Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Законотворчество в казахском обществе
[ Скачать с сервера (40.0Kb) · Скриншот ] 2017-05-15, 10:24 PM
Тема «Законотворчество в Казахском ханстве»

2015 год объявлен годом празднования 550-летней годовщины образования Казахского ханства. Об этом заявил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев на встрече с активом Астаны. «Керей и Жанибек в 1456 году создали первое ханство, и государственность казахов ведет историю с тех времен. Тогда была заложена основа, и мы – продолжатели великих дел наших предков» - сказал на встрече Н.А.Назарбаев.
Первые казахские ханы — Жанибек и Керей — создали Казахское государство, будучи недовольными жесткой политикой в ханстве Абулхайра. Уже к 1500 году Казахское ханство заметно расширилось и распространило свои территории на весь восточный Дешт-и-Кипчак. Наивысшего расцвета Казахское ханство достигает при Касым-хане.
Идеи создания законов в Казахстане своими истоками уходят в глубь веков. Важную роль сыграли такие уложения XV - XVIII веков, как "Қасым ханның қаска жолы" ("Светлый путь Касым хана"), "Есім ханның ескі жолы" ("Древний путь Есим хана") и "Жеті жарғы" Тауке хана.
Истории известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. Соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой обычай.
"Касым ханнын каска жолы" ("Светлый путь Касым хана")
В начале XVI в., в период правления хана Касыма был разработан и издан закон, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь хана Касыма) — свод законов. Он включал в себя пять основных разделов:
1. Имущественный Закон. В него входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.
2. Уголовный Закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.
3. Военный Закон. В нём оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.
4. Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета.
5. Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящён обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.
Описанная политическая система оказалась неустойчивой и держалась только на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости.

"Есім ханның ескі жолы" ("Древний путь Есим хана")
Есим-хану пришлось выдержать ещё более тяжёлую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть её заключалась в том, что главенство закрытой элиты — торе заменялось на главенство элиты открытого типа — биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей.
По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, г. Туркестане или под Ташкентом. Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана.
Вместо улусной системы в начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно - территориальными объединениями — жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин.
По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

"Жеті жарғы" Тауке хана
Время правления Тауке - хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахского народа. Изнурительная борьба с джунгарами, междусобицы вели к подрыву норм государственной жизни. Все это и вызвало стремление к законодательному урегулированию общественных устоев, поскольку только так можно было сплотить весь народ.
Попытки выработать единые правовые основы уже были предприняты Касымом и Есимом. Но наибольшего успеха достиг хан Тауке (1680 - 1718гг.), считающийся автором и инициатором составления и принятия «Жеты-Жаргы».
«Жеты-Жаргы» сохранились в записях (не полностью – сохранились 33 фрагмента) русских ученых Г. Спасского (1820 г.), и А. Левшина. По своей структуре «Жеты-Жаргы» состоит из норм административного, уголовного, гражданского права, семейно-брачных отношений; разделов о налогах, религии и т. д.
Основными принципами, основываясь на которые Тауке хотел сплотить казахов, были: принципы строгого подчинения младших старшим (детей - родителям, жены - мужу; подчиненного - правителю); принцип коллективной ответственности (человека перед родом, рода за каждого своего члена).
Уголовное наказание основывалось на принципе «кровь за кровь», но смертная казнь (4 вида) всегда могла быть заменена выкупом (кун). «Жеты-Жаргы» отражает социально-политическую неоднородность общества, о чем говорят статьи о разной степени ответственности правящих лиц и простых людей.
Жеты Жаргы включал в себя следующие основные разделы:
- земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях;
- семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи;
- военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
- уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
- закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
- Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
Безусловно, «Жеты-Жаргы» - воплощение достижений средневекового права, отражая свою эпоху, сыграл значительную роль в достижении внутриказахского единства.
Сегодня, многие ученые и политики проводят параллель между сводами законов Казахского ханства ("Светлый путь" Касым-хана, "Древний путь" Есим-хана, "Жеты Жаргы" Тауке-хана), правовыми инициативами Алашорды 1917-1920 годов, основными законами республики 1937, 1978 гг. КазССР и Конституциями Республики Казахстан 1993 и 1995 годов.
Движение «Алаш» и деятельность его ярких представителей оставили заметный след в политической истории Казахстана в начале 20 века. Деятельность лидеров движения «Алаш» явилась заметным общественно-политическим явлением в политической истории казахского народа в их устремлениях к национальной государственности.
Дата начала казахской государственности является одной из самых дискуссионных тем. И сегодня, мне хотелось бы сказать, что у нашей государственности есть история длиною в пять с половиной веков! Теперь отмечая факт, что на территории Казахстана существовали великие империи, мы говорим, что являемся наследниками этих империй, в особенности Золотой Орды! Всенародно отмечая 550-летие Казахского ханства, мы заявляем мировому сообществу о значимости нашего государства и его роли в общечеловеческой истории, культуре и цивилизации.
Категория: История | Добавил: maralashat
Просмотров: 63 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-07-25, 3:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [178]
Педагогика [302]
Математика [824]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [539]
Русский язык и литература [723]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [17]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1951]
Мой Казахстан [250]
Технология [138]
Самопознание [180]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [585]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru