Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дополнительное образование

применение здоровьесберегающих технологий на уроках хореографии
«Забота о здоровье- это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский.
Состояние здоровья учащихся – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, координации движений, деятельности органов дыхания. В этой связи для меня, как педагога хореографии актуальной становиться проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков его физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Формирование с детских лет потребности в здоровом образе жизни способствует развитию культуры здоровья, а формирование культуры здоровья становится неотъемлемой частью развития общей культуры личности.
Очень высок потенциал искусства хореографии в формировании у детей соматического и физического здоровья. Это не только развитие физических данных ребенка (выворотность, растяжка, гибкость, прыжок), но и развитие координации движений, ловкость и выносливость, устранение недостатков телесного развития, патологических проявлений, умение правильно распоряжаться своим телом при тяжелых физических нагрузках. Огромное значение имеет развитие чувства ритма, музыкальности, выразительности, артистизма, исполнительского мастерства.
Здоровьесберегающие технологии - одно из самых перспективных образовательных систем XXI века. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам, но ее главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
Работая над данной проблемой, я ставлю перед собой определенные цели и задачи.
Цели: Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся для качественного обучения специализированным хореографическим дисциплинам и укрепления здоровья школьников.
Задачи:
- организовывать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований; (организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья)
- организовывать физическую активность учащихся с целью приобретения знаний, навыков и умений в области хореографического искусства с учетом возрастных особенностей;
- поддерживать и укреплять физическое здоровье учащихся;
- способствовать физическому росту и развитию учащихся, повышать адаптационные возможности организма школьников, улучшать состояния здоровья;
- проводить профилактику гиподинамии;
- пропагандировать безопасные методы хореографического труда;
- усилить качество врачебного контроля за учащимися специализированных хореографических классов;
- проводить санитарное просвещение учащихся, мотивировать на здоровый образ жизни;
-создать условия для положительного настроя детей и ощущения у них радости в процессе обучения;
-формировать у детей устойчивое понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела.
Ожидаемые результаты:
- улучшение, развитие физических данных учащихся
-умение детьми преодолевать усталость - увеличение времени концентрации внимания на уроке - снятие умственной перегрузки - снижение нервно-психического напряжения - восстановление положительного энергетического тонуса
-формирование у детей навыков здорового образа жизни.
Для решения данной проблемы мною был разработан документ «Техника безопасности на уроках хореографии», для регулярного проведения инструктажа учащихся и пропагандирования безопасных методов хореографического труда. (приложений №1)
На занятиях я использую следующие элементы и принципы здоровьесберегающих технологий:
1.Грамотное построение занятия.
∙Подготовительная часть.
Начальная организация воспитанников.
Подготовка организма детей к предстоящей работе и нагрузке.
∙Основная часть.
Наибольшая часть физической нагрузки.
∙Заключительная.
Упражнения на растягивание.
Восстановление сил организма после физической нагрузки.
2.Рациональная организация двигательной активности.
-Дозировка физической нагрузки.
-Правильный подбор упражнений.
-Длительность выполнения упражнения.
-Подбор упражнений.
-Количество повторов.
-Применения отягощения.
-Темп и ритм движений.
-Постепенное увеличение нагрузки.
-От простых упражнений к сложным.
-Чередовать упражнения с различной нагрузкой для определенных мышечных групп.
-Темп проучивания движений сначала медленный, затем постепенно ускоряется.
-Включение элементов танцевально-игрового характера.
3. Индивидуально-дифференцированный подход.
В работе осуществляется индивидуальный подход к детям с разной двигательной подготовкой и разным физическим развитием. Создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей для каждого занимающегося. Одно и то же упражнение учащиеся выполняют в соответствии со своим физическим развитием. Часть детей выполняют задание в «чистом виде», а часть с усложнением и дополнениями.
4.Педагогика сотрудничества.
-Между педагогом и воспитанником должны устанавливаться доброжелательные отношения, вызывающие у ребенка положительные эмоции, уверенность в себе, в собственных действиях и поступках.
-Настрой на положительный результат, то есть быть уверенным, что дело под силу детям и педагогу.
В своей работе я также использую здоровьесберегающие технологии, формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования, такие как:
1.Ритмотерапия
2.музыкотерапия
3.улыбкотерапия
4.сказкотерапия
(приложение №2)
Для успешного обучения первого класса мною разработана программа «Ритмика» (приложение №3), включающая в себя вышеизложенные технологии, а также оздоровительные упражнения, направленные на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека.
В ходе работы над темой самообразования проводился эксперимент с применением здоровьесберегающих технологий на уроках хореографии. В эксперементе участвуют учащиеся 1 класса в количестве 20 человек. Перед началом эксперимента был проведен мониторинг физических данных учащихся (растяжки, гибкости, выворотности .) В течении учебного года дети занимались по программе «Ритмика» (разработанной мною с применением здоровьесберегающих технологий).В конце учебного года по результатам мониторинга прослеживалась положительная тенденция улучшения растяжки, гибкости, выворотности, а также музыкальности и координации движений.

Согласно Государственной программе развития образования и науки «ВЭФ обозначил 16 видов знаний и умений успешного в ХХI веке человека…», одними из которых являются навыки работы в команде, лидерские качества, и то и другое находит свое отражение в творческой работе моего хореографического коллектива. Особенно ярко прослеживается работа в команде при подготовке к танцевальным конкурсам, т.к. от каждого участника ансамбля зависит качество выступления коллектива, маленькая ошибка одного исполнителя может испортить впечатление зрителя и занизить оценку жюри.
В течении трех лет использования здоровьесберегающих технологий, мною были достигнуты положительные результаты.(приложение№4) В таблице даны итоги участия детей (со 2 по 4 класс) в мероприятиях разного уровня. Рассмотрев данную таблицу мониторинга за три учебных года (2016-17,2017-18, 2018-19), можно проследить большой скачок в успеваемости детей, их профессиональном росте, ежегодном участии и достижении лучших, с каждым годом, результатов на конкурсах разных уровней.
Можно прийти к выводу, что работа с детьми по данной методике (с применением здоровьесберегающих технологий) приносит устойчиво-положительные результаты. У учащихся 1-х классов заметно улучшились показатели физической подготовленности к занятиям хореографическими дисциплинами, такие как: растяжка, гибкость, выворотность. У учащихся 4 класса наблюдается улучшение техники исполнения движений, эмоциональной окраски, появляется чувство уверенности на сцене, развивается артистизм. У нескольких учащихся 9-х классов сформировалась устойчивая внутренняя мотивация к обучению. Каждый год среди выпускников хореографического отделения есть такие ученики, кто выбирает хореографию своей будущей профессией и поступает в Петропавловский колледж искусств на специальность «хореографическое искусство».
« Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении ».
Жан Жак Руссо
Категория: Дополнительное образование | Добавил: vis (2018-12-16) | Автор: Юлия
Просмотров: 527 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 1:36 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru