Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт |
Разработка открытого урока по географии 7 класс Учитель истории и географии средней школы №1 Дусенбаева Г.У. Собирай факты! Из них разовьется мысль. Ж. Бюффон. Французский натуралист Тема: Атмосфера и климаты Земли Цель: Сформировать основные географические знания по изучаемой теме. Тип урока: Урок усвоения нового материала Методы: метод проблемного изложения Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие Проверка готовности к уроку Целеполагание 2. Актуализация знании: Погода, климат, ветер, воздушные массы, температура воздуха, океан, океанические течения, солнечная радиация, атмосфера, географическая широта, характер подстилающей поверхности. влагооборот, теплооборот,осадки, атмосферное давление. 3. Изучение новой темы. Тема «Атмосфера и климаты Земли» одна из самых сложных. Во-первых, это объясняется большим абстрактных для учащихся сведений, во-вторых, им трудно представить огромные пространственные размеры рассматриваемых процессов и явлений, все многообразие и многоаспектность зависимостей между отдельными природными компонентами, и, наконец, понимание географических закономерностей формирования климатов Земли тоже сложно для семиклассников. Этапы решения проблемы: - осознание проблемы(обнаружение скрытого противоречия) - формулирование гипотезы( обозначение основного поиска ответа) -доказательство гипотезы(доказательство или опровержение) -Общий вывод(установление причинно-следственных связей) Суть проблемного обучения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая путь, раскрывая логику движения мысли, а учащиеся следят за логикой изложения учителя. Учитель формирует основную проблему урока: -Как формируется климат Земли? Объективная сложность темы не позволяет учителю ограничится простым изложением истин, а требует раскрытия и объяснения сложных взаимосвязей климатообразующих процессов, что и возможно с помощью проблемного изложения, а также эвристической беседы. В начале учитель предлагает посмотреть отрывок документального фильма(время просмотра 5 минут) о климате Земли. Важность этого фильма в том , что здесь показана актуальность рассматриваемой темы.(после просмотра учитель вновь возвращается к постановке основной проблемы) Климат Земли формируется в результате сложного взаимодействия климатообразующих процессов и географических факторов. Как видно из схемы, ведущую роль в образовании климата играет солнечная энергия. Учитель используя интерактивную доску предлагает уже готовую схему( или изображая ее по ходу своего объяснения Схема №1: - Какова энергия Солнца? Даже та ничтожная доля, которая попадает на Землю, оказывается очень большой. Энергия солнечных лучей, падающих на 1 м2 земной поверхности, может заставить работать двигатель мощностью около 2 л.с., а вся Земля в целом получает от Солнца в десятки тысяч раз больше, чем могли бы вырабатывать все электростанции мира, если бы работали на полную мощность. Таким образом, солнечная энергия обуславливает все климатообразующие процессы, прежде всего теплооборот. -Какие процессы включает теплооборот? - Что включает в себя влагооборот?(-подумайте, в чем проявляется обратная связь? Какой вывод можно сделать?) Климатообразующие процессы и связи между ними развиваются в условиях, определяемых географическими факторами. Главный из них- географическая широта, характер подстилающей поверхности, близость или удаленность океана, океанические течения. Степень познавательной самостоятельности учащихся при решении проблем различна. Так, при решении одних вопросов они принимают участие в эвристической беседе с учителем; другие решают полностью самостоятельно, актуализируя знания, полученные раннее, и применяя их в новой учебной ситуации ,ответы на третьи вопросы получают с помощью проблемного изложения учителем. Реализация проблемного подхода меняет не только последовательность изучения основных вопросов но и позволяет по-иному подойти к выделению главных знаний темы. Из описанного следует, что главными знаниями темы «Атмосфера и климаты Земли» является понимание учащимися механизма формирования климатов Земли. Остальные знания темы носят как бы вспомогательный характер, так как все эти компоненты зависят от взаимодействия климатообразующих процессов и географических факторов. Проблемное изложение может строиться на материале из истории науки путем доказательства раскрытия современного способа решения проблемы, рассмотрения современных гипотез, предположении. Закрепление новой темы осуществляется путем повторения изученного материала по схемам. Таким образом, после изучения этой темы учащиеся должны усвоить важную причинно-следственную связь: Схема №2: | |
Просмотров: 4255 | Комментарии: 5 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|