Тема: "Виды работы с текстом" Составила: Учитель начальных классов Кубай Инна Альидасона. Г. Жезказган. СШ № 4 1.Чтение всего текста (По заданию учителя). 2.Чтение, деление на части, составление плана. 3. Чтение по готовому плану. 4. Чтение, после которого следует пересказывание. 5. Чтение нового текста учеником, заранее подготовленным. 6. Чтение и сокращение текста. (Дети работают над предложениями, убирают слова, которые можно опустить при пересказывании. Подготовка к сжатому пересказу.) 7. Чтение цепочкой по 1-2 предложения. 8. Чтение цепочкой по одному абзацу. 9. Чтение вполголоса. 10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 11. Чтение, ответы на вопросы. 12. Нахождение в тексте отрывка, который помог ответить на вопрос. 13. Чтение самого красивого отрывка в рассказе или стихотворении. 14. Нахождение по данному началу предложения, всего предложения. (Позднее предложение можно заменять логически законченным отрывком.) 15. Чтение выше нормы. (В основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения, путём тренировок дома, набирает 10-15 слов. Например, ученик читает 40 слов в минуту. Значит, домашний текст он должен прочитать с нормой 50-55 слов за минуту.) 16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 17. Нахождение отрывка, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку. 18. Нахождение предложения или отрывка текста, в котором отражается главная мысль рассказа. 19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено. 20. Чтение и нахождение в тексте фраз, которые стали поговорками или крылатыми фразами. 21. Чтение и составление сценария (кратко). 22. Чтение и подборка звукового оформления фильма. 23. Беседа с сопровождением выборочного текста. 24. Нахождение в тексте выводов. 25. Высказывание своих непосредственных сужений о прослушанном после чтения учителем или учеником. 26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, чем запомнилось. 27. Установление путём чтения причинно-следственных связей. 28. Чтение и подбор нового названия. 29. Чтение по ролям. 30 Чтение по ролям, исключая слова автора. 31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы. 32. Живая картинка. (Один ученик читает, другой с помощью мимики реагирует на прочитанное.) 33. Нахождение предложения, которое мог бы прочитать этот человечек. 34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать с заданной интонацией. Например, презрительно, строго, с мольбой, хитро, весело, радостно, горестно и т. д. 35. Нахождение и чтение предложения с вопросительным знаком, восклицательным знаком, запятыми, многоточием. 36. Конкурсное чтение стихотворений. (Жюри выбирает учитель из победивших на прошлом конкурсе учеников.) 37. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. 39. Нахождение и чтение предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 40. Чтение стихотворений, расстановка логических пауз. 41. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузе. 42. Выразительное чтение отрывка на выбор ученика. 43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём. 44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме. 45. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное учителем правило. 46. Нахождение в рассказе самого длинного слова. 47. Нахождение слова из 2,3,4,5 слогов. 48. Нахождение и чтение в тексте сочетаний слов. 49. Чтение с пометкой непонятных слов. 50. Чтение слабо читающих учеников слов, с предварительной разбивкой их на слоги. 51. Нахождение и чтение в тексте слов и предложений, с помощью которых можно нарисовать портрет. 52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным. (Данные слова записываются на доске.) 53. Чтение слов, к которым даны сноски. 54. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать для написания сочинений. 55. Чтение с выписыванием слов для практического словаря. (Например, к теме «Осень», «Зима») 56. Комбинированное чтение (учитель -учащиеся). К тексту на уроке учащиеся возвращаются до 18 раз, получая всё новые задания. Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом, достигнуты значительные успехи в усовершенствовании техники чтения. К тому же подобные задания не позволяют ученикам скучать на уроке и использует время с интересом и пользой.
|