Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

"Культура Древней Греции"
2012-04-09, 12:25 PM
Тема урока: Культура Древней Греции.

Цели урока: 1. образовательная: ознакомить учащихся с культурой Древней Греции, искусством,
спортивными играми, мифами, театрами, раскрыть их особенности и мировое значение.
2. развивающая: способствовать развитию творческого мышления
3. воспитательная: использовать материал урока в целях эстетического воспитания,
вызвать у учащихся интерес к глубокому изучению этой культуры.
Оборудование: политическая карта мира, карта Древней Греции, схема «Сотворение мира и богов»,
ключевые понятия, аудиосистема, аудиозаписи: греческая музыка «Сиртаки», Гимн
Республики Казахстан, иллюстрации, учебный материал, литература по теме,
тестовые задания.
План урока: 1. Организационный момент.
2. Объяснение новой темы:
А) Географическое положение Греции.
Б) Понятия: культура, искусство, архитектура.
В) Архитектура Древней Греции.
Г) Школа.
Д) Научные знания.
Е) Греческая мифология.
Ж) Олимпиада.
3. Заключение.
4. Закрепление полученных знаний: тест/приложение.
5. Домашнее задание.

А) Географическое положение Греции.

Греция – европейское государство, находящееся на юге Европы. С восточной, западной и южной стороны омывается Средиземным морем. Столица – Афины. В древности территория Греции делилась на три части: Северная Греция, Средняя Греция и Пелопоннес.

Б) Понятия: культура, искусство, архитектура.

-Что такое культура, искусство и архитектура?
Культура – достижения человечества в материальной и духовной жизни.
Искусство – художественное творчество: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика,
театр, музыка и другие разновидности человеческой деятельности.
- высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Архитектура – (от греч. строитель) – искусство проектировать и строить сооружения и их комплек-
сы в соответствии с назначением, техническими возможностями, эстетическими
воззрениями общества.

В) Архитектура Древней Греции.

Греческая архитектура состоит из 3 направлений или стилей: дорический, ионический и коринфский.
1. Дорический стиль (от названия древне-греческого народа дорийцы).
К данному стилю относятся храмы VIII-VI вв. до н.э. Обычно они строились в легко доступных местах, их территория считалась священной и неприкосновенной. Любой человек мог укрыться в стенах храма. Нападение на него приравнивалось к святотатству (осквернению храма).
Этому периоду присуще большое количество храмовых праздников, которые были одновременно ярмарками.
2. Ионический стиль (от названия древне-греческого народа, проживавшего на ионических островах).
Данный стиль более развит. В этот период строится большое количество храмов. Наиболее ярким представителем данного стиля является Афинский акрополь (в городе Афины) – построенный в V веке до н.э. Наружные колонны выполнены в дорическом стиле, а внутренние – в ионическом.
Главным храмом акрополя является Парфеон - посвящен богине Афине (богиня мудрости). Архитекторы данного сооружения – Иктин и Калликрат. Внутри храма находится статуя Афины, выполненная Фидием из слоновой кости и золота.
Храм Эрехфейон – посвящен Посейдону (бог морей и океанов). Один их храмов Акрополя. Относится к 421-406 гг. до н.э., отличается изяществом и красотой.
Храм Ники (богиня победы) – сооружен в 499 г. до н.э. Внутри находится статуя Ники без крыльев, т.к. по греческим поверьям, чтобы не улетела из Акрополя. Вообще, статую Ники в виде спускающейся с небес вестницы богов воздвигали в честь победы на войне, в спорте и т.д.
3. Коринфский (от названия города Коринф на полуострове Пелопоннес).
Это памятник Лисикрата в Афинах.
Наиболее ярким представителем является Галикарнасский мавзолей – усыпальница правителя Карии-Мавзола (отсюда слово мавзолей). В древности являлся одним из 7 чудес света. Архитекторами были – Пифей и Сатир. Мавзолей был богато украшен скульптурами.
В данном стиле выполнены греческие театры. Наиболее известным и грандиозным является театр в Эпидавре. Он имел 55 рядов, построен в середине IV века до н.э. Здание состояло из трех частей:
1. ряды для зрителей. 2. орхестра – площадка, где выступали актеры. 3. скене – место для декораций.
Актерами могли быть только мужчины, которые играли и женские роли. Первоначально театральные представления происходили возле склонов гор, на которых размещались зрители, чтобы лучше было видно. В театрах ставились трагедии и комедии известных греческих авторов: Эсхил, Софокл и Аристофан.

Г) Школа.

Школы в Древней Греции были 3-хступенчатыми. Обучение было платным, поэтому в школах обучались дети очень богатых и знатных людей. В школах учились только мальчики, девочки обучались дома под присмотром матерей.
I ступень: здесь учились дети от 3 до 7 лет (учились рисовать, делать игрушки, строить домики, играли в спортивные игры).
II ступень: здесь учились дети от 7 до 12 лет (учились читать, писать, считать и рисовать).
III ступень: гимнасии (гимназия) здесь учились дети от 12 до 18 лет (учили ораторскому искусству и ведению государственных дел.
С 12 лет были дополнительные школы (палестры), где занимались гимнастикой, легкой атлетикой, борьбой и др. видами спорта.
Писали на дощечках, покрытых воском, стержне с острым концом (стилем). Другой конец был затуплен, для того, чтобы стирать.

Д) Научные знания.

Развитием научных знаний занимались мыслители и ученые.
Геродот – (около 484-425 гг. до н.э.) - автор первого исторического труда «История». Именно благодаря этому Геродот получил имя «Отец истории». Его «История» начинается словами: «Чтобы не оказались забытыми великие и славные дела многих народов, Геродот собрал эти сведения и записал для потомков». Он много путешествовал по всему миру и записывал то, что видел своими глазами.
Гомер – (около 700 г. до н.э.) – автор произведений «Илиада» и «Одиссея». Эти поэмы повествуют об исторических событиях: захвате и разрушении греками города Илиона (Троя) – Троянская война.
Легенда: Собрались боги на пир. Не позвали лишь богиню раздора Эриду. Она в отместку положила на стол яблоко с надписью «Самой прекрасной». Начался спор между Афиной, Герой и Афродитой. Они обратились к Зевсу, для того, чтобы разрешить спор. А Зевс обратился к Парису (сыну царя Трои Приама). Приаму предсказывали, что его сын погубит Илион (Трою). Гера пообещала Парису за яблоко власть над всей Азией; Афина – славу и победы; Афродита – любовь дочери Зевса, самой прекрасной женщины – Елены. Приам отдал яблоко Афродите. Она в свою очередь помогла ему выкрасть из Спарты Елену и добраться до Трои. Елена была замужем за Менелаем, который попросил помощи у богов. 10 лет шла война. Греки проникли в Трою с помощью деревянного коня (Троянский конь). Эта идея принадлежала Одиссею. В результате предсказание сбылось, и появилось выражение – яблоко раздора.
Пифагор – (около 540-500 гг. до н.э.) – математик. Считал, что начальной основой всего является число. Время идет, все изменяется, а число остается неизменным. + До сих пор во всем мире пользуются теоремой Пифагора о равенстве квадрата гипотенузы прямоугольного треугольника сумме квадратов катетов.
Фалес – (624-546 гг. до н.э.) – математик. По тени египетских пирамид вычислил их высоту.
Гиппократ – (около 460-370 гг. до н.э.) – великий представитель медицинской науки. Написал около 60 трудов по медицине. + был великолепным хирургом. + написал содержание клятвы врачей – клятва Гиппократа (не навреди).
Демокрит – (460-371 гг. до н.э.) – написал 300 трудов, основоположник учения об атоме. Первым высказал научную гипотезу о том, что мир состоит их мельчайших частиц – атомов, которые находятся в вечном (постоянном) движении.
Аристотель – (384-322 гг. до н.э.) – основоположник многих наук: истории, математики, естествознания и др. Заложил основы философии. Пришел к выводу, что Земля круглая, а звезды и солнце вращаются вокруг нее.

Е) Греческая мифология.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли – Гея. Давала жизнь всему, что растет и живет на ней. Под землей родился мрачный Тартар – бог подземного мира, вечной тьмы. Из Хаоса родилась и все оживляющая любовь – Эрос. + Хаос породил вечный мрак – Эреб и темную ночь – Нюкту.
Богиня земли Гея породила небо – Урана, которое раскинулось над землей. Уран взял себе в жены Гею и у них родилось 6 сыновей и 6 дочерей титанов, +3 великана – циклопа с одним глазом во лбу и 3 пятидесятиголовых великанов – гекатонхйров (сторукие).
У титанов Океана и Фетиды родились морские богини – Океаниды. У титанов Гиппериона и Тейи родились дети – Гелиос – солнце, Селена – луна, Аврора – заря. От титанов Астрея и Эос появились ветры – Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный и Зефир – западный.
Уран не любил своих детей и заточил их в недра подземного царства. Гея подговорила их на свержение Урана. Это удалось только Крону (бог времени – хронос). Богиня Нюкту в наказание Крону родила Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кера – уничтожение, Гипноса – мрачный сон, Немесиду – месть.
Крон боялся того, что его дети поступят так же, как он с Ураном и поэтому приказал своей жене приносить родившихся младенцев ему. Он их проглатывал. Уже пятерых: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.
Последнего ребенка она отдала на воспитание нимфам на остров Крит, где Зевс вырос и низверг своего отца. Он стал богом грома, Гестия – богиня домашнего очага, Деметра – плодородия, Гера – покровительница брака, Аид – подземное царство, Посейдон – моря и океаны.
+ Геракл – полубог, получеловек, в последствии бог.
Подвиги Геракла:
1. Немейский лев, 2. Лернейская гидра, 3. Стимфалийские птицы, 4. Керинейская лань, 5. Эриманфский кабан и битва с кентаврами, 6. Скотный двор царя Авгия, 7. Критский бык, 8. Кони Диомеда, 9. Пояс Ипполиты, 10. Коровы Гериона, 11. Кербер, 12. Яблоки Гесперид.

Ж) Олимпиада.

Олимпиада в Греции - или как все начиналось
Олимпийские игры начались в 776 г. до н.э.
Прекратились в 394 г. н.э. (император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий культ).
Возобновлены в 1896 г. в Афинах по инициативе Пьера де Кубертена.
Вот что написал про древнюю Олимпию поэт Пиндар: "Мать всех соревнований... и госпожа справедливости".
Игры начинались с того, что по всей Греции путешествовали глашатаи, зычными голосами объявляя о начале экехерии - священного перемирия. Теперь на время Игр (около 5 дней) по всей страны должны были немедленно прекратиться все военные действия. Такую важную роль имели Игры в политической жизни страны - останавливали войны. К сожалению, в 20 веке случилось иначе - из-за двух мировых войн прерывались сами Игры.
Промежуток между Играми назывался олимпиадой. Древние греки так и считали время - олимпиадами: "Две олимпиады назад..." .
В первый день Олимпийских Игр приносились жертвы богам, а спортсмены давали клятву перед статуей Зевса. Вместе с возобновлением Игр вернулась и клятва. Сегодня она звучит так: "Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам, а своим участием - прославлять свою страну и спорт".
Олимпиада в Греции - особенности
Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова "голый" ("гимнос") происходит слово "гимнастика". Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело.
Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть. Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот...его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.
У женщин были свои Игры - посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге. Одним из видов соревнований были гонки на колесницах - необычайно опасный вид спорта, часто кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса...Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей!

Олимпиада в Греции - символика
Немного о символах. Олимпийский огонь, горящий на всем протяжении соревнований, привносит в нашу эпоху дух древних соревнований. Пять олимпийских колец - это пять материков, а их переплетение - дружба и сотрудничество всех народов мира.
Олимпиада в Греции - возрождение
На первых возобновленных Олимпийских Играх в 1896 г., в которых участвовало 285 спортсменов из 13 стран, первым олимпийским победителем стал грек - Спиридон Луис, выигравший в марафонском беге. Рассказывают, что молитвы и стаканчик вина стали "допингом" для него.

Заключение:

Греческая культура внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Она оказала значительное влияние на многие народы мира (пример – Рим).
Великий Абай Кунанбаев (казахский писатель и поэт) в своих произведениях не раз отмечал имена греческих мыслителей: Аристотеля, Гомера, Сократа и Софокла, восхищается их талантом и гениальными качествами.
Как вы могли убедиться, греческая культура многолика и многообразна.
Греция – родина театров и олимпийских игр.
Некоторые греческие слова вошли в современные языки мира: театр, хор, трагедия, комедия, арифметика и олимпиада.
Это самобытная, уникальная и неповторимая культура.
+ учащимся предлагается для чтения ряд книг.

Домашнее задание:

Внимательно прочитать * 23,24, записи в тетрадях.

Тест по Культуре Древней Греции – 6 класс.

1. Географическое положение Греции …

А) юго-запад Европы Б) юго-восток Европы В) юг Европы Г) северо-восток Европы

2. Архитектурные стили Древней Греции …

1. _____ 2. _____ 3. _____

3. Последняя ступень греческой школы …

А) палестра Б) университет В) гимнасия Г) лицей

4. Главный бог в греческой мифологии …

А) Гефест Б) Гермес В) Зевс Г) Аид

5. «Отец истории» …

А) Софокл Б) Пифагор В) Демокрит Г) Геродот

6. Парфенон – храм богини …

А) Артемиды Б) Афродиты В) Афины Г) Деметры

7. Статуя, ставшая «одним из 7 чудес света» …

А) Зевса Б) Посейдона В) Афины Г) Геры.

8. Математик, теоремой которого пользуются и современники …

А) Лейбниц Б) Аристотель В) Пифагор Г) Демокрит

9. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея» …

А) Софокл Б) Эврипид В) Гомер Г) Эсхил

10. В честь кого и когда прошли первые Олимпийские игры?

А) Афины, VIII век до н.э.
Б) Посейдона, 776 г. до н.э.
В) Гермеса, 676 г. до н.э.
Г) Зевса, 776 г. до н.э.
Категория: История | Добавил: AleksandrKorolenko
Просмотров: 2144 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 1:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru