Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Интегрированный урок"Музыкальное искусство казахской степи"
[ · Скачать удаленно () ] 2012-01-16, 9:45 AM
Тема: Музыкальное искусство казахской степи.
Цели: сформировать у учащихся представления о музыкальном
искусстве Казахстана.
Задачи: ознакомить учащихся с богатством музыкальной сокровищницы Казахстана, видами музыкальных инструментов, ролью музыки в жизни степняков, композиторами, внесшими вклад в развитие музыкальной культуры казахского народа;
развивать умение излагать свои мысли, материал, объяснять понятия, и, развитие речевой грамотности;
воспитание любви к народной музыке, уважения к труду людей, творческий подход в изучении темы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: рассказ учителя, самостоятельная работа.
Методы: коммуникативный, наглядный, частично-поисковый,
создание эмоциональных проблем.
Приемы ТРКМ: «Кластер», «Синквейн».
Средства обучения: интерактивная доска, учебник, тетрадь, презентация power point
Виды работ: 1) работа по развитию речи, развернутому ответу (рассказ, сообщения, анализ музыкальных произведений) ;
2) проверка понятий (знание терминов, составление описания с использованием слов);
3) фронтальный опрос ( беседа, тесты).

Ход урока:
1) Орг.момент.
2) «Исходная мотивация» , актуализация знаний.( учитель истории).
На прошлом уроке мы с вами проходили тему «Праздник Наурыз» и говорили о том, что ни один праздник не возможен без музыки. Так как музыка поднимает настроение, объединяет людей. И сегодня мы узнаем о том, какие музыкальные инструменты были более распространенные, какие известные композиторы жили и творили в разные годы. И многие великие люди говорили о значении музыки в жизни человека и до наших дней существуют пословицы о музыке.
На интерактивной доске: высказывания, пословицы о музыке.
Двери открыла песни для тебя,
Песня провожает в землю прах, скорбя.
Песня - вечный спутник радости земли,
Так внемли ей чутко и цени любя.
Абай Кунанбаев
3) Речевая разминка (учитель англ.языка)
Dear students, I am very glad to see you. How are you getting on? (преполагаемые ответы учеников: Ok! So so!
Do you like music?
What genres of music do you prefer?
Do you play any musical instruments?
What are they?
Which of you plays dombra or kobyz?

4)Рассказ учителя истории .Любовь к музыкальному искусству с древности отличает
казахский народ. Музыка занимала особое место в жизни, культуре казахов. Мелодии и песни
сопровождали человека с рождения до смерти. Все праздники и торжества проходили под музыку.
Среди казахского народа с давних времен получили распространение более 50 музыкальных
инструментов. Наиболее распространенные были домбра и кобыз.
5)Домбра ничем не примечательная с виду, эта бесценная реликвия, как магнит ,
непременно притянет вас. Домбра наиболее распространенный двухструнный щипковый музыкальный
инструмент. В разных областях Казахстана существует разные виды домбры.(стр 38-39,42-43, 107 книга
«Каз муз инструменты»)
Кобыз - старинный смычковый музыкальный инструмент и бывает двухструнный, трехструнный и четырехструнный. Струны могут быть металлические и из конского волоса, нижняя половина корпуса обтянута кожей. Происхождение инструмента в народных преданиях связывают с именем известного музыканта Коркута, живший в 8 веке.( стр .26-27, 30-31, 80,88-89, 106, 111 книга «Каз.муз.искусство»).

6) Учитель англ.языка. Описание домбры с помощью приема «Кластер» (один ученик у
доски, остальные - в тетрадях; затем проверка устно).
Let’s describe dombra with help of klaster.
7) Учит. Истории. Поэты и кюйши, исполнявшие свои песни и кюи всегда были любимы и почитаемы народом. 19 век считается золотым веком казахского песенно-музыкального искусства.Искусство кюя отличается особой манерой исполнения и исполнительскими традициями, а также разнотематичностью юоев. Самыми зна менитыми кюйши казахского народа были Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Ыкылас, Коркыт. Они оставили большое наследие кюев для домбры и кобыза.
Курмангазы Сагырбаев родился в местности Жидели Жангалинского района Западно-Казахстанской области. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем был кюйши Узак. Нам известны следующие кюи Курмангазы: «Акбай», «Аксак киик» в них отражены его раздумья, вера в будущее; кюй «Кишкентай», посвященный руководителя восстания 1836-1838годов Исатаю Тайманову; самым известным кюем является кюй «Сарыарка» воспевает стремление народа к свободе, любовь к родной земле. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы.
Таттимбет Казангап-улы - выдающийся кюйши - композитор, один их основоположников классической домбровой музыки 19 века, автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Таттимбет родился и вырос на территории Каркаралинского района Карагандинской области. Одним из его учителей был его дядя Али. Он сочинил такие кюи «Косбасар», «Боз торгай», «Саржайлау», «.Былкылдак» и другие. В 1855году Таттимбет ездил в Петербург, где играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев Таттимбета.
Даулеткерей Шигай -улы - великий кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-1838 годов в Букеевской орде. С юных лет он отличался музыкальным талантом. В 1859 году в составе делегации он посетил Петербург, по пути проезжал Нижний Новгород, Москву. Даулеткерей создал такие кюи «Акбала -кыз», «Акбала - кыз», «Коныр» и другие. Известно около 40 кюев композитора.
8) Вашему вниманию предлагаем интересную легенду о домбре (под музыку - ученик
читает легенду на английском языке
The Great Khan of the Golden Horde had a son. His name was Zhoshy (Juchi). One day he was hunting of kulans. Leader of the flock , known as the Lame Kulan, strong and brave, suddenly turned and attacked the hunter, Zhoshy flew from his horse, broke his neck and died instantly ...
None of the servants did not dare to tell the Great Khan of the death of his son. For the fact that people bring bad news, according to ancient custom relied death. And then the great singer - Uly zhyrshy Ketbuga - a wise old man came to the palace of the Great Khan. He began playing his dombra sad melody - kui. In this magical sounds kui transferred, as a young prince Zhoshy, son of the Great Khan went hunting, he met a herd of grazing on spring grass and wild asses as the prince was hunting for them. And he died the Khan's son ...
Uly zhyrshy finished playing on dombra, Great Khan and his servants kept silent. At last the Great Khan said: "You brought me a sad news of the death of my son. I understood everything, listening to your dombra. You deserve death for their black news, but as you did not say a word, so dombra will be punished. Fill her throat with lead! "
A dombra for what has brought news of the death black prince, was filled with hot lead.
Since then, its flat side of the cylinder ...

затем учитель английского языка проводит устную беседу о том, что они поняли)

Потом другой ученик читает легенду на русском языке.
Сын Великого ханаЗолотой Орды Жошы (Джучи), охотясь на диких куланов, так увлекся стрельбой из лука, что группа сопровождавших его приближенных осталась далеко позади Вожак стада диких куланов, известный как Хромой Кулан, сильный и смелый, неожиданно развернулся и набросился на охотника, Жошы слетел с коня, повредил себе шею и тут же умер...
Никто из приближенных и слуг не посмел рассказать Великому хану Золотой Орды о смерти его сына. За то, что человек приносил плохую весть, по древнему обычаю полагалась смерть. И тогда Великий певец - Улы жыршы - мудрый старец Кетбуга выстругал из березы домбру, натянул на нее струны и, придя во дворец Великого хана, упал на колени перед его троном. Он начал играть на своей домбре печальную мелодию - кюй. В этом кюе волшебными звуками передавалось, как юный царевич Жошы, сын Великого хана, поехал на охоту, как ему повстречалось стадо пасшихся на весенних травах куланов и как царевич охотился на них. И как погиб ханский сын...
Улы жыршы закончил играть на домбре, не произнеся при этом ни слова, но Великий хан и все остальные по звучанию музыки поняли все: домбра передала и топот скачущих коней, и тревогу куланов за молодых и слабых жеребят, и силу и мудрость вожака Хромого Кулана, берегущего свой косяк. Особенно трагично запела она, когда Хромой Кулан напал на царевича...
Долго молчал хан, а его окружение не смело издать ни звука. Наконец, Великий хан промолвил: «Ты принес мне тяжелую весть о гибели моего сына. Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но так как ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом!»
Так благодаря мудрецу Кетбуге - Улы жыршы - грозному владыке Золотой Орды монголов было сообщено о смерти юного царевича, но, вопреки страшному обычаю, не пострадал никто из людей. А березовая домбра за то, что принесла черную весть о гибели царевича, была залита горячим свинцом.
С тех пор на ее плоской стороне появилось отверстие...

9) Учитель истории - о Коркуте - мыслитель, композитор, поэт, жыршы. Он был родом из огузского племени и с детства был талантлив, он умел извлекать прекрасные мелодии из любого попавшего к нему в руки инструмента
Существует легенда о том, как появился на свет его инструмент - кобыз. (прочитать стих-ие , а учащиеся должны сказать какой вклад в развитие музыки внес Коркут)

10) Учитель англ.языка –
Dear children, let’s listen to kuy, performed on kobyz.
Ребята давайте послушаем кюй, исполненный на кобызе. Затем проводит беседу - какие чувства испытывали и какие мысли возникли когда вы слушали этот кюй.
What feelings you experienced when listening to this music?
What thoughts arose when listening to this kuy?
11) Вывод по теме (учитель истории). Сегодняшний урок надолго запомнится вам, кто слушал ожившиезвуки древности благодаря старинным музыкальным инструментам, изготовленным из дерева. В них - и таинственные голоса минувших поколений - живые страницы истории музыкальной культуры казахского народа, и вечно движущееся течение постоянно обновляющейся жизни... В музыке слышится голоса и радости, и печали. Музыка сравнима с весной - когда все живое вокруг просыпается, начинают цвести деревья, и душа человека поет..
12) Закрепление. Учитель истории предлагает выполнение следующих видов заданий:
1 - написать синквейн на темы: «Домбра», «Музыка», «Кобыз». ( выполняется на двух языках)
2 - ответить на вопросы (на листах раздать вопросы «Тостые» и «Тонкие»).
13 Проверка выполнения работы (на доске - один ученик - пишет свой синквейн, остальные с места).
14 Оценивание результатов работы на уроке.
15Рефлексия «Что нового я узнал сегодня на уроке».
16 Домашнее задание на доске.
Категория: История | Добавил: gulike69
Просмотров: 6638 | Загрузок: 580 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 7:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru