Главная » Файлы » В помощь учителю » История |
2012-04-09, 12:25 PM | |
Тема урока: Культура Древней Греции. Цели урока: 1. образовательная: ознакомить учащихся с культурой Древней Греции, искусством, спортивными играми, мифами, театрами, раскрыть их особенности и мировое значение. 2. развивающая: способствовать развитию творческого мышления 3. воспитательная: использовать материал урока в целях эстетического воспитания, вызвать у учащихся интерес к глубокому изучению этой культуры. Оборудование: политическая карта мира, карта Древней Греции, схема «Сотворение мира и богов», ключевые понятия, аудиосистема, аудиозаписи: греческая музыка «Сиртаки», Гимн Республики Казахстан, иллюстрации, учебный материал, литература по теме, тестовые задания. План урока: 1. Организационный момент. 2. Объяснение новой темы: А) Географическое положение Греции. Б) Понятия: культура, искусство, архитектура. В) Архитектура Древней Греции. Г) Школа. Д) Научные знания. Е) Греческая мифология. Ж) Олимпиада. 3. Заключение. 4. Закрепление полученных знаний: тест/приложение. 5. Домашнее задание. А) Географическое положение Греции. Греция – европейское государство, находящееся на юге Европы. С восточной, западной и южной стороны омывается Средиземным морем. Столица – Афины. В древности территория Греции делилась на три части: Северная Греция, Средняя Греция и Пелопоннес. Б) Понятия: культура, искусство, архитектура. -Что такое культура, искусство и архитектура? Культура – достижения человечества в материальной и духовной жизни. Искусство – художественное творчество: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, театр, музыка и другие разновидности человеческой деятельности. - высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Архитектура – (от греч. строитель) – искусство проектировать и строить сооружения и их комплек- сы в соответствии с назначением, техническими возможностями, эстетическими воззрениями общества. В) Архитектура Древней Греции. Греческая архитектура состоит из 3 направлений или стилей: дорический, ионический и коринфский. 1. Дорический стиль (от названия древне-греческого народа дорийцы). К данному стилю относятся храмы VIII-VI вв. до н.э. Обычно они строились в легко доступных местах, их территория считалась священной и неприкосновенной. Любой человек мог укрыться в стенах храма. Нападение на него приравнивалось к святотатству (осквернению храма). Этому периоду присуще большое количество храмовых праздников, которые были одновременно ярмарками. 2. Ионический стиль (от названия древне-греческого народа, проживавшего на ионических островах). Данный стиль более развит. В этот период строится большое количество храмов. Наиболее ярким представителем данного стиля является Афинский акрополь (в городе Афины) – построенный в V веке до н.э. Наружные колонны выполнены в дорическом стиле, а внутренние – в ионическом. Главным храмом акрополя является Парфеон - посвящен богине Афине (богиня мудрости). Архитекторы данного сооружения – Иктин и Калликрат. Внутри храма находится статуя Афины, выполненная Фидием из слоновой кости и золота. Храм Эрехфейон – посвящен Посейдону (бог морей и океанов). Один их храмов Акрополя. Относится к 421-406 гг. до н.э., отличается изяществом и красотой. Храм Ники (богиня победы) – сооружен в 499 г. до н.э. Внутри находится статуя Ники без крыльев, т.к. по греческим поверьям, чтобы не улетела из Акрополя. Вообще, статую Ники в виде спускающейся с небес вестницы богов воздвигали в честь победы на войне, в спорте и т.д. 3. Коринфский (от названия города Коринф на полуострове Пелопоннес). Это памятник Лисикрата в Афинах. Наиболее ярким представителем является Галикарнасский мавзолей – усыпальница правителя Карии-Мавзола (отсюда слово мавзолей). В древности являлся одним из 7 чудес света. Архитекторами были – Пифей и Сатир. Мавзолей был богато украшен скульптурами. В данном стиле выполнены греческие театры. Наиболее известным и грандиозным является театр в Эпидавре. Он имел 55 рядов, построен в середине IV века до н.э. Здание состояло из трех частей: 1. ряды для зрителей. 2. орхестра – площадка, где выступали актеры. 3. скене – место для декораций. Актерами могли быть только мужчины, которые играли и женские роли. Первоначально театральные представления происходили возле склонов гор, на которых размещались зрители, чтобы лучше было видно. В театрах ставились трагедии и комедии известных греческих авторов: Эсхил, Софокл и Аристофан. Г) Школа. Школы в Древней Греции были 3-хступенчатыми. Обучение было платным, поэтому в школах обучались дети очень богатых и знатных людей. В школах учились только мальчики, девочки обучались дома под присмотром матерей. I ступень: здесь учились дети от 3 до 7 лет (учились рисовать, делать игрушки, строить домики, играли в спортивные игры). II ступень: здесь учились дети от 7 до 12 лет (учились читать, писать, считать и рисовать). III ступень: гимнасии (гимназия) здесь учились дети от 12 до 18 лет (учили ораторскому искусству и ведению государственных дел. С 12 лет были дополнительные школы (палестры), где занимались гимнастикой, легкой атлетикой, борьбой и др. видами спорта. Писали на дощечках, покрытых воском, стержне с острым концом (стилем). Другой конец был затуплен, для того, чтобы стирать. Д) Научные знания. Развитием научных знаний занимались мыслители и ученые. Геродот – (около 484-425 гг. до н.э.) - автор первого исторического труда «История». Именно благодаря этому Геродот получил имя «Отец истории». Его «История» начинается словами: «Чтобы не оказались забытыми великие и славные дела многих народов, Геродот собрал эти сведения и записал для потомков». Он много путешествовал по всему миру и записывал то, что видел своими глазами. Гомер – (около 700 г. до н.э.) – автор произведений «Илиада» и «Одиссея». Эти поэмы повествуют об исторических событиях: захвате и разрушении греками города Илиона (Троя) – Троянская война. Легенда: Собрались боги на пир. Не позвали лишь богиню раздора Эриду. Она в отместку положила на стол яблоко с надписью «Самой прекрасной». Начался спор между Афиной, Герой и Афродитой. Они обратились к Зевсу, для того, чтобы разрешить спор. А Зевс обратился к Парису (сыну царя Трои Приама). Приаму предсказывали, что его сын погубит Илион (Трою). Гера пообещала Парису за яблоко власть над всей Азией; Афина – славу и победы; Афродита – любовь дочери Зевса, самой прекрасной женщины – Елены. Приам отдал яблоко Афродите. Она в свою очередь помогла ему выкрасть из Спарты Елену и добраться до Трои. Елена была замужем за Менелаем, который попросил помощи у богов. 10 лет шла война. Греки проникли в Трою с помощью деревянного коня (Троянский конь). Эта идея принадлежала Одиссею. В результате предсказание сбылось, и появилось выражение – яблоко раздора. Пифагор – (около 540-500 гг. до н.э.) – математик. Считал, что начальной основой всего является число. Время идет, все изменяется, а число остается неизменным. + До сих пор во всем мире пользуются теоремой Пифагора о равенстве квадрата гипотенузы прямоугольного треугольника сумме квадратов катетов. Фалес – (624-546 гг. до н.э.) – математик. По тени египетских пирамид вычислил их высоту. Гиппократ – (около 460-370 гг. до н.э.) – великий представитель медицинской науки. Написал около 60 трудов по медицине. + был великолепным хирургом. + написал содержание клятвы врачей – клятва Гиппократа (не навреди). Демокрит – (460-371 гг. до н.э.) – написал 300 трудов, основоположник учения об атоме. Первым высказал научную гипотезу о том, что мир состоит их мельчайших частиц – атомов, которые находятся в вечном (постоянном) движении. Аристотель – (384-322 гг. до н.э.) – основоположник многих наук: истории, математики, естествознания и др. Заложил основы философии. Пришел к выводу, что Земля круглая, а звезды и солнце вращаются вокруг нее. Е) Греческая мифология. Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли – Гея. Давала жизнь всему, что растет и живет на ней. Под землей родился мрачный Тартар – бог подземного мира, вечной тьмы. Из Хаоса родилась и все оживляющая любовь – Эрос. + Хаос породил вечный мрак – Эреб и темную ночь – Нюкту. Богиня земли Гея породила небо – Урана, которое раскинулось над землей. Уран взял себе в жены Гею и у них родилось 6 сыновей и 6 дочерей титанов, +3 великана – циклопа с одним глазом во лбу и 3 пятидесятиголовых великанов – гекатонхйров (сторукие). У титанов Океана и Фетиды родились морские богини – Океаниды. У титанов Гиппериона и Тейи родились дети – Гелиос – солнце, Селена – луна, Аврора – заря. От титанов Астрея и Эос появились ветры – Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный и Зефир – западный. Уран не любил своих детей и заточил их в недра подземного царства. Гея подговорила их на свержение Урана. Это удалось только Крону (бог времени – хронос). Богиня Нюкту в наказание Крону родила Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кера – уничтожение, Гипноса – мрачный сон, Немесиду – месть. Крон боялся того, что его дети поступят так же, как он с Ураном и поэтому приказал своей жене приносить родившихся младенцев ему. Он их проглатывал. Уже пятерых: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Последнего ребенка она отдала на воспитание нимфам на остров Крит, где Зевс вырос и низверг своего отца. Он стал богом грома, Гестия – богиня домашнего очага, Деметра – плодородия, Гера – покровительница брака, Аид – подземное царство, Посейдон – моря и океаны. + Геракл – полубог, получеловек, в последствии бог. Подвиги Геракла: 1. Немейский лев, 2. Лернейская гидра, 3. Стимфалийские птицы, 4. Керинейская лань, 5. Эриманфский кабан и битва с кентаврами, 6. Скотный двор царя Авгия, 7. Критский бык, 8. Кони Диомеда, 9. Пояс Ипполиты, 10. Коровы Гериона, 11. Кербер, 12. Яблоки Гесперид. Ж) Олимпиада. Олимпиада в Греции - или как все начиналось Олимпийские игры начались в 776 г. до н.э. Прекратились в 394 г. н.э. (император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий культ). Возобновлены в 1896 г. в Афинах по инициативе Пьера де Кубертена. Вот что написал про древнюю Олимпию поэт Пиндар: "Мать всех соревнований... и госпожа справедливости". Игры начинались с того, что по всей Греции путешествовали глашатаи, зычными голосами объявляя о начале экехерии - священного перемирия. Теперь на время Игр (около 5 дней) по всей страны должны были немедленно прекратиться все военные действия. Такую важную роль имели Игры в политической жизни страны - останавливали войны. К сожалению, в 20 веке случилось иначе - из-за двух мировых войн прерывались сами Игры. Промежуток между Играми назывался олимпиадой. Древние греки так и считали время - олимпиадами: "Две олимпиады назад..." . В первый день Олимпийских Игр приносились жертвы богам, а спортсмены давали клятву перед статуей Зевса. Вместе с возобновлением Игр вернулась и клятва. Сегодня она звучит так: "Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам, а своим участием - прославлять свою страну и спорт". Олимпиада в Греции - особенности Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова "голый" ("гимнос") происходит слово "гимнастика". Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело. Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть. Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот...его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации. У женщин были свои Игры - посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге. Одним из видов соревнований были гонки на колесницах - необычайно опасный вид спорта, часто кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса...Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей! Олимпиада в Греции - символика Немного о символах. Олимпийский огонь, горящий на всем протяжении соревнований, привносит в нашу эпоху дух древних соревнований. Пять олимпийских колец - это пять материков, а их переплетение - дружба и сотрудничество всех народов мира. Олимпиада в Греции - возрождение На первых возобновленных Олимпийских Играх в 1896 г., в которых участвовало 285 спортсменов из 13 стран, первым олимпийским победителем стал грек - Спиридон Луис, выигравший в марафонском беге. Рассказывают, что молитвы и стаканчик вина стали "допингом" для него. Заключение: Греческая культура внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Она оказала значительное влияние на многие народы мира (пример – Рим). Великий Абай Кунанбаев (казахский писатель и поэт) в своих произведениях не раз отмечал имена греческих мыслителей: Аристотеля, Гомера, Сократа и Софокла, восхищается их талантом и гениальными качествами. Как вы могли убедиться, греческая культура многолика и многообразна. Греция – родина театров и олимпийских игр. Некоторые греческие слова вошли в современные языки мира: театр, хор, трагедия, комедия, арифметика и олимпиада. Это самобытная, уникальная и неповторимая культура. + учащимся предлагается для чтения ряд книг. Домашнее задание: Внимательно прочитать * 23,24, записи в тетрадях. Тест по Культуре Древней Греции – 6 класс. 1. Географическое положение Греции … А) юго-запад Европы Б) юго-восток Европы В) юг Европы Г) северо-восток Европы 2. Архитектурные стили Древней Греции … 1. _____ 2. _____ 3. _____ 3. Последняя ступень греческой школы … А) палестра Б) университет В) гимнасия Г) лицей 4. Главный бог в греческой мифологии … А) Гефест Б) Гермес В) Зевс Г) Аид 5. «Отец истории» … А) Софокл Б) Пифагор В) Демокрит Г) Геродот 6. Парфенон – храм богини … А) Артемиды Б) Афродиты В) Афины Г) Деметры 7. Статуя, ставшая «одним из 7 чудес света» … А) Зевса Б) Посейдона В) Афины Г) Геры. 8. Математик, теоремой которого пользуются и современники … А) Лейбниц Б) Аристотель В) Пифагор Г) Демокрит 9. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея» … А) Софокл Б) Эврипид В) Гомер Г) Эсхил 10. В честь кого и когда прошли первые Олимпийские игры? А) Афины, VIII век до н.э. Б) Посейдона, 776 г. до н.э. В) Гермеса, 676 г. до н.э. Г) Зевса, 776 г. до н.э. | |
Просмотров: 2144 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|