Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Педагогические программы

Основная миссия детского дома - помощь в социальной адаптации воспитанников.
Функциональная грамотность- тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности.
Важнейшей задачей и функцией школьного образования является социальная адаптация школьников, которая осуществляется в процессе социализации. Задача школы – создать условия успешной социализации. На эффективность социализации влияет образованность человека, проявляющаяся в обученности, воспитанности, развитости.
Начальным условием социализации является грамотность. Задача определения функциональной грамотности обучающихся, заключается в определении их способности решать функциональные проблемы, с которыми они встречаются как субъекты обучения, общения, социальной деятельности и профессионального выбора.
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают на и менее защищенные слои населения, и в первую очередь дети – сироты. У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни достойного человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.
К сожалению, в настоящее время социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным. В чем причина этой проблемы и что можно сделать для её решения? Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин. Одной, из которых, является недостаточное профессиональное определение. Ребёнок, выпущенный из детского дома в социум, обретает полную самостоятельность, которую до того момента проявлял только периодически. Ему приходится самостоятельно обучаться, организовывать свой быт и строить новые взаимоотношения. Этот переломанный период очень труден и опасен, а поддерживать ребёнка в этот момент, когда нет рядом близких взрослых, могут профессиональные знания, умения и навыки, приобретенные воспитанником ещё во время пребывания в детском доме.
Социализация воспитанников через развитие функциональной грамотности, которая подводит детей не только к профессиональному самоопределению, но и способствует приобретению жизненных навыков, необходимых в современном мире.
В рамках развития жизненных навыков и функциональной грамотности воспитанников, на базе детского дома, ребятам создаются реальные условия определённых профессий, например, повар, швея, парикмахер, дизайнер, водитель и т.д.
Помогая в столовой – повару, водителю, воспитанники реально вживаются в выбранную профессию, также проводится анкетирование с детьми на удовлетворенность процессом овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями, изучение профессиональных предпочтений. Развитие мотивации к овладению профессией, как необходимости для успешной дальнейшей адаптации в социуме, отслеживание результативности выбора профессий.
Основная миссия детского дома заключается в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном открытом обществе. И хотя в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным, реализуемая работа при подготовке учащихся к реальным ситуациям позволяет повысит степень социальной адаптации воспитанников при вступлении во взрослую жизнь.
В рамках этого стараемся, больше проводит разнообразные мероприятия в семье. Во время мероприятий начинаем с выработки законов поведения участников, проводим индивидуальную работу в малых группах, дискуссии, мозговой шторм, ролевые игры. Воспитанники лучше всего меняются, играя, поэтому стараюсь превратить каждое мероприятия с воспитанником в ролевую или деловую игру. Деловая игра должна «подходить» по уровню развития воспитанника и помогать, ему продвинуться вперед. Деловая игра должна быть достаточно интересной, но лёгкой для понимания и умственных способностей воспитанника. Деловая, ролевая игра всегда содержит элемент новизны и неожиданности. И необходимо разнообразить воспитательные мероприятия, чтобы каждое было интересным. Необходимо научить воспитанников самостоятельности в подготовке мероприятий.
Первый «командный» социальный процесс- это выработка правил работы и поведения в команде. Стараюсь вытянуть хотя бы по одному предложению из каждого воспитанника. Ничто не сплачивает команду так, как совместный разговор и планирование общей деятельности. С помощью всей группы-семьи обязательно определяем правила совместного поведения, которые касаются всех, и общие проблемы, решение которых будет важно для всех. В процессе принятия совместных решений заинтересованность воспитанников в мероприятии и отношение к ним под влиянием взаимного общения будет качественно меняться, и группа-семья постепенно всё больше станет походить на команду партнеров. Воспитатель должен быть максимально нейтрален и максимально доброжелателен. Но при этом нельзя делать вид, что мы не замечаем тех, кто нам и другим воспитанникам мешает и постоянно всё нарушает.
Не смущаясь просить помощи у воспитанников! Помощь воспитанников воспитателю сплачивает детей и помогает осознать свою социальную коллективную значимость в подготовке любых мероприятий. Радуюсь при малейшем командном успехе группы-семьи, хвалю воспитанников, ведь это наш успех! Очень сплачивает группу, превращая её в команду, самостоятельная подготовка к какому-нибудь неформальному мероприятию и импровизации. Детей всегда сплачивают праздники.
Радость вообще крепко объединяет, как цемент А.С. Макаренко говорил: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». При коллективной пропаганде развитие воспитанника идёт, как правило, сразу во многих направлениях. Поэтому необходимо грамотно выбирать те мероприятия, которые лучше помогут освоить то, что он уже имеет, а затем переходить к следующему этапу.
Таким образом, функциональная грамотность выступает непременным условием успешной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей к окружающей среде. В современных условиях она является необходимым и атрибутом непрерывного образования.
Литература:
1.Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на РК 2012-2016 годы.
2.Караев Ж.А. Трёхмерная методическая система обучения – основа формирования функциональной грамотности // экспериментального образования. -2013.-№ 11
3. Перминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально- педагогическое явление.-М., 2003.
Категория: Педагогические программы | Добавил: баха8031 (2017-05-14) | Автор: Бейсембаева Бахытгуль E
Просмотров: 634 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 11:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru