
• выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
• формировать способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Содержание курса.
1. Внутренний мир человека и система представлений о себе .
Личность. Общее представление о личности. Формирование и развитие личности. Структура личности. Сущность концепции “Я”. Структура “образа “Я” – знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Понимание собственного “Я”. Самооценка. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.
2. Склонности и интересы в профессиональной деятельности.
Сущность понятий “интерес” и “склонности”. Общие представления о склонностях и интересах. Учет интересов и склонностей при выборе профессии. Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей с помощью методики “Карта интересов” (модифицированная методика Голомштока). Определение профессиональных склонностей.
3. Способности, условия их проявления и развития.
Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Общие и специальные способности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития и развития способностей.
4. Природные свойства нервной системы и их проявление в профессиональной деятельности).
Природные свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и его влияние на выбор профессии.
Волевые качества личности в профессиональной деятельности. Волевая регуляция поведения.
Виды и роль эмоций в жизни человека. Эмоциональное состояние личности. Влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность.
6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.
Сущность понятий “мотивы”, “ценностные ориентации”. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении. Определение ведущих мотивов деятельности – методика “Мотивы выбора профессии”.
7. Многообразие мира профессий. Возможности личности в профессиональной деятельности).
Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессия, специальность, должность. Выбор профессии. Правила выбора профессии. Здоровье и профессия. Профессиограммы и психограммы. Возможности личности в профессиональной деятельности. Профпригодность, профессионально важные качества. Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам) профессий – “Дифференциально-диагностический опросник” (Климова). Выявление отношения к различным видам деятельности – “Опросник профессиональных предпочтений”.
8. Человек среди людей.
Понятие и виды общения. Общение и деятельность. Межличностные отношения в профессиональной деятельности. Понятия “сработанность” и “совместимость”. Конфликты и пути их преодоления. Определение стиля поведения в конфликтной ситуации – методика “Стратегии поведения личности в конфликтной ситуации” (Томаса).
9. Профессиональная консультация.
Пути получения профессии. Продолжение образования, трудоустройство. Составление “Индивидуальной карты” по профессиональной консультации. Групповая профконсультация (тренинг, игра).

Календарно- тематическое планирование


п.п. Тема Кол- во
часов Дата
1 Тренинг общения «Мы с тобой выпускники». 1 7.09
2 Коррекционные упражнения «Мои чувства». 1 14.09
3 Упражнения на коррекцию самооценки учащихся. 1 21.09
4 Мир профессий. Помечтаем о будущей карьере. 1 28.09
5 Алгоритм выбора профессии «Надо — Хочу — Могу». 1 5.10
6 Профессионально-диагностический опросник Климова. 1 12.10
7 Профессии «Человек- человек». 1 19.10
8 Профессии «Человек-техника». 1 26.10
9 Профессии «Человек- природа». 1 2.11
10 Профессии «Человек- знаковая система». 1 16.11
11 Профессии «Человек – художественный образ». 1 23.11
12 Профориентационная игра «Инопланетяне». 1 30.11
13 Диагностика «Способности и выбор профессии». 1 7.12
14 Последствия выбора профессии: реальность и мечты. 1 14.12
15 Профориентационная игра «Общественное мнение». 1 21.12
16 Диагностика «ОПГШ», Йоваши. 1 28.12
17 Диагностика «Оценка и развитие коммуникативных умений». 1
18 Профориентационная игра «Перспектива». 1
19 Индивидуальные свойства человека Тест «Художник или мыслитель» Свойства нервной системы.. 1
20 Склонности и интересы в профессиональном выборе. 1
21 Коммуникативные качества личности и типы профессий 1
22 Значение темперамента в профессиональном становлении личности. 1
23 Эмоциональное состояние личности. Волевые качества личности. 1
24 Игровое упражнение «Человек- профессия» 1
25 Игровое упражнение «Автопортрет». 1
26 Игровое упражнение «Цепочка профессий» 1
27 Игровое упражнение «Сейчас и потом» 1
28 Игровое упражнение «Самая, самая профессия» 1
29 Профессьянс «Кто? Что? Где?» 1
30 Профориентационная игра «Ловушки- капканчики». 1
31 Игровое упражнение «Дом, который построил….» 1
32 Игровое упражнение «Один день из жизни» 1
33 Игровое упражнение «Пять шагов к профессии» 1
34 Игровое упражнение «Мой путь в мир профессий». 1

Использованная литература:
1. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
3. Организация психологической службы в школе. Под ред. А.С.Чернышева, Е.И. Полонского и др. Курск, 1991.
4. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
5. Материалы к программе “Профессиональное самоопределение” В.Д. Симоненко. Волгоград, 2005.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: LE@NA@ (2018-02-06) E
Просмотров: 826 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 1:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru