Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Игра «Аплодисменты» Игра на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки, его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу. Ритмы можно постепенно усложнять. Игра «Эстафета» В игре подразумевается, что каждый из ребят уже более или менее владеет своим голосом и в его силах спеть если не всю песню целиком, то хотя бы ее небольшой отрывок. Отрывки музыкальных фраз не повторяются, а сразу передаются, как в эстафете, следующему участнику. Здесь главное – не «сползти», не потерять тон или, как говорится у профессионалов-музыкантов, «не потерять тональность». В этой игре важнее не тот, кто начинает, а тот, кто продолжает и заканчивает. Они не должны дать увести мелодию от начального тона. Игра «Музыканты» Ведущий объявляет начало конкурса на лучшего исполнителя народного мотива или какого-либо другого музыкального произведения. Это может быть как нечто экзотическое, так и вполне простое, например, собачий вальс. Неизменное правило этой игры, придающее ей особую «соль», заключается в том, что исполнять произведение нужно на весьма своеобразном музыкальном инструменте. А именно, на пустых бутылках, выстроенных в ряд, используя в качестве дополнительного инструмента вязальную спицу. Победителем считается тот участник, который сумеет воспроизвести музыкальное произведение на своеобразном инструменте лучше всех. Игра «Музыкально-литературные изыскания» Ведущий раздает всем известные литературные произведения. Задача игроков в том, чтобы подобрать каждому произведению соответствующий музыкальный аккомпанемент. Для этого им выдается имеющийся ассортимент записей музыкальных произведений. Игрокам надо послушать отрывки мелодий и среди них выбрать тот, который, по их мнению, наиболее соответствует заданному литературному произведению. Ведущий оценивает, насколько удачен аккомпанемент. Оценки даются в ходе проведения той части задания, которая заключается в прочтении отрывка литературного произведения под выбранную мелодию. Игра «Музыка» Можно играть как с ведущим, так и без него. Число игроков не ограничено. Игроки должны вспомнить как можно больше песен с упоминанием музыки, музыкальных инструментов и самих песен. К примеру: «Льется музыка, музыка, музыка…», «Скрипач на крыше…», «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер…». Если в игре есть ведущий, то он меняется с тем, кто спел загаданную им песню. Если ведущий отсутствует, то игрок, не успевший за определенное время вспомнить песню, выбывает из игры. Викторина «Ступеньки» Все слова викторины начинаются на букву «Б», каждое последующее слово длиннее предыдущего на одну букву, отчего написанные столбиком слова будут напоминать ступеньки. 1) Великий немецкий композитор и органист, фамилия которого в переводе означает «ручей». (Бах) 2) Французский композитор, автор оперы «Кармен». (Бизе) 3) Вид искусства, в котором все содержание передается через танец. (Балет) 4) Венгерский композитор, создавший музыкальный цикл для фортепиано под названием «Детям». (Барток) 5) Композитор, автор знаменитой песни «Катюша». (Блантер) 6) Великий немецкий композитор, который в середине жизни потерял слух. (Бетховен) 7) Музыкальное произведение, название которого в переводе с итальянского «песня лодочника». (Баркарола) Викторина «Музыкант» Все слова- ответы этой викторины начинаются с буквы «Ш». 1) Польский композитор, проживший большую часть своей жизни во Франции. (Шопен) 2) Немецкий композитор, который сначала собирался стать пианистом. Этот композитор создал сборник «Альбом для юношества», по которому учатся играть юные музыканты. (Шуман) 3) Австрийский композитор, большинство пьес которого – песни и фортепианные миниатюры. (Шуберт) 4) Композитор, которого называют королем вальсов. (Штраус) 5) Великий русский певец- бас. (Шаляпин) 6) Композитор, в одной из симфоний которого есть эпиграф: «Посвящается моему родному городу Ленинграду и нашей грядущей победе над фашизмом». (Шостакович) Викторина «Музыкальные инструменты» 1) Шумовой музыкальный инструмент, играть на котором можно ударяя в него или потряхивая им. (Бубен) 2) Фортепиано для тех, кто только учится на нем играть. (Пианино) 3) Какой струнный инструмент чаще всего используется в составе рок – группы? (Гитара) 4) Духовой музыкальный инструмент с самым высоким звуком. (Флейта) 5) Струнный инструмент с самым низким звуком, на котором играют, «пощипывая» струны. (Контрабас) 6) Струнный инструмент, который называют «душой оркестра». (Скрипка) 7) Самый веселый музыкальный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать. (Барабан) Игра «Настроение» Дети слушают в записи «Море» Н. Римского-Корсакова или исполнение на инструменте фрагмента из цикла «Времена года» П. Чайковского: «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь», «Июнь». Учитель спрашивает, какое настроение передано композиторами в «Море» (море то взволнованное, бушующее, то спокойное), в «осенней песне» то же самое и т. д. Викторина «Эскалатор» Все слова той викторины начинаются с буквы «А», ответы викторины надо писать в столбик, тогда получатся ступеньки, напоминающие эскалатор. 1) Струнный музыкальный инструмент, на котором играют, перебирая его струны. (Арфа) 2) В опере так называется большая песня главного героя. (Ария) 3) Большая ария. (Ариозо) 4) Имя принцессы, героини балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». (Аврора) 5) Маленькая ария. (Ариетта) 6) Перерыв между действиями спектакля. (Антракт) 7) Коллектив исполнителей – музыкантов. (Ансамбль) Игра «Веселушки» Не только песни – хорошая тема для игры, можно обратиться к частушкам. Темы частушек разнообразны, а значит, и вариантов игры больше. 1) Игроки исполняют частушки на определенную тему: о школе, дружбе, домашних делах и т.д., кто не успел вспомнить частушку, выбывает из игры. 2) Игроки поют частушки, в которых есть определенное слово: например, «мальчик», «девочка», «школа» и т. д.; правила те же. 3) Ведущий или два игрока мимически показывают частушку, а остальные должны отгадать, о чем идет речь. Если им это удается, то частушка должна быть исполнена и т. д. Игра «Все наоборот» Ведущий запевает одну из песен, к примеру: «Ой, мороз, мороз…». Другой игрок должен вспомнить песню, где есть противоречие данной, например: «Я хочу увидеть лето, ты возьми меня с собой…», следующий будет искать противоречие уже этой песне: «Осень, ты на грусть мою похожа…» и т. д. повторять песни нельзя. Если кто-то замешкается больше чем на минуту, он выбывает из игры. Игра «Наперегонки» Дети делятся на две группы по 6-8 человек и поют гамму сверху вниз, снизу вверх на гласном звуке, постепенно изменяя темп: от медленного до очень быстрого. Каждая группа поет на своем звуке. Группы поют одновременно. Длительность звуков меняется в зависимости от темпа. Учитель задает размер, если кто-то не выдерживает, выбывает из игры. Игра «Классная классика» Необходимо прослушать ряд классических произведений. Примеры: 1) М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 2) П.И. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». 3) С.В. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром (1 часть). 4) И.С. Бах. «Шутка» из сюиты си минор. 5) Н. Паганини. «Кампанелла». 6) И. Стравинский. Балет «Петрушка». 7) При повторном прослушивании произведений игроки должны угадать название и автора пьес. Побеждает тот, кто наберет больше очков. Викторина «Найди правильный ответ» 1) Какой из великих композиторов уделял много внимания развитию фортепианной музыки и сочинил 32 сонаты для фортепиано? А. Бах; Б. Моцарт; В. Бетховен. 2) Какой из композиторов сочинил наибольшее количество опер – 26? А. Гендель; Б. Верди; В. Шуберт. 3) Кто из композиторов создал первую русскую национальную оперу? А. Глинка; Б. Мусоргский; В. Рахманинов. 4) Кто из композиторов был так же выдающимся дирижёром и пианистом? А. Шуман; Б. Рахманинов; В. Григ. 5) Какой великий русский композитор написал несколько балетов и стал новатором в области балетной музыки? А. Бородин; Б. Чайковский; В. Скрябин. Игра «Найди своего композитора» Предварительная подготовка: Готовятся карточки с надписью имён и фамилий композиторов, чьё творчество изучалось на уроках. Кроме того, готовятся карточки меньшего размера, на которых пишутся названия сочинений этих композиторов. Примерный перечень сочетаний. М. И. Глинка. «Венецианская ночь», «Жаворонок», «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». П. И. Чайковский. «Евгений Онегин», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Л. Бетховен. «Сурок», «Лунная соната», «Вариации на русскую тему», «Эгмонт». Э. Григ. «Песня Сольвейг», «Шествие гномов», «Утро». Р.К. Щедрин. «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь горох». Учитель назначает школьников, которые берут себе плакатики с фамилиями композиторов и выстраиваются у доски. Остальные участники игры разбирают карточки с названиями сочинений этих композиторов. По команде педагога «композиторы» открывают свои фамилии, а игроки стараются как можно скорее найти Источник: http://личные разработки,доработанный материал интернет сайтов | |
Просмотров: 1935 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|