Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Урок истории 6 класс " Юрта – основной вид жилища у кочевников».
[ Скачать с сервера (26.4 Kb) ] 2017-02-10, 6:01 PM
Ф.И.О. учителя, должность и место работы: Самылтарова Светлана Анатольевна, учитель истории школы-лицея №1, г. Астана.
Класс: 6
Тема: «Юрта – основной вид жилища у кочевников».
Цель урока: сформировать общее представление о жилище кочевников - юрте.
Задачи:
- познакомить учащихся с устройством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, приспособленного к кочевому образу жизни;
- нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища – юрты; воспитание уважения к культуре казахского народа;
- расширять интеллектуальный кругозор; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся, умение анализировать.
Тип урока: урок - исследование.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, обсуждения с целью обобщения, систематизации полученной учебной информации, самостоятельной работы, групповая работа, использование метода «сбор идей», «синквейн».
Оборудование: слайдовые презентации, материал о юрте, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на уроке.
Организация внимания.
II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»
1. Как назывался период господства каменных орудий. (каменный век)
2. На какие периоды делиться каменный век? (палеолит, мезолит, неолит, энеолит)
3. В каком веке начали использовать железо? (в 8 веке до н.э)
4. Главные особенности в эпоху железа. (развитие кочевого скотоводства, использования железа, защита от врагов, роды объединялись в племена, племена в союзы).
5. Какие племена существовали в эпоху железа? (саки, уйсуны, кангюи, гунны, сарматы)
6. Какие виды скотоводства вы знаете?
7. Определите причины перехода к кочевому скотоводству?
8. Что означает термин «тебеневка»?
9. Какие животные способны к тебеневанию?
10. Животные, имеющие рефлекс стадности?

Мотивация. «Сбор идей». (Учащиеся сидят в группах как захотели сами).
В жизни каждого человека есть место, где ему всегда хорошо, тепло, уютно. Куда хочется всегда возвращаться. И дорога к этому месту всегда короче, чем от него. Что же это за место? Правильно – это родной дом. Напишите свои ассоциации со словом - дом. Зачитываем слова…. Замечательно, у вас такие теплые и хорошие ассоциации.

Внимание на доску. Чтобы узнать тему нашего урока, давайте отгадаем загадку.

«В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь».

А как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Почему?

Психологический настрой.
Я пил кумыс в Казахской юрте
И бешбармак руками ел.
Под звёздным небом Казахстана
Мне ветер вольный песни пел.

Как вы понимаете эти строки? Что в них особенного?

III. Усвоение новых знаний.
Какие традиционные жилища других народов вы знаете? (чум, яранга, вигвам, изба, иглу, сакля, мазанка)

Ребята, мы с вами изучаем историю древнего Казахстана, а значит, будем говорить о жилище кочевников – о юрте
Сегодня мы более подробно познакомимся с устройством и внутренним убранством переносного жилища кочевников – юртой.
Просмотр видеоролика “Юрта”.

IV. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Беседа по вопросам:
1. Что такое юрта? (Переносное жилище у азиатских кочевников.)
2. В чем особенности казахского национального жилища? (Юрта легко собирается и разбирается, она удобно перевозится колесным транспортом и вьюком, сохраняет прохладу в знойные дни, надежно укрывает от пронзительных ветров. Юрту обычно могут установить 2–3 человека в течение одного часа. Все это делает юрту уникальным видом жилища.)
3. Назовите основные материалы, служащие для изготовления юрты. (Дерево, войлок.)
4. Назовите элементы, составляющие остов юрты. (Сыкырлаук, шанырак, кереге, уык.)
5. Какой из элементов остова юрты изображен на Гербе Казахстана? (Шанырак.)
7. Из каких материалов изготавливали предметы убранства юрты? (Дерево, кожа, войлок.)

Проблемный вопрос: Преимущество юрты для кочевников и шатровых зданий в современной архитектуре городов.

V. Выполнение практической работы. Работа по группам.

Группа «Искусствоведы»

Задание: Рассказать о казахской юрте, о ее устройстве. Отобразить в виде кластера. В чем преимущество казахской юрты?

Группа «Архитекторы»

Задание: найти в архитектуре нашего города современные здания, которые напоминают юрту. В чем преимущество шатровых зданий? Изобразить в виде постера.

Группа «Журналисты»

Написать статью о юрте в жанре рекламы. Вспомните стихи о юрте, пословицы и поговорки. Написать акростих, синквейн. Представить в виде страницы журнала, газеты.

Группа «Дизайнеры»
Разработать современное здание в виде юрты. Работу представить в виде рисунка, макета. Использовать раздаточный материал в качестве примера.

Исследовательская деятельность ученика 6 класса на тему: «Новый взгляд на Астану через ЭКСПО». Выступление Серикхан Абдуллы. Выступление 3 мин.

VI. Обсуждение проблемного вопроса.

VII. Рефлексия.
Технология "Ключевое слово" Ребятам предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее подготовлены, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия.

VIII.Задание на дом: изучить параграф 26, составить кроссворд на тему « Кочевое скотоводство».
Категория: История | Добавил: samyltarov
Просмотров: 1545 | Загрузок: 22 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru