Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

Проблемные вопросы репертуара детских хоровых коллективов
Творческий отчёт на тему:
«Проблемные вопросы репертуара детских хоровых коллективов»
Как часто приходится отвечать на пустые, бездумно-бессмысленные вопросы – а зачем нам вообще хоровые занятия, коль скоро это выходит за рамки наших традиций? Как не странно, чаще всего, этот вопрос задают люди, постоянно твердящие о приобщении народа к общемировым ценностям. Правда, вряд ли они задумываются над тем, чем эти ценности в реальности представлены. А ведь это целый мир - Terraincognita - который так же интересно познавать, как и тайны мироздания. Впрочем, это общий вопрос, - есть и нечто более узкое и целенаправленное. Необходимость занятий хорового класса обусловлена, прежде всего, задачами воспитания в школьниках чувства сопричастности, коллективизма в решении творческих задач. Безусловно, это можно отнести и к групповым занятиям по физическому воспитанию и к занятиям вообще. Но, на музыкальных предметах (и на уроках литературы) стоят задачи, более тонкого, эстетического, культурного уровня. Здесь формируется художественный вкус детей, умение выражать себя в творческом плане. И здесь прививается понимание и любовь к культурному наследию мировой истории.
В современной педагогике музыкального образования явно просматривается ряд проблем, которые обращают на себя внимание. Прежде всего, это касается вопроса репертуара. Если, сравнительно недавно, - еще два – три десятилетия назад, этот тема не поднималась, поскольку музыкальный мир был, в буквальном смысле слова, «набит» самой разнообразной детской тематикой, то сегодня композиторы, в основном движимые конъектурными интересами, предпочитают писать шлягеры для взрослого населения. Но, если в России, пока еще можно опираться на материал прежних времен, поскольку там этот багаж неимоверно обширней и там целая плеяда композиторов специализировалась в основном на детском репертуаре, то здесь, в Казахстане, таких композиторов - как в прошлом, так и в настоящем, можно пересчитать по пальцам. У каждого из них свой творческий почерк, который, как штамп, просматривается практически в каждой песне. Это бы не обращало на себя внимание, если бы было из чего выбирать. Увы… но и это - только полбеды. Вполне понятно желание авторов «засветиться» на патриотической волне, но именно эта волна сплошных Туган-жеров, практически не отличающихся друг от друга - как по тексту, так и по музыке, - обесценивает саму идею, превращая её в сухую букву протокола. Спели и ладно… Главное – дань отдать. Не интересно, но, что важнее - отсутствует воспитывающая составляющая.
Однако, это, можно сказать, внешняя проблема. Но, внутри её, существуют ряд более серьёзных технических параметров. И, в частности, - вопрос музыкальной грамотности представляемого материала. Зачастую, приходиться отказываться от песни, потому что, если даже она подходит вам по тематике и другим параметрам – она не исполнима детским коллективом, потому что написана без учета возможностей детского голоса. Безусловно, существуют и профессиональные коллективы, способные исполнять произведения повышенной сложности, но что делать руководителям хоров общеобразовательных школ сталкивающихся с этой проблемой? Так, существуют учебные заведения со своей спецификой - школы общеобразовательные, школы с обучением на казахском языке, школы эстетического воспитания. Соответственно, у каждой из них есть вопросы, которые в общем - то можно решать. Но что делать с общей проблемой - сокращением вариативных часов(в общеобразовательных школах), что ведёт к сокращению времени на дополнительное образование. А второй общей проблемой является отсутствие концертмейстеров, что, в свою очередь, заставляет обращаться к поискам в интернете «минусовок», не отличающихся разнообразием.
Немалой проблемой для школ с обучением на казахском языке является и то, что, как таковое, хоровое пение нетрадиционно для народности, и, соответственно, необходимого для работы материала удручающе мало и, тем более в интернете. Приходиться взывать к помощи аранжировщиков, поскольку педагоги, ведущие класс, как правило, не обладают навыками обработки музыкального материала. К примеру, можно привести произведения, предназначенные либо для профессионального смешанного хора «Г.Жубанова - «Жалгыз имен», либо только для голоса - «Заманай» Т.Мухамеджанова. Оба произведения по своему глубокому содержанию приобретают еще большую значимость в исполнение детскими коллективами. Увы, таковых удручающе мало.
Интересным моментом в казахской хоровой музыке является обращение к обр инструментальных произведений - кюев («Қос алқа», «Айжан қыз»). Но и это явление, в силу технической сложности исходного материала, единичное.
Часто, и даже как –то уж обычно, возникает вопрос о тональности произведений. Как правило, композиторы при создании песни используют ту тональность, в котором им удобнее работать на сопровождающем инструменте (ф-но, баян, домбра). Мало, кто из них задумывается о том - могут ли в предлагаемой тональности дети исполнить их сочинения. Нам скажут - существует же способ транспонирования! Однако, практика показывает, что, во – первых – у школьных концертмейстеров нет навыков транспонирования аккомпанемента, и, во вторых - встречается такой материал, который при транспонировании вообще исключает возможность исполнения. Вокальная зона «забивается» сопровождением, которое, практически, необходимо писать заново, если приходится транспонировать произведение более чем на терцию вверх, или вниз. И таких тонкостей в работе с произведениями композиторов немало. В «рамках» же общеобразовательных школ, исходя из возможностей контингента учащихся, решать их не всегда представляется возможным. В таких случаях, приходится обращаться к авторам с просьбой, откорректировать материал или дать согласие на самостоятельную правку нот.

Мухамеджанова Г.С.
Категория: Дополнительное образование | Добавил: galijasaken (2017-03-05) | Автор: Мухамеджанова Галия Сакеновна E
Просмотров: 526 | Теги: репертуар, хоровой репертуар, детский хоровой репертуар, хоровая музыка, музыка, мухамеджанова Г.С | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 8:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru