Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
КГУ «СШ имени Н.Островского» с. Бородулиха Каербекова Шолпан Кенжибековна учитель русского языка и литературы Тема: Понятие о литературном языке Цели: научить владеть нормами и правилами, едиными для всех говорящих и пишущих на русском языке, показать разнообразие лексического состава русского языка. Ход урока I. Организационный момент. II. Объяснительный диктант. Задание: записать текст под диктовку. Определить его тему, основную мысль, объяснить, пользуясь словарем, значение слов: интеллигентный, уравновешенность, личность. – Объясните, что такое «интеллигентная речь». «Наш язык – это важнейшая3 часть нашего общего поведения в жизни. И по тому3, как человек говорит, мы сразу и легко можем3 судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Учиться6 хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно6 – запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно3 – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума». (Д. С. Лихачев.) III. Сообщение учителя о литературном языке. – Литературный язык, сложившийся в течение нескольких столетий, обладает нормами, благодаря творчеству поэтов, прозаиков, ученых. Литературный язык впитал в себя из языка народа все лучшее, проверенное традициями. – Какие же нормы изучают в школе? 1) Правильного произношения: яи[ч]ница или яи[ш]ница; позвонишь или позвонишь? Это орфоэпические нормы. 2) Правильного словоупотребления, то есть употребления нужных, уместных в языковой ситуации слов, оборотов речи: ударить или двинуть? Это стилистические нормы. 3) Правильного соединения слов: пять стульев стояло или стояли? Это синтаксические нормы. 4) Правильного написания. Это орфографические и пунктуационные правила. 5) Правильного изменения слов различных частей речи: лечь – лягу или ляжу? Это морфологические нормы. Основные разделы науки о языке Наука, изучающая язык, называется языкознанием, или языковедением, лингвистикой. Ее основные разделы связаны с изучением определенных единиц русского языка. Орфоэпия изучает правила произношения звуков, их сочетаний. Орфография – правила написания слов. Пунктуация – правила постановки знаков препинания. Стилистика – стилистические ресурсы языка и нормы их использования в конкретных стилях речи. Литературный язык – это основа русской художественной литературы. IV. Самостоятельная работа (по вариантам). Записать и устно прокомментировать высказывания о русском языке: I вариант – А. С. Пушкина; II вариант – Н. В. Гоголя; III вариант – Л. Н. Толстого; IV вариант – И. С. Тургенева. V. Итог урока. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык», сформулировать собственные комментарии. | |
Просмотров: 610 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|