Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Ещё раз о словарной работе В настоящее время возрастают роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критерия уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества. А так как школа – часть многоуровневого непрерывного образования, то её основной целью является формирование личности, способной на основе полученных глубоких знаний свободно ориентироваться, самореализовываться и самостоятельно принимать правильное решение в условиях быстро меняющегося мира. А отсюда и основная задача как школы, так и педагога -обеспечить становление такой личности. На современном этапе развития образования в Республике Казахстан перед учительством ставятся новые цели и задачи. Знания становятся средством воспитания и социализации личности. Парадигмой являются слова «учить умению учиться», а значит ориентировать учащихся на саморазвитие, самореализацию. Одной из ступеней на пути достижения этих целей является работа со словарными словами, которая в настоящее время стоит на достаточно низком уровне. Словарные слова. Где им место на уроке? Существует ли список словарных слов? Есть ли какая – то специфика в организации работы со словарными словами, правописание которых требует запоминания? Как организовать работу с ними? Эти вопросы чаще всего возникают у учителей русского языка. Если правильно выстроить систему работы со словарными словами и внедрить её в образовательный процесс, то это будет способствовать развитию не только орфографической грамотности учащихся, но и развитию творческих способностей, воображения, логического мышления, что в свою очередь поможет повысить мотивацию к обучению. Поэтому различные варианты работы со словарными словами предлагаются вашему вниманию. Одним из видов работ является орфографическое списывание, организованное специальным образом, которое начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене. Тексты для него максимально «нагружаются» словарными словами, которые представлены в учебниках. Можно формировать тематические группы из словарных слов и создавать текст. Главное, чтобы учащимся было понятно значение слов. ПРИМЕР Приключения начались. Атмосфера неведомой планеты приобретала то изжелта – красный, то иссиня – чёрный цвет. Командир корабля приказал приготовить двести экземпляров солдат – ракет, присмотреться, привыкнуть к природе незнакомой звезды. Стоило преодолеть триста световых лет, чтобы понять причину исчезновения генерала. А дальше работа и её качество зависят не только от учителя, но и от учащихся. Им можно предложить создавать самим подобные тексты, что будет способствовать развитию творческого мышления. Рассказы могут быть фантастическими, с детективным сюжетом. Именно этот вид работы увлекает учащихся, и уходит зазубривание. «Перевёртыши или третий лишний» «Угадай слово» Можно играть с пословицами и крылатыми выражениями. Составление рассказа от имени слова. Читая, вы, вероятно, узнали хорошо известные нам, учителям – практикам приёмы работы. Безусловно, учитель привлекает все средства, чтобы «трудное» слово запомнилось. Можно совершать с ребятами этимологические экскурсы, использовать любую возможность, чтобы около слова «зажечь фонарик», связав со словом неожиданную ассоциацию, нельзя забывать и о словарных диктантах, словариках. И, возможно, ошибок в словарных словах станет намного меньше. Конечно, если использовать эту работу, то учащиеся сделают ещё один шаг по пути, который поможет им развивать мышление и интерес к предмету, бережнее относиться к языку, развивать языковое чутьё, орфографическую грамотность и становиться личностью, способной самореализовываться в этом быстро меняющемся мире. Хатенова Светлана Вячеславовна, | |
Просмотров: 1035 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|