Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Организация профильного обучения на уроках физики при решении задач методом оценок..
Организация профильного обучения на уроках физики при решении задач
методом ошибок .


Потеряева Н.А. учитель физики
ГУ СОШ №22 г.Жезказган
Карагандинская обл.

Современные требования, предъявляемые к выпускникам школ, в соответствии с концепцией модернизации образования и перехода на профильное обучение заставляет в корне пересмотреть сущность компонентов педагогического процесса, целей, содержания, форм и методов.
Как сделать так, чтобы теоретические знания, полученные учениками в школе, не существовали сами по себе, максимально использовались в получении дальнейшего образования и практической деятельности. В современном мире когда количество информации столь огромно , необходимо научить ребенка ее упорядочивать, систематизировать на принципиально новой основе. Такой основой может быть развернутое и систематическое применение в процессе обучения обобщенных методов, общих методологических принципов, предельно общих понятий и т.д.
Физическая задача – это физическое явление, точнее его словесное модель( или совокупность явлений) с некоторыми известными и неизвестными физическими величинами, характеризующими это явление .Решить физическую задачу – это значит найти (восстановить) неизвестные связи, физические величины и т.д.
Метод оценок используется при решении не поставленных и нестандартных задач. Его широко используют на этапе анализа решения физической задачи . Оценка физической величины заключается, во-первых арифметическом (числовом) расчете порядка самой величины (оценка порядка) и во – вторых, в сравнении однородных величин по их порядкам (сравнение по порядку) .
При арифметическом расчете порядка величины, зависящей от других величин, числовых значений каждой величины представляют в стандартном виде ( произведение первой значащей цифры на десять в соответствующей степени). Затем оценивают порядок каждого слагаемого( если рассчитываемое выражение есть алгебраическая сумма). Выделяют слагаемое с наивысшим порядком. Слагаемые, порядок которых по крайне мере на два ниже слагаемых наивысшего порядка, отбрасывают. Точно значащую цифру оставшихся слагаемых определяют с помощью калькулятора.
Пример 1.
Пусть в результате общего решения задачи получена следующая расчетная формула: ∆m=Vµ(р1Т1 – р2Т2)/RT1T2
Где V=9л объем газа, µ=2* 10-3кг/моль – молярная масса, р1 =52*105 Па –первоначальное давление, р2=5*104Па –конечное давление, Т1=296К- начальная температура, Т2=283К – конечная температура, R=8,31 Дж/(моль К)- универсальная газовая постоянная, ∆m- изменение массы.
Решение.
Переводим данные величины в СИ, одновременно округляем их значения и представляем в стандартном виде. В результате получаем: V= 10-2 м3, µ=2*10-3 кг/моль, р1=5*106Па, Т1=3*102К, р2=5*104Па. Т2=3*102К, R=8 Дж/моль К. Из этих данных во первых видно, что приближенные значения начальной и конечной температуры одинаковые и следовательно, вместо первоначальной формулы получают более простое выражение
∆m=Vµ(р2 –р1)/RT
Во- вторых конечное давление р2= 5*104Па по порядку величины значительно меньше начального давления р1=5*106 Па ( на два порядка) и , следовательно им можно пренебречь. В конечном итоге для оценки порядка величины ∆m получаем
∆m= Vµр1/RT
Откуда ∆m=10-2*2*10-3*5*106/8*3*102=4*10-2кг.
Более точный и длительный расчет дает для искомой величины значение 3,8*10-2кг.
Грубая, но быстрая оценка порядка искомой величины очень важна для последующего этапа анализа решения. При сравнении физической величины(зависящей от других величин) сначала находят их отношение в общем виде, а затем производят числовой расчет порядка отношения.

Пример 2.
Сравнить силу тяжести Fт двух протонов и силу их электрического отталкивания Fэ.
Решение.
Найдем отношение этих сил Fт/Fэ= Gm24пЕ0r2/r2q2
Где G=6,7*10-23 Нм2/кг2 – гравитационная постоянная
m= 1,67*10-27 кг – масса протона
q=1,6*10-19 Кл – заряд протона
4пЕ0 = 1,1*10-10 Ф/м
После арифметического расчета получаем Fт/Fэ=7*10-37=10-36
Таким образом, сила тяготения двух протонов на 36 порядков меньше силы их электрического отталкивания ( гравитационное взаимодействие фантастически мало по сравнению с электрическим взаимодействием)
Решая задачи методом оценок у учащихся развивается логическое мышление, формируется четкое представление о смысле заложенном в задаче, заставляет думать, сравнивать, быстро находить ошибки и быстро их исправлять. Все это способствует формированию умной , думающей , социально адаптированной личности.

Источник: http://личное
Категория: Физика | Добавил: vbh (2013-11-24) | Автор: Потеряева Наталья Аркадьевна E
Просмотров: 889 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru