Восточно-Казахстанская область, город Семей, Назарбаев Интеллектуальная школа, учитель хореографии Токенова Жанар Сагидоллаевна Формирование эстетической культуры школьников средствами хореографии на уроках физической культуры Анализ ситуации общественного развития, социально-экономических преобразований в стране свидетельствует о наличии потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способностью нестандартно мыслить и эффективно решать жизненные проблемы, высоким уровнем духовно-нравственной воспитанности. Однако процесс воспитания такой личности в образовательных учреждениях осуществляется противоречиво. Во многих школах еще слабо формируется культурное пространство, воспитывающая среда, способствующие становлению личности подростка как человека культуры. В связи с этим приоритетной становится ориентация целостного педагогического процесса на развитие творческого потенциала обучающегося, в том числе средствами искусства. Понятие «эстетическая культура» рассматривается в психолого-педагогической литературе в широком аспекте, однако эстетической культуры школьников посвящено небольшое количество исследований, что требует дальнейшей фундаментальной разработки. Теоретический анализ литературы позволил выявить несколько подходов к формированию эстетической культуры школьников, основывающихся на знаниях в области эстетики, привитие эстетических вкусов и взглядов на действительность. Отдельными исследователями в качестве генеральной линии в формирование эстетической культуры школьников рассматривается деятельность. Структура эстетической культуры строится на основных компонентах категории «прекрасное»: эстетические представления, восприятие, вкус, оценка, чувства. Мы определили содержание этих компонентов в физическом воспитании: теоретический блок, сознательно — ценностный блок, двигательно - деятельностный блок и эмоционально - творческий. Для формирования эстетической культуры школьников используются различные формы и приемы на основе всех видов искусств (живопись, музыка, архитектура, театр). Менее используемым остаются средства физической культуры, которые обладают огромным потенциалом для физического развития подрастающего поколения и формирования культуры движения младших школьников. Одним из средств эстетической культуры, которое воздействует на школьников через творческую двигательную деятельность, является хореография. Однако в вопросах формирования эстетической культуры средства хореографии используются в недостаточной мере. Вместе с тем, возможности хореографии многогранны, наряду с эффективным воздействием на опорно - двигательный аппарат и укреплением осанки, воспитание гибкости и координация движений, хореография активно развивает эмоционально-чувственную и творческую сферу детей, а также воспитывает красоту, пластичность и изящество в выполняемых движениях. Средства хореографии на уроках физической культуры, приобщают занимающихся к данному виду искусства, оказывая положительное влияние на его эстетический вкус, воспитывает его потребность в прекрасном, гармонично развивает школьника физически и формирует его эстетическую культуру. Обязательным условием успешности гармонизации личности является использование учебной программы по формированию эстетической культуры школьников средствами хореографии. Практическая значимость программы заключается в возможности использования хореографии двумя подходами. Первый заключается в том, что предложенная программа актуальна как дополнительный урок общеобразовательного стандарта. Во втором случае, может являться альтернативой третьему уроку физической культуры. Средства хореографии способствуют формированию эстетической культуры школьников во всех её компонентов путем обогащения сознания занимающихся эстетическими знаниями о «прекрасном» в мире искусств, развития двигательной, слуховой и образной памяти, привития способности к пропорциональным, ритмичным, четким, гармоничным, пластичным, артистичным, выразительным двигательным действиям, свободе движения; развития способности к творчеству, импровизации, и образному мышлению, фантазированию и воображению и эмоциональной раскрепощенности. Формирование эстетической культуры школьника средствами хореографии на уроках физической культуры обеспечивается путем соблюдения уточненного содержания организационно-методических условий: целевой ориентацией процесса физического воспитания школьников на формирование их эстетической культуры; дидактического построения учебных занятий с учетом возможностей средств хореографии в формировании эстетической культуры; дифференцированного использование форм занятий в зависимости от потребности формирования отдельного структурного компонента эстетической культуры; осознанного отношения педагога к необходимости формирования эстетической культуры школьников. Внедрение «Хореографии» в рамках урока физической культуры, обладающей значимым арсеналом выбранных средств, связанных с искусством, творчеством, оздоровительной двигательной активностью, гармонично сочетающихся с общим образовательным стандартом и комплексной программой по физической культуре для младших школьников, формирующих знания младших школьников о компонентах эстетической культуры (чувство прекрасного, вкус, идеал, убеждения); основу культуры поведения и общения; способствующих формированию культуры движения, двигательных умений и навыков; оказывающих всестороннее воздействие на физическое развитие и подготовленность младших школьников; содействующих укреплению детского организма, формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия; воспитывающих чувство ритма, память, внимание, кругозор, творческий потенциал, волевые качества учащихся. Наука и искусство, органично связанные в учебном процессе, стимулируют как умственное, так и эстетическое развитие школьников. Каждый учебный предмет в школе имеет большие возможности для эстетического воспитания учащихся. Эти возможности заключены в содержании учебного процесса, в его организации, деятельности учащихся и самого педагога. Эстетическое самовоспитание является составной частью общего педагогического процесса. Вместе с тем его правомерно рассматривать в качестве относительно самостоятельного процесса. По степени развития самовоспитания учащихся можно судить об эффективности и качестве целостного воспитательного процесса. Методами и средствами самовоспитания выступают преломленные через личность школьника методы и средства эстетического воспитания.
Источник: http://Формирование эстетической культуры школьников средствами хореографии на уроках физической культуры |