Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьная библиотека

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ
Лепехина О.А., зав. библиотекой.
Частная общеобразовательная школа
с философским уклоном.

Сегодня выдвигается вопрос о необходимости создания на научной основе нового концептуального подхода к воспитанию, стратегическим ориентиром которого должно стать формирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, призванной содействовать реализации задач социально-экономического, гуманно-нравственного образования общества, способной сохранить и учредить мир и согласие между народами Республики Казахстан.
Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к цели и ценностям образования.
Каждый день нашей деятельности, все больше утверждает значение сознательного, творческого участия всех граждан в жизни государства. А это требует все большего и большего уровня культуры каждого члена общества, большей и большей творческой самостоятельности в деле самообразования и формирования своего мировоззрения. Самообразование, саморазвитие, – это не только самостоятельное изучение ценностей науки, литературы, искусства и т.д., но также приобретение необходимых знаний по методике самовоспитания, умения связывать теорию с практикой, активно внедрять новое в повседневную жизнь.
Самостоятельное чтение является наиболее доступным средством самообразования, а книга – одним из наиболее распространенных орудий умственного труда. Но к сожалению, в связи с глобальными изменениями в мире, связанными с информатизацией и электронными коммуникациями, встал вопрос о том, что заметно сокращается круг читателей среди молодежи.
Примером может послужить нежелание учащегося читать заданного в школе художественного произведения, а стремление к просмотру его экранизации или мультипликационного варианта. И такое встречается все чаще. Таким образом, это приводит к тому, что у учащегося не происходит процесса развития мышления, развития воображения, умения мыслить и рассуждать, что неустанно делает книга. Падение интереса к чтению в связи с развитием масс-медиа (телевидение, Интернет) наблюдается во всем мире в течение последних десятилетий.
На протяжении многих веков книга развивалась одновременно с развитием общества, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Недаром Ф. Бэкон видел в книгах «корабли мысли, странствующие по вол¬нам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Книга важна, прежде всего, тем, что это исторически сложившаяся форма закрепления и передачи во времени и пространстве многообразной информации в виде текстового и (или) иллюстрированного материала.
При чтении книги у каждого индивида возникают различные идеи, образы, мысли, которые в процессе бытования формируют совокупное знание, дающее толчок новому витку в развитии общественного познания. Книги дают людям доступ не только к идеям и знаниям, но также к духовным и моральным ценностям. Они учат нас понимать красоту, творчество, мир. Книгу мы вправе называть носителем информации, а также основой образования и творчества. При помощи книги каждая из культур имеет возможность поведать о себе не только современникам, но и последующим поколениям. Она знакомит нас с жизнью и историей разных стран и народов.
Чтобы приобщить индивидуума к культуре чтения мало дать ему книгу в руки и сказать, что он должен ее прочитать. Воспитание культуры чтения необходимо начать с маленького (дошкольного и начального) возраста. И первое, что необходимо, это дать представление, что такое книга, как она появилась, какова ее цель и почему во все времена она является одним из наиболее ценных подарков.
Одним из таких методов работы являются библиотечные уроки, которые необходимо начинать с истории формирования книги. От обычных дощечек с попытками письма и наскальных рисунков книга дошла до печатного вида, но не сразу. Перед этим она претерпевала множество изменений, которые можно отразить в библиотечных уроках.
Зачастую библиотечные уроки начинаются с тем: «из чего состоит книга», «как пользоваться книгой», «как ее найти» и т.д. Такие уроки не раскрывают в маленьком человечке самого понятия о книге. Она представляется такой как мы видим ее сегодня, в готовом бумажном виде. А это в корне не верно, поэтому на библиотечных уроках необходимо говорить об истории развития и формирования книги.
Библиотечные уроки об истории развития книги, должны включать в себя такие предметы как история, география, философия той территории, где появляется тот или иной вид книги. Вполне понятно, что необходимо также изучать историю книги в связи с культурой, литературой и наукой. Анализ социальной и культурной среды, в которой создается и функционирует книга, - обязательная исходная точка для исследователя ее исторического развития. И это необходимое условие для проведения таких уроков, потому что без этих предметов и компонентов невозможно будет сформировать понятие о книге.
Также на библиотечных уроках можно поговорить о известных людях (правителях), которые любили и ценили книги; о великих библиотеках, с грандиозными сооружениями; об ученых-философах, которые были хранителями и пользователями этих библиотек и об учебных заведениях, при которых создавались библиотеки.
Таким образом, такие уроки сформируют более широкое представление о книге, о ее важности и необходимости в мире. Такое постепенно сформированное понятие разовьет у учащихся любовь и уважение к знаниям и к образованным людям. Так постепенно маленький человечек сможет понять важность книги и ее истинное предназначение в мире. И совсем не важно в каком она виде предстанет перед ним, будь то это электронный или бумажный вариант. На протяжение многих столетий она несла информацию до наших поколений и заслуживает огромного уважения.

Источник: http://1. Збаровская Н. Информационная культура личности/ Н. Збаровская //Библиотечное дело. – 2005. - №1. - С. 7-8.
Категория: Школьная библиотека | Добавил: olyalib (2013-05-05) | Автор: Лепехина Ольга Алексеевна E
Просмотров: 1852 | Комментарии: 4 | Теги: Библиотечные уроки. Культура чтения | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 10:36 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru