Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Уналова Людмила Александровна, Педагог-психолог Товарищество с ограниченной ответственностью «Сана Бала», Дошкольная организация образования «Академия» г.Нур-Султан Рождение личности. Личность - это человеческая "самость", исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жизни. Когда малыш появляется на свет, мы хотим, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только значительно позже, задумавшись о том, каким человеком он станет, мы начинаем формировать личность. Наш малыш постепенно овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими - условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны близких, особенно мамы и папы, необходимо ребенку. Желание заслужить родительское одобрение, похвалу является одним из наиболее действенных рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких - один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает появляться такое важное образование, как самоуважение. Это еще больше обращает ребенка к взрослым -он начинает притязать на их признание. Притязание на признание - одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее. Ребенок стремится к самосовершенствованию: он учится лучше бегать, прыгать, кувыркаться, он стремится лучше рисовать, конструировать, он хочет вообще все делать лучше! Он стремится сделать лучше и самого себя: он хочет утвердиться в своих моральных качествах, он хочет быть хорошим, хочет, чтобы люди были ему благодарны, и он так старается! После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как "хорошему", у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы взрослый выражал уверенность в том, что малыш обязательно научится тому, чего еще пока не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок. Никогда не обесценивайте своего ребенка! Нельзя срывать на нем зло, нельзя в гневе (даже справедливом) заявлять своему ребенку: "Уйди, я тебя не люблю!" Во-первых, это неправда. Во-вторых, бесчестно по отношению к малышу, который вдруг испытывает чувство крушения и отчаянного ужаса только потому, что у его мамы не хватило терпения и он, несмотря на ее запреты, ослушался. Лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает малыша к исполнению родительских ожиданий. Ребенок всегда нуждается в эмоциональной поддержке, особенно родительской. И совсем маленький, и когда вырастет - тоже. Но сейчас родители эмоционально всегда с ним, всегда за него, даже когда он очень провинился. Как ребенок становится личностью. Л.С.Выготский ввел в науку понятие "зоны ближайшего развития". На определенном возрастном этапе, считал он, ребенок может решать некоторый круг задач только в сотрудничестве со взрослым, а не самостоятельно. Действия, выполняемые в таком сотрудничестве, и составляют зону его ближайшего развития, поскольку затем они будут производиться им вполне самостоятельно. "Развитие из сотрудничества путем подражания, развитие из обучения является основным фактом. Подражание, если его понимать в широком смысле, является главной формой, в которой осуществляется влияние обучения на развитие"[1]. Подражание в широком смысле - это и есть деятельность по воспроизведению и присвоению ребенком человеческих способностей в процессе сотрудничества с другими людьми. Обучение и воспитание достигает развивающего эффекта при умелом руководстве собственной деятельностью ребенка. Как отмечал С.Л.Рубинштейн, "всякая попытка воспитателя-учителя "внести" в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает... самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств"[2]. В период от рождения до одного года у детей закладываются основы такой конституирующей черты человека, как потребность и способность к общению. "В своей основе потребность субъекта в общении с другим человеком есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую сам ему дает. Такая взаимная оценка обеспечивает наиболее эффективную саморегуляцию индивида..."[3]. Известно, что ничто человеком не усваивается вне общения с другими людьми. У годовалого ребенка потребность в общении уже есть, но еще нет умения действовать с предметами сообразно их общественному назначению. И взрослый, установив эмоциональным контакт с ребенком, призван научить его этому. В период от года до трех лет путем предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает общественно выработанными способами использования вещей. Эти способы имеют историческую природу и не определяются устройством самого по себе тела человека. Поэтому ребенка необходимо именно научить, как владеть ложкой, чашкой, как ложиться в постель и т.д. Оперативно-технической стороной предметной деятельности ребенок овладевает до трех лет. Но на этом уровне психического развития он ограничивается лишь освоением обиходного бытия. В возрасте от трех до семи лет ребенок как бы "вырывается" из мира непосредственно обиходных отношений. И делает он это с помощью игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди выполняют определенные социальные функции, вступают в сложные отношения. Ребенок начинает осознавать то обстоятельство, что в своих действиях он должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Благодаря игре у ребенка возникают два основных психологических новообразования: ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований и воображение, позволяющее человеку оторваться от непосредственно житейских, сиюминутных забот и помыслов. Итак, ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте служит игра. Но ведь и детей-дошкольников уже учат. Каково же соотношение игры и учения? В дошкольном учреждении, как и в семье, от детей нельзя спрятать книжки и другие источники познания. Да и не нужно. Оптимальных успехов в воспитании дошкольников можно достичь, именно приобщая их к познанию. Однако делать это нужно как бы играючи. Все познавательные сведения и умения должны усваиваться дошкольниками преимущественно в игре. Но вот ребенок (к семи годам) подготовлен к школе. Начинается новый этап его жизни. Ведущей деятельностью становится учение, в процессе которого закладываются основы теоретического сознания личности (научного, художественного, нравственного, правового). С первых дней пребывания в школе у ребенка формируются потребности в теоретическом освоении действительности, теоретические представления и понятия, а также соответствующие умения. Одновременно у детей младшего школьного возраста развиваются такие психологические новообразования, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия на собственные способы поведения. До последнего времени обучение в начальной школе еще не обеспечивает в должной мере формирования у детей теоретического подхода к вещам (в котором с наибольшей полнотой проявляется своеобразие учебной деятельности). Подростковый возраст - это тот период жизни, когда у человека формируются нормы и способы построения общения. И помогает этому общественно полезная деятельность в любых ее формах: производственно-трудовой, художественной, общественно-организационной, спортивной, учебной, - а главное, свободный переход от одной ее формы к другой. Однако приходится признать, что организация школьной жизни не удовлетворяет пока требованиям этой ведущей деятельности подросткового возраста. Поэтому именно в данном направлении необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Это тем более важно, поскольку основные психологические новообразования подростков - сознательная регуляция своих дел и поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения - формируются в развитых формах общественно полезной деятельности. Становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит именно у подростков. Поэтому от характера и организации их общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит богатство форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в будущем. Одной из наиболее важных форм общественно полезной деятельности в подростковом возрасте является труд. Организованный как подлинно коллективная деятельность с общественно полезным результатом, труд может заинтересовать подростка как процесс, в котором проявляются его личные возможности, может стать для него свободной игрой физических и духовных сил. В этом случае создаются благоприятные возможности для раскрытия нравственного смысла, духовной стороны трудовой деятельности. Подростковый возраст - пора жизни, когда особенно волнуют общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное сознание, намечаются общие контуры жизненной позиции. Но для окончательного ее определения у подростка нет еще необходимого гражданского опыта, четкой ориентации в социальных отношениях. У старшеклассников уже есть для этого все предпосылки - их возраст внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути. Не случайно основным психологическим новообразованием старшего школьника является самосознание. В старших классах главную роль опять играет учебная деятельность, но уже с профессиональным уклоном. Иначе говоря, усвоение основ наук происходит с учетом возможной в последующем профессиональной деятельности. Под этим углом зрения дифференцируются учебные интересы, особенно углубленно научаются отдельные предметы. У индивида, прошедшего все эти периоды становления личности, возникают и закрепляются качества, лежащие в основе его мировоззрения и нравственности и необходимые для последующей активной производственной и гражданской деятельности. Развитие вашего ребенка во многом будет совпадать с установленными наукой общими закономерностями развития детей в современных условиях их воспитания. Однако ваш ребенок в своих проявлениях и особенностях развития во многом не будет соответствовать обобщенному "типичному" ребенку. Не торопитесь делать вывод, что ваш ребенок плох в сравнении с "типичным". Не торопитесь делать вывод, что ваш ребенок во многом превосходит "типичного". Во-первых, вы можете просто заблуждаться относительно реальных особенностей вашего малыша - это устанавливается при тщательной диагностической проверке психолога. Во-вторых, каждый ребенок развивается в разные возрастные периоды с разным "ускорением": одни дети опережают сверстников, другие – отстают. Сказанное об уникальности вашего ребенка не должно создать неправильного впечатления о том, что индивидуальность развивается за счет одних лишь врожденных особенностей. Малыш не может развивать свою уникальность сам. Ему нужны постоянное поощрение, доверительное общение и родительская любовь. Список используемой литературы: 1.Выготский Л. С. Проблемы возраста // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4. - С. 262-264. 2.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976. - С. 191. 3.Развитие общения у дошкольников / Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1974. -С. 270-271. | |
Просмотров: 446 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|