Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сложноподчиненные предложения с придаточными местоимениями.
Грамматическая тема урока:

Сложноподчиненные предложения с придаточными местоимениями.

Лексическая тема: Моя Родина.

Цели: 1. Обобщить и систематизировать полученные знания о СПП, знать особенности
структуры СПП с придаточными местаимениями;

2. Развивать умения учащихся выражать свои мысли, употребляя в речи СПП, четко и ясно отвечать на вопросы; развивать мышления и память , устную речь, письменную речь, учащихся;

3. Воспитать любовь и уважения к своей малой и большой родине;
Оборудование: учебник « Русская речь» для 9 класса казахской школы; интерактивная доска; компьютер, слайды по уроку.

Ход урока:

1 Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте.
Тема нашего сегодняшнего
его урока « Сложноподчиненные предложения с придаточными местоимениями»(слайд № 1)

Лексическая тема урока « Родина»
Мы затронем тему малой и большой родины, ибо как сказал Беркут Искаков:
« Родина- это отец твой и мать,
Родина – друг и ровесник под стать;
Родина – это твой край и столица
Родина – это аул и станица»

2. Проверка домашнего задания

1. Мозговой штурм.
Какие предложения называются сложносочинёнными?
Какие предложения называются сложноподчинёнными?
На какие группы делятся по значению СПП ?
Какие значения имеют придаточные обстоятельственные?

2. Из двух простых предложений составьте СПП с придаточными времени (слайд №2)

Мы подъехали к Бурасу. Было уже темно.
Всходит солнце. Жизнь в бескарагайском лесу пробуждается.

3. Письменный экспресс- опрос
- СПП с придаточными времени -это такие предложения, которые …
- СПП с придаточными времени отвечают на вопросы….
- Средства связи в СПП с придаточными времени….
- Придаточные времена поясняют одно слово из главной части или полностью всю ------- --часть?
( ученики обмениваются тетрадями и проводят взаимную проверку данной работы, выставляют оценки. Ответы смотри – слайд №3)

3. Новая тема

1. Разбор предложения ( слайд № 4)

Сосны растут там, где дорога поднимается в гору.
Задание: Разберите предложение, докажите, что это сложное предложение;
Найдите части простого предложения, как они соединены, на что указывает придаточная часть, какой знак препинания используется в данном предложении.
( один из учеников отвечает)
Учитель: придаточные предложения места указывают на место действия, названного в главном предложении. Они определяют, где совершается действие, куда и откуда оно направлено.
Вопросы: Где? Куда? Откуда?
Средство связи: союзы и союзные слова: где, куда, откуда.
В главном предложении союзным словам могут соответствовать указательные слова: там, туда, оттуда.
Например: слайд №5
*Там, (где раньше была открытая степь), появился магазин ``Томирис``*
Придаточные предложения места может стоять впереди, после и в середине главного предложения.
(Схема; полный разбор данного предложения слайд №6)

2. Работа по таблице (слайд №7)

Сравните:
В русском языке В казахском языке
1. Откуда дует ветер, оттуда и дождь
2. Где буду я , там будет и он 1. Жел қайдан соқса. Жамбыр да сол жақтан
болады.
2. Мен қайда болсам, ол да сонда зболады.

Сходны ли данные сложнопочененные предложения в руссом и казахском языках:
А) по сравнению,
Б) по знанию,
В) по средствам связи?

4.Закрепление нового материала
1. Работа по тексту « Наш город»
а) словарная работа (слайд № 8)
преобразился – көркейді
облик- сырт пішіні
устремленный ввысь – аспанмен тілдескен
у подножья Алатау – Алатау етегінде
1) обьяснение новая слов путем перевода на родной язык
2) отработать произношение
3) составьте словосочетание и предложения
Б) Чтение текста учащимися
В) Беседа по тексту
- Где раскинулся крупнейщий город нашей республики – Алматы?
- В каком году возник город Верный?
- В каком году было возвращено старое название Алма-Ата?
- Какое место является гордостью Алматы?
- Найдите в тексте СПП с придаточными местоимениями.

2. Работа по группам
Раздаются карточки. Задание для групп – слайд № 9
Задание: Из данных простых предложений употребляя союзы, составьте СПП с придаточными местоимениями. Расставьте знаки препинания.
Карточка для 1-ой группы:

Я был в Абайском районе.
Родился великий акын.

Раньше была окраина села.
Построена новая школа.

Карточка для 2-ой группы:

Выросли многоэтажные дома.
Была голая степь.
Был пустырь. Раскинулся сквер Победы.

3. Текстовые задания ( слайд № 10)
1.Сложные предложение состоит из:
А) двух или нескольких однородных членов предложения
В) двух или нескольких простых предложений
С) двух или нескольких причастных оборотов
Д) из одной грамматической основы
Е) нет правильного ответа
2. СПП – это предложения, части которого соединены:
А) сочинительными союзами
В) подчинительными союзами
С) вводными словами
Д) только интонацией
Е) при помощи интонации и сочинительных союзов
3. Укажите СПП с придаточными условиями:
А) Ягода, которые мы собрали в лесу, оказались сочными и вкусными
В) Физику мы изучаем для того, чтобы разобраться в физических явлениях природы.
С) Отечеством мы зовём нашу страну потому,что в ней жили отцы и деды
Д) Стало известно, что лето будет жарким.
Е) Если правильно выберешь профессию, работаешь с удовольствием.
4. Я люблю своё село, потому что я здесь родился.- это предложение:
А) ССП с соединительным союзом
В) СПП с придаточным условным
С) СПП с придаточным цели
Д) СПП с придаточным времени
Е) СПП с придаточным - -------
5. Мы ходим в школу, чтобы получить знания – это предложение:
Варианты те же, что в 4 задании
6. Придаточные предложения времени указывают на:
А) место
В) время
С) причину
Д) цель
Е) условие
7. СПП – это сложные предложения, части которых соединены :
А) сочинительными союзами
В) подчинительными союзами
С) союзными словами
Д) только интонацией
Е) вводными словами
8. Придаточные предложения места отвечают на в\сы
А) при каком условии?
В) когда, зачем?
С) где, куда, откуда?
Д) с какой целью?
Е) во сколько? В каком времени?
9. Придаточное предложение места указывает на:
А) время
В) причину
С) место
Д) условие
Е) цель
10. Мы быстро пошли туда ,где раздавались звуки музыки- это предложение:
А) ССП с соединительными союзами
В) СПП с придаточным условным
С) СПП с придаточным цели
Д) СПП с придаточным места
Е) СПП с придаточным времени
После выполнения данного задания, проверьте правильность ваших ответов( слайд № 11)
Выставьте оценки.
5. Итоги. Оценки.
6. Задание на дом ( слайд № 12) : составить небольшой рассказ на тему « Моё село», используя СПП с придаточными местоимениями.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: patimat (2011-04-04) | Автор: Жумашева ТОлкын Нургалиевна E
Просмотров: 5747 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru