Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Противоречия в политической и духовной жизни общества в конце 1960-х – 1985 гг.
2010-04-01, 5:40 PM
Игликова К.С.,
учитель истории с/ш № 29
гГ.Актобе
Тема: Противоречия в политической и духовной жизни общества в конце 1960-х – 1985 гг.
Цель: выяснить суть противоречий изучаемого периода
Задачи:
- воспроизвести атмосферу конца60-х-начала80-х гг., показать образ жизни старшего поколения;
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;
- способствовать укреплению связи поколений, воспитанию высоких нравственных качеств
Форма урока: урок погружения в изучаемую эпоху
Методы и оборудование: имитация радиопередач тех лет, сценка «Кухня», записи песен тех лет, стихи В.Высоцкого, об Афганистане, интервью О.Сулейменова, календарь событий, выставка фотографий и картин
Календарь событий:
1963 г. – создание в Москве неформального объединения «Жас тулпар»
1975 г. - выход в свет книги О.Сулейменова «АзиЯ»
7 октября 1977 г.- принятие Конституции СССР
20 апреля 1978 г. – принятие Конституции Каз.ССР
16 июня 1979 г. – события в Целинограде (Акмоле)
Основные понятия:
Догма – положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.
Европоцентризм – концепция, установка, согласно которой развитие подлинных духовных ценностей (науки, искусства, философии и т.д.) происходит только в Европе.
Федерализм – совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между федеральным центром и субъектами Федерации в федеративном государстве; основан на признании прав субъекта Федерации на значительную степень самостоятельности.
Сепаратизм – стремление получить полную экономическую самостоятельность и независимость от центра; движение за отделение той или иной части государства и предоставление автономии.
Ход урока
1. Фокус
Проблемное задание.
Конец 60-х начало 80-х гг. – очень сложный и противоречивый период в нашей истории, названный застоем. Оценки этого времени противоречивы, особенно сейчас. Многие испытывают ностальгию по тем временам. Сегодня как бы окунувшись в то время, вы сами должны решить, была ли эта система гуманной и демократичной.
Что было наиболее характерным для политической и духовной жизни этого периода?
2. Изучение нового материала.
* Имитация радиопередач тех лет.
РАДИО.
Звучит сигнал. Голос диктора.
- Доброе утро, дорогие товарищи. Московское время – 9 часов.
- 27 октября в Кремле состоялись Советско-северойеменские переговоры. На переговорах, проходивших в дружественной обстановке были всесторонне рассмотрены вопросы отношений между СССР и ЙАР. Особое внимание было уделено положению на Ближнем Востоке. Л.И.Брежнев подчеркнул, что у Советского Союза не было и нет недобрых замыслов в отношении государств района Ближнего Востока. СССР – искренний, последовательный и бескорыстный друг всех арабских народов.
- В самый канун праздника 64-й годовщины Великого Октября страна узнает о большом трудовом достижении тюменских нефтяников: они добыли 2-х миллиардную тонну нефти менее, чем за 18 лет с начала освоения богатейшей подземной кладовой. Примечательно, что 2-й млрд. был получен немногим более, чем за 3 года, тогда как на добычу первого ушло 14 лет.
- Хабаровск. Свыше 5 тыс. семей отметят новоселье в комфортабельных квартирах накануне годовщины Великого Октября. Строители сделали все возможное, чтобы сдать квартиры раньше срока. Среди новоселов ветераны войны и труда, победители социалистического соревнования, ударники коммунистического труда.
- Свыше 50 тыс. тонн сверх плана выдали на-гора шахтеры шахты «Красногвардейская» Донецкого угольного бассейна. Свой подарок стране шахтеры приурочили к очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции.
- Электронный лоцман установлен в бухте Находка. Аналоги подобных станций имеются в мировой практике судовождения, но это первая в мире станция, которая охватывает и держит под контролем вычислительного комплекса такую огромную акваторию. Работающие здесь операторы – высококвалифицированные специалисты, на их плечах лежит большая ответственность. Весь коллектив в короткий срок освоил сложную технику и уверенно ее эксплуатирует.
Пауза.
Уважаемые радиослушатели! Недавно коллектив Омского, машиностроительного завода отметил свой юбилей. Для работников этого предприятия мы передаем наш музыкальный подарок.
Звучит песня «Марш коммунистических бригад». Стихи В.Харитонова, музыка А.Новикова.
Пауза.
Товарищи, послушайте выступление работника Прокуратуры СССР тов.Петрова А.М.
В последнее время в буржуазной прессе часто упоминается имя академика Сахарова. В августе этого года Сахарова приглашали в Прокуратуру СССР и предупредили, что его используют не только силы, враждебные нашей стране, но и иностранные разведки.
Побывав у прокурора, он стал осмотрительнее на поворотах, но несколько убавил пыл по сколачиванию антисоветского движения. Для этого нужны деньги, их он и выпрашивает у иностранцев. Сам-то Сахаров не мог жаловаться на скупость средств, – он получал от государства все, что положено человеку, числящемуся в АН СССР. Но ему нужна и валюта. Она вручается Сахарову под «приличным» предлогом – Нобелевской Премии. Но просьбы о подаяниях продолжаются. В интервью французской газете «Франс сезар» он пожаловался на свое тяжелое материальное положение, «необходимость постоянно помогать нашим друзьям, знакомым и незнакомым людям».
Круг знакомых, кормящихся у раздаточной Сахарова, весьма значителен, и среди них немало лиц с темным прошлым и настоящим. Он как магнит притягивает к себе уголовные, антиобщественные элементы. Он буквально избрал своей новой профессией роль «благодетеля». Больше того, он назойливо приглашает руководителей западных держав объединить с ним усилия на этом поприще.
Духовный отщепенец, провокатор Сахаров всеми своими подрывными действиями давно поставил себя в положение предателя своего народа и государства.
То, что проделывал Сахаров против своей Родины, злоупотребляя терпением советского народа, по законам любой современной страны является тяжким преступлением.
Западная пропаганда пытается сконструировать некую «проблему Сахарова». Но такой проблемы просто нет. Во всяком случае, ее нет для советского народа. А заботы тех, кто руководил Сахаровым из-за рубежа – это заботы нечистоплотного свойства.
* Слово учителя.
Период с середины 60-х до середины 80-х гг. вошел в историю нашей страны как период застоя. Мы жили, словно, в вакууме, изолированные от мировой цивилизации «железным занавесом». Расхождение между словом и делом вызывали социальную апатию, нарастанию которой способствовали нарушения социальной справедливости, девальвация идеологических и нравственных ценностей, взяточничество, коррупция, рост преступности. Отсутствие гласности и атмосфера всепрощенчества способствовали разложению партийно-государственного аппарата.
Большинство людей не читали газет, телевизор включался только на время показа художественных фильмов или каких-либо развлекательных программ типа «Кабачка 13 стульев», которых было очень мало. Много времени на ТВ отводили таким программам как, например, «Ленинский университет миллионов». Ежедневно, ровно в 20.30 передавали программу «Время», которую мало кто слушал, так как «в Багдаде всегда все было спокойно». Мы только и делали, что боролись за мир и стояли на трудовой вахте. Так мы и жили. Средства массовой информации пропагандировали преимущества социалистического строя, славословили в честь известного борца и продолжателя ленинских идей Л.И.Брежнева. А прилавки магазинов продолжали пустеть. Появилось такое явление, как блат. Людей все больше волновал вопрос: «Где достать?». Большинство людей было заражено вещизмом (книги – по обложке, хрусталь, ковры, модные заграничные вещи).
Чтобы узнать, как жили люди тогда, чем дышали, о чем говорили, давайте приоткроем дверь в одну из кухонь того времени. Почему в кухню? А потому, что говорить свободно в то время люди могли только у себя дома, на кухне, среди близких людей. Свое отношение к существующим порядкам люди часто выражали через политические анекдоты, которые рассказывали только в кругу проверенных людей.
* Сценка «КУХНЯ»
Действующие лица: муж, жена, сын, дочь, две семейные пары (гости).
Жена: Ты почему так поздно?
Муж: Был на партсобрании.
Жена: Опять. И что же вы на этом партсобрании обсуждали?
Муж: Заявление от Егоровой и Астафьевой.
Жена: Интересно.
Муж: Егорова просила разобрать поведение своего мужа, ты его знаешь, он на 3-м участке, мастером работает. Тот решил бросить семью.
Жена: Ну-ну, и что же?
Муж: Что-что же? Заставили вернуться в семью, поставив перед фактом: партбилет или развод.
Жена: А что Астафьева?
Муж: Вся в слезах. Муж, который месяц не приносит зарплату, пропивает. Решили его зарплату выдавать жене.
Гость (1): А что еще вы там постановили? Небось, опять суббота черная будет?
Муж: Угадал. В эту субботу опять субботник.
Гость (2): А у меня анекдот свежий про субботник. Значит так: Кремль. Субботник. Бревно то же, Ильич другой.
Гость (1): А ты знаешь разницу между политическим анекдотом и обыкновенным? – 3 года.
Гостья (1): Сегодня купила в киоске «Целину» Брежнева.
Жена: Чего это ты?
Гостья (1): Давали в нагрузку к книге Дюма «Три мушкетера».
Гость (1): Брежнев встречает Устинова и спрашивает: «Слушай, ты читал мою «Целину»? Тот отвечает: «Конечно, Леонид Ильич». «Ну и как?» - спрашивает Брежнев. «Здорово»,- отвечает Устинов. Брежнев задумчиво: «Все хвалят, может и мне почитать».
Входят дети, здороваются.
Сын: Ма, тебя завтра в школу вызывают.
Мать: А что случилось?
Сын: Надел новые штаны. А у входа военрук с физруком с линейкой в руках. Измеряют ширину брюк.
Отец: В наше время носили дудочки и нас заставляли наоборот расширить их. Ну и что дальше?
Сын: Мне удалось проскочить. Но во время урока вошла комиссия с ножницами, и Тамара Петровна стала срезать пряди волос у битлаков, чтобы заставить их подстричься. Я сказал, что она не имеет права так делать. Ну, меня и выгнали.
Мать: Господи, сколько раз тебе говорила, не лезь на рожон. Ведь ничего не докажешь.
Дочь: Вообще эта Тамара Петровна всегда придирается. Вызвала пересказать сон Веры Павловны, а я только открою страницу этого дурацкого «Что делать?» - меня ко сну тянет.
Мать: Ладно, давайте чай пить.
Гостья (1): Господа, «Птичье молоко» откуда?
Мать: Соседка на кондитерской фабрике работает. Она и носит, по 3 рубля за коробку.
Гостья (2): И не боятся же люди.
Гость (2): А чего бояться? Вынесет 10 коробок, две на проходной отдаст и все.
Отец: До чего дошли. В магазинах пусто, зато у каждого в холодильнике и колбаса, и масло, и конфеты. Кругом несуны и ворюги. А мы их поощряем, покупаем ворованное.
Гостья (1): А что делать прикажешь? Сегодня в магазине колбасу давали. Очередь огромная. А когда стала кончаться колбаса, такая давка началась! Несколько человек придавило. Старушку бедную вытащили из очереди почти без сознания. У меня у самой сердце схватило, стояла 1,5 часа и без толку, все равно не хватило.
Гостья (2): Эти продавцы хорошо живут. Спрятали, наверное, 20 кг колбасы для своих блатных. У моей соседки, что в магазине работает, чего только нет, что ей только не приносят. «Ты – мне, я – тебе» называется.
Гость (1): Зато в Москве что делается, мне знакомый рассказывал. У него родственник там живет, так во время Олимпиады в Москве прилавки в магазинах ломились от различных заморских деликатесов, не говоря уже об осетрине и икре.
Гостья (2): Неужели ломились, и никто не покупал?
Гость (1): Некому было. Всех, кого могли - из города вывезли. Детей и студентов чуть ли не насильно. Надо же было пыль в глаза пустить.
Гость (2): Вот уж точно:
Брови черные, густые,
Речи длинные, пустые.
Нет ни мяса, ни конфет –
На черта нам этот дед?
* Слово учителя.
Эпоха Л.И.Брежнева действительно была эпохой анекдотичной.
Возвращается 1-е лицо Советского государства из заграничного визита. В аэропорту устраивается торжественная встреча. А было это в то время, когда такого рода события непременно освещались в прессе, и обязательно со снимками. Смотрит редактор на фото, сделанное у трапа самолета и обращает внимание на такую деталь: все официальные лица в шляпах, а один почему-то без нее. Да еще в такой холод. И решает редактор от греха подальше нарисовать и этому персонажу головной убор, а то уж как-то больно выделяется на общем фоне. Пририсовали. И получилось: все в шляпах, но у одного шляпа еще и в руке – настоящая.
Или вот еще случай. Идет торжественное заседание. Президиум такой, что в один кадр не помещается. Выход был такой: делают несколько снимков, потом аккуратно склеивают, а по сообщению ТАСС проверяют, все ли на месте: Мазуров, Устинов, Демичев, Капитонов… Стоп, где Капитонов? В отчете фигурирует, на снимке – нет. Срочно вклеивают в Президиум фигуру Капитонова. Наутро смотрят в газетах: сидят в президиуме Мазуров, Устинов, Капитонов. А еще один Капитонов зачитывает с трибуны доклад о немеркнущей роли бессмертных идей. Проглядели.
А уж в текстах какие ошибки случались! Даже не ошибки – опечатки. Буковку пропустишь, и получается вместо Сталинград – Сталингад, буковку лишнюю вставишь, и выходит - секретварь ЦК КПСС.
За такие вещи крепко доставалось редакторам газет, хотя с чисто технической точки зрения виноваты были корректоры. Но зачастую сами журналисты выдавали перлы, вышедшие в историю. С кем не бывает: человек одно сказал, а получилось совсем другое. Ну, например: «одна за другой подъезжают к элеватору на разгрузку машины. Вот дошла очередь и до водителя Иванова. И он тоже вливает свою струю в общий поток». Или: «Идут рабочие завода имени Ильича, бывшего Михельсона».
С высоких и малых трибун партийная номенклатура говорила о том, что все для народа, все на благо народа. Но, утверждая приоритет классовой борьбы, наша ведущая и организующая сила не думала о простом человеке. Ради ложных идей народ бросали под танки, отправляли на «великие» стройки, где люди терпели большие лишения. Человеческая жизнь не ставилась ни во что. Вспомним случай с Анатолием Мерзловым («Огненный тракторист» – хлеб и человеческая жизнь).
Мы стояли в очередях, пересказывали друг другу тайком анекдоты, а в это время в Афганистане гибли 18-20-летние мальчишки, выполняя свой мифический «интернациональный долг». В город время от времени приходили цинковые гробы, но об этом опять-таки говорили тайком. О том, что же происходило там, в Афганистане, мы ничего не знали.
Стихи «Виноватую улыбку ты не прячь, военкомат!». Песня ВИА «Голубые береты» «И как же мне не вспомнить».
Виноватую улыбку ты не прячь, военкомат!
Говорят, была ошибка 10 лет тому назад.
Там, где звезды над крестами золотом обведены,
Кто-то черными бровями двинул в сторону войны.
И рванулись батальоны от речей навеселе
Золотая чья-то рыбка, чей-то звездный календарь,
Уж, какая тут ошибка, коль обещана медаль.
Парня под Джелалабадом отыскало письмецо,
А над парнем, как лампада друга белое лицо.
Станет зыбко, станет липко
В отчем доме у ракет.
Мама, это не ошибка.
Я действительно убит.
* Слово учителя.
Люди замыкались в быту, сознание их было заморожено. Но были в нашем обществе и такие люди (их было очень мало), которые видели и понимали, что мы живем не так. Люди, которые мужественно противостояли бюрократической системе. За свои взгляды и убеждения они подвергались гонениям. Это, в основном, представители интеллигенции. Вы уже слышали, как обливали грязью А.Д.Сахарова. Наш сегодняшний рассказ о В.Высоцком. Одна из специфических черт культуры 60-70-х гг. – «магнитофонная революция», записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, не подлежали контролю и получали массовое распространение. Не признаваемые официально, они вошли в быт, сознание миллионов людей. Высоцкий был одним из признанных лидеров, песни и стихи которого пользовались популярностью и всеобщей любовью. Песни Высоцкого таят глубокий смысл. Выступая под маской пьяницы, психически больного и т.п. В.Высоцкий показывал нам, как мы живем.
А сколько раз мы вздрагивали на спектаклях! В «Гамлете» – Гамлета он играл или себя? А когда он спел «Охоту на волков», спел в мертвой тишине зала, бросая нам, отчаянный приговор в начале 70-го года, зал, ошеломленный, не мог поднять рук для аплодисментов и повторял про себя страшные слова:
Идет охота на волков,
Идет охота!
На серых хищников –
Матерых и щенков.
Кричат загонщики, и
Лают псы до рвоты.
Кровь на снегу
И пятна красные флажков.
Волк не может нарушить традиций.
Видно в детстве слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали – «Нельзя за флажки!»
По словам Ф. Бурлацкого, известного публициста, «при Брежневе сложилась традиция ужасающего словоблудия. Произносились речи – нередко хорошие и правильные, за которыми, однако, ничего не стояло…». Обратимся к документу на стр. 82 из доклада Л.И. Брежнева «О проекте Конституции СССР». Анализ и комментарии.
В 1975 г. вышли в свет книга О.Сулейменова «Азия» (книга благонамеренного читателя). Вот, что сам О.Сулейменов говорит о содержании книги: «Там и я впервые обратил внимание на средневековые отношения наших двух ведущих этносов – славянского и тюркского – на примере приключений князя Игоря и его брата – половецкого хана Кончака, взаимоотношения которых протекали не только в сфере военных действий, как это подчеркивала наша официальная историография. Взгляд этот шел от хроник. Их авторы односторонне смотрели на факты, историю… И когда сегодня мы смотрим на прошлое сквозь призму средневековых хроник, мы видим сплошную войну. Мир не историчен, его трудно описать. Если мы встретились просто, поговорили о девушках, цветах и разошлись, что здесь для историков? Ничего, пустая строка. Пробел. Так вот эти пробелы и есть жизнь народов, когда люди встречались, вместе пасли скот, вместе пахали. Подрались, это попадает в милицейскую хронику – документ. А если обнялись и поцеловались – это неподсудно, а, следовательно, неисторично. Мы должны смотреть на историю этих белых пятен. А это – сплошной светлый океан, в котором небольшие багровые острова описанных войн».
Блестяще написанная, глубокосодержательная и интересная книга была изъята из библиотек и товарооборота. Как вы думаете, почему? Что в этой книге было криминального?
3. Рефлексия
1. Итак, что было наиболее характерным для политической и духовной жизни страны в изучаемый период?
2. Какую роль в политической жизни страны сыграл Л.И. Брежнев?
3. Что вы знаете о деятельности Д.А. Кунаева? Как вы оцениваете его деятельность?
4. Можно ли говорить о том, что за годы советской власти сформировалась единая общность – советский народ?
5. «Homo Soveticus» - люблю и ненавижу». Прокомментируйте эти слова А.Зиновьева.
6. Почему довольно большое количество людей старшего поколения хотели бы вернуть то время, те порядки?
7. А вы хотели бы жить при той системе?
4.Домашнее задание: Задание по выбору: написать сочинение «Л.И. Брежнев как символ эпохи застоя» или сообщение о Д.А.Кунаеве. опережающее задание: подготовьте материал о деятелях культуры Казахстана 60-80-х гг.
Категория: История | Добавил: klara
Просмотров: 1600 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 11:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru