Главная » Статьи » В помощь учителю » Самопознание |
Кедрук Светлана Анатольевна, учитель «ГУ гимназия «Самопознание» ННПООЦ «Бобек» г. Алматы Тема: Улыбка Земли ( урок самопознания 3 класс) Цель: расширять представление учащихся о значимости природы для человека, о единстве человека и природы, через ценности «любовь» и «ненасилие» Задачи: - раскрытие значения природы для человека - развитие стремления познавать мир природы, быть его защитником - воспитание чуткого, бережного отношения к природе, ответственности Ресурсы: презентация на песню Ю.Антонова «Не рвите цветы», цветные карандаши, листы для рисования формата А-3, карточки, цветы-шаблоны. Ход Позитивный настрой «Прогулка по лесу» (музыкальное сопровождение со звуками леса) - Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки и ноги. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющее лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и выше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите его ствол руками. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните, обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! - вам понравилось гулять по лесу? - я предлагаю вам продолжить наше путешествие по Земле. Круг радости Дети с учителем встают в круг, берутся за руки и каждый произносит свое имя и короткое пожелание. Дети и учитель садятся за столы Цитата урока «Пойми живой язык природы,- И скажешь ты: прекрасен мир» И.С.Никитин. Вопросы к цитате - Ребята, объясните понятие «живой язык природы». - С кем разговаривает природа? - Что она говорит? - Каков смысл этого высказывания? - Почему, когда понимаешь природу, мир становится прекрасен? Рассказывание притчи Улыбка Земли Когда-то давным-давно наша Земля была пустынным косми¬ческим телом, не было на ней ни растительности, ни зверья. Мир Земли был бесцветно-серым и пустым. И вот однажды задумал Творец оживить Землю. Рассыпал он по ней несметное множество семян жизни и попросил Солнце обогреть их своим теплом и светом, а Воду - напоить их живи¬тельной влагой. Солнце принялось согревать посеянные семена жизни, Вода - поить, но они все не всходили. И подумав, Творец понял, что они не захотели приходить в мир, где не было красок. Тогда Творец повелел Радуге подняться над Землей и украсить её сво¬им разноцветьем. И над планетой повисла, разгораясь нежными красками, высокая переливчатая Радуга. Втроем, Радуга, Солнце и Вода задумали подарить Земле новый наряд. Солнце с любовью выткало полотно для наряда теплыми золотыми лучами. Небо добавило красивой вышивки из синевы всех оттенков. А Радуга подарила Земле добрые улыбки всех цветов радости. И превратились эти улыбки в …….. ( цве¬ты). - Как вы думаете, что стало улыбкой Земли? (ответы детей) С тех пор все земные полянки, луга и сады улыбаются людям разноцветными цветами-улыбками. Одуванчики - золотистыми улыбками счастья. Гвоздики - алыми улыбками радости. Коло¬кольчики - сиреневыми улыбками любви. Каждый день то тут, то там на Земле появляются все новые и новые цветы-улыбки, создавая на ней Радугу, подарившей им свои краски. Вопросы по содержанию - Что задумал сделать творец? - Почему он захотел это сделать? - Кто ему помогал? - Изменилась ли Земля после его творения? - Как она изменилась? Вопросы на рассуждение - Почему притча имеет такое название? - Кто еще может принести радость Земле? (человек) - Чему может научиться человек у природы? - Что замечательного есть в краю, где вы живете? - Что мы можем сделать для того, чтобы природа была благодарна нам? Обращение к цитате - Какой еще смысл имеет цитата? (бережное отношение человека к природе) Творческая работа в группах. Презентация работ. Дети садятся по группам согласно выбранному цветку вначале урока. - Изобразите в рисунке, какой вы видите нашу Землю. Упражнение «Мои ощущения» Дети получают карточку с фразой, которую необходимо закончить. Дается 1 минута, чтобы подготовиться. - Когда я прикасаюсь к капельке росы, я чувствую, как … - Когда я вдыхаю аромат цветов, то … - Когда идет дождь, я представляю … - Когда встает солнышко и я вижу первые его лучи, то …. - Когда дует теплый ветерок, мне кажется, что … - Когда я гуляю по парку или аллее, я представляю … - Когда я смотрю на падающие снежинки, мне кажется … - Когда я рассматриваю снежинку на ладошке, то она мне напоминает … - Когда я купаюсь в водоеме, я чувствую, как вода … - Когда я слышу пение птиц, то представляю … - Научились ли вы понимать язык природы? Итог: Если мы испытываем такие прекрасные чувства и эмоции, то как мы относимся к природе? - А если мы относимся к природе по-доброму, любим ее, то что мы должны делать, чтобы сохранить её красоту? Домашнее задание На карточках раздать детям высказывание Достоевского, над которым надо поразмышлять. «Кто не любит природы, тот не любит человека». Ф.М.Достоевский Групповое пение с просмотром презентации на песню Ю.Антонова «Не рвите цветы» - Я предлагаю вам спеть песню, а в помощь у вас есть текст. | |
Просмотров: 2019 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|