Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Текст как единица обучения на уроках русского языка Бойко Н.В., учитель русского языка и литературы ГУ «СОШ № 2» г. Семей Одной из главных целей обучения предмета «Русский язык в школах с русским языком обучения» является «формирование языковой личности на основе лингвистической, языковой, коммуникативной личности». А одной из главных задач является развитие деятельностно-рецептивной и продуктивной речи. Отсюда следует, что изучение русского языка должно способствовать: - обогащению словарного запаса; - воспитанию культуры речевого поведения учащихся в различных сферах и ситуациях общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: слушании, говорении, чтении и письме. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности. Весь курс русского языка в школе пронизывает работа по развитию речи. Раздел «Развитие речи» дается рассредоточено в течение учебного года. Усиление речевого аспекта программы предполагает использование учебных ситуаций общения, а также текстов в качестве дидактических единиц. На основе связных текстов наблюдаются факты языка, усваиваются речеведческие понятия, формируются навыки создания собственного текста. Опора на текст позволяет обеспечить единство познания систем языка, структуры языка, развитие речи и предполагает два уровня: репродуктивный и продуктивный. Развивать у детей творческое начало можно только творческим путем. Как же встать на этот путь? С помощью нестандартных (или не совсем стандартных) вопросов к исходному тексту, оригинальных речевых задач при создании школьниками своих текстов, привлечения самых различных источников высказывания и т.д. Многим ученикам нелегко дается создание текста. Им бывает трудно подобрать нужные слова, найти синонимы. А вот диктанты с изменением текста (ДИТ) помогут учащимся сфокусировать свое внимание не только над лексическим употреблением слова , но и над его грамматической характеристикой. ДИТ называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова и предложения. К ДИТ условно относятся выборочный, распределительнй, выборочно-распределительный, творческий, свободный, восстановленный, диктант по аналогии. Хотелось бы остановиться на некоторых видах таких диктантов. 1. Творческий – запись под диктовку текста с грамматическим, орфографическим, пунктационным или стилистическим изменением каждлго предложения по заданию учителя. а) Диктант на расширение текста Он подразумевает замену слов однокоренными с другими приставками, суффиксами и т.д. Замените подчеркнутые слова однокоренными, но с другой приставкой: Сказки пришли к нам из глубокой древности. Наши далекие предки подавали их из уст в уста, из поколения в поколение. С ними увязаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. б) Диктант с заменами. Замените слова с корнем –лаг- на слова с корнем –лож-. Излагайте материал кратко и ясно. Предлагайте аудитории интересные примеры. Возлагайте надежды на помощь товарищей. Но и лагайтесь на собственные силы. в) Диктант на сужение текста. Запишите предложения без однородных членов. г) Диктант с перестановками. Измените следующее предложение так, чтобы прямая речь стояла после слов автора. Или, измените предложение так, чтобы вводное слово (обращение) стояло в середине предложения. д) Диктант на разделение текста. Замените сложное предложение простыми. е) Диктант на соединение текста. Соедините простые предложения в сложное. 2. Свободный диктант. Это промежуточная работа между диктантом и изложением. У учащихся при таком виде работы наряду с орфографическими навыками, развиваются навыки переложения текста, обогащается словарный запас. Такие диктанты помогают научить ученика писать изложения. 3. Восстановленный диктант. Это работа по связному тексту, в процессе которой школьник прослушивает целиком предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец восстанавливает связный текст по выписанным категориям. 4. Диктант по аналогии – промежуточная работа между диктантом и изложением. Это творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию. Пример текста, диктуемого учителем: Наступила весна – замечательное время года. Деревья одели зеленые наряды, земля покрылась изумрудным пушистым ковром, начались работы в садах и огородах, люди высаживают рассаду. Хорошо весной! А вот такой текст получился у ученика: Пришла осень – замечательная пора. Деревья оделись в желто-красно-зеленые платья, земля покрылась золотым шуршащим ковром. Заканчиваются работы в садах и огородах, люди собирают урожай. Грустно осенью! | |
Просмотров: 3166 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|