Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Тема: "Путешествие в мир открытий и изобретений"
2012-07-23, 1:23 PM
Цели и задачи:
повысить интерес к изучению истории;
повторить и обобщить в форме внеклассного мероприятия знания о важнейших открытиях и истории Древнего мира;
развивать творческие способности учащихся через различные виды внеурочной деятельности;
способствовать развитию речи, мышления, воображения.

Оборудование:
презентация
лента времени
карта по истории Древнего мира
Ход мероприятия
Организационный момент.
Учитель истории: Сегодня мы в рамках предметной недели познакомимся с некоторыми изобретениями и историей их открытий.
История не сохранила нам имени того первобытного “инженера-конструктора”, которому первому пришла в голову мысль взять в руки палку, чтобы отвалить камень и поймать юркнувшую под него ящерицу. Да и было ли ещё имя у этого “инженера”? Я умышленно употребляю это слово, т.к. “инженер” происходит от французского слова “гений”, а первая мысль об использовании палки в качестве орудия, увеличивающего силу руки, поистине было гениальной мыслью.
На протяжении веков и тысячелетий, с тех пор, как появился homo Sapiens (человек разумный) – а это произошло около 40 тыс. лет тому назад – он изготавливал орудия для охоты и труда, строил жилища и при этом накапливал опыт, знания и умения, которые передавались из поколения в поколение. Да и сейчас, в нашем XXI веке, мы ежедневно пользуемся изобретениями, которые дошли до нас из глубокой древности.
Вот мы сегодня и вспомним, с одной стороны о некоторых таких изобретениях и изобретателях…
…а с другой стороны поговорим о том, в какой стране и каких условиях они были изобретены. Наш урок пройдёт в форме путешествия во времени и пространстве. Всего мы сделаем три остановки – их название вы узнаете в ходе путешествия. Ну, а пока мы на старте.
Куда же мы отправимся сначала?
Наверное, на родину самых древних изобретений. А это значит, что мы отправляемся в Древний Египет. (1–2 слайды о Египте)

Ученик 1: В Северо-Восточной Африке дожди выпадают редко, и большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются здесь песчаные пустыни. С юга на север пустыню пересекает одна из величайших рек мира – Нил. А где вода – там и жизнь. Именно в долине Нила, от порогов до Средиземного моря, более 3 тыс. лет до н.э. образовалось могущественное рабовладельческое государство – Египет. Во главе государства стоял фараон. Древние египтяне верили, что фараон не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца – Ра. По их представлениям без фараона, так же как без Солнца, невозможна жизнь на Земле.

Ученик 2: Для захоронения фараонов в Древнем Египте возводились “дома вечности” - гробницы в виде пирамид, на строительство которых уходили огромные средства, и привлекалось множество людей. И всё равно строительство каждой пирамиды длилось годами, а иногда и десятилетиями.

Ученик3: Одним из древних архитектурных памятников Древнего Египта является пирамида выдающегося военачальника и основателя третий династии фараона Джосера, находящаяся в Саккаре. Эта ступенчатая пирамида, высотой более 60 м, сложена из белых известняковых блоков. (Слайд 3).

Её создал зодчий Имхотеп, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествляли архитектора и почитали его как сына бога Птаха. Пирамиду Джосера обычно называют матерью египетских пирамид.

Ученик 4: В конструкции отражены три основных правила возведения этих сооружений: гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня, как строительного материала. Эти особенности позднее стали обычными. (Слайд 4).

Ученик 5: Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса. (Слайд 5)

Она была построена в 27 веке до н.э. Её создатель – племянник фараона по имени Химиун. Высота этой пирамиды 147 метров. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина стороны основания 250 метров. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 тонн. (Слайд 6).

Они ничем не закреплены и удерживаются силой собственной тяжести. Зазоры между блоками не превышают 0,5 мм.

Ученик 6: Как предполагают учёные, при строительстве пирамид использовались приспособления, которые в физике называют простыми механизмами. Это клин, рычаг и наклонная плоскость.

Ученик 7: Для того чтобы построить пирамиду, необходимо сначала изготовить каменные блоки, каждый весом более двух тонн. Для пирамиды Хеопса требовалось 2 млн. 500 тыс. блоков. Для этого в скале делали отверстия по одной линии. Потом в них забивали деревянные клинья и поливали их водой. Колышки разбухали, и камень давал трещину. Египтяне поняли, что камень гораздо легче откалывается, если использовать клин. Вот как изобразил художник эту ситуацию на шуточном рисунке (слайд 7).

Ученик8: Хотя клин использовали ещё до нашей эры, его действие вполне объяснимо с точки зрения современной физики: происходит изменение действующей силы по величине и по направлению.
Ученик 9: Когда были получены блоки правильной формы, их тщательно шлифовали песком, чтобы поверхность была ровной и гладкой. Оставалось их поднять на нужную высоту. Как это сделать, учитывая, что вершина пирамиды находится на высоте 147 метров? Многие учёные считают, что для этого использовалась наклонная плоскость – насыпь в виде спирали вокруг пирамиды. По ней и тащили готовые блоки. Египтяне видели, что идти приходится дольше, но усилий тратится гораздо меньше, чем поднимать тот же груз вертикально вверх. Сейчас мы знаем, что всё дело в направлении действующей силы, т.е. силы подъёма, и силе тяжести, которая всегда направлена … куда? (Ответы учащихся).

Учитель истории: Иногда египтяне шли другим путём, используя другое приспособление – рычаг.. (слайд 8).

Ученик10: Кроме применения при постройке пирамид, рычаги в Древнем Египте использовались и для других целей - сельскохозяйственных. Вдали от Нила, особенно в сухое время года, среди пустыни только изредка встречались островки зелени – оазисы. (Слайд 9).

Поэтому требовался огромный труд, чтобы напитать землю влагой и сделать её плодородной. Сады и огороды орошали при помощи шадуфов. А это ни что иное, как рычаг.

Учитель истории: Итак, В Древнем Египте господствовал рабовладельческий строй, во главе государства стоял фараон – земной бог. Для фараонов строились гробницы в виде пирамид, при постройке которых применялись простые механизмы. А теперь совершим путешествие в пространстве и времени и перенесёмся в 3200г. до н.э. в Месопотамию. (Слайд 10).

Ученик11: Высоко в горах Кавказа берут своё начало две реки – Тигр и Евфрат. Страну, расположенную между ними, в древности называли Междуречьем, а по-гречески Месопотамией. Сейчас на этой территории находятся Ирак, Сирия.

Ученик12: Жизнь и плодородие приносила Месопотамии вода. (Слайд 11).

Но она же была и причиной многих бед. При разливе двух рек, на селения и пастбища обрушивались, сметающие всё на своём пути, потоки воды. Но люди не отступали перед трудностями. Они рыли каналы, строили дамбы, насыпали холмы, на которых строили города и специальные храмы – башни, куда подниматься дозволялось только жрецам. (Слайд 12).

Оттуда жрецы вели беседу с богами и наблюдали за движением небесных тел: солнца, луны и планет. На основе этих астрономических знаний, жители Месопотамии составили лунный календарь. И это неслучайно – ведь при невыносимой дневной жаре для работ использовались лунные ночи. Время оборота Луны вокруг Земли, это примерно 29 суток, составляло месяц, который делился на 4 части по 7 дней в каждой. Так появились неделя и сутки. Этими терминами мы пользуемся и сейчас.

Учитель истории:
1) По календарю Месопотамии в году было 354 суток. А сколько суток в году по современному календарю?
(365 дней)

2)От какого события идёт отсчёт нашей эры?
(От рождества Христова)
3) Как называется год, в котором 366 суток?
(високосный)
4)В каком месяце добавляется дополнительный день в високосном году?
(февраль)
5)Как часто бывает високосный год?
(один раз в 4 года)
Ученик13: Кроме календаря в Междуречье было сделано ещё одно важнейшее открытие, без которого немыслима и современная техника – колесо. (Слайд 13).

Оно состояло из трёх частей, сделанных из дерева и соединённых скобами из металла. Имелась и ось.

Учитель: Итак, в Месопотамии более 3 тыс. лет до н.э. были сделаны два важнейших открытия. Какие это открытия? (колесо и календарь)
А теперь – последний участок нашего пути. Побываем в Древней Греции в VI веке до н.э.

Ученик14: На юге Европы находится Балканский полуостров, в южной части которого расположена горная страна Греция. (Слайд 14).

Греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой. Они издавна слыли хорошими мореходами, отправлялись в дальние морские путешествия, многому учились у народов соседних стран. И к VI веку до н.э. Греция обогнала страны в своём развитии. Наука и искусство здесь не были привилегией жрецов, ими мог заниматься любой гражданин. Многие науки и сейчас носят греческие названия: астрономия (в переводе с греческого “законы звёзд”), ботаника (от греческого “растение”), геометрия (от греческого слова “землемерие”), хирургия (от греческого слова “ручное ремесло”). Слова: театр, хор, оркестр, гимн, гимназия – тоже греческие.

Ученик15: Учёные Греции пытались не только описать природные явления, но и старались объяснить их, найти причины. Среди таких учёных были Фалес, Архимед . Фалес заметил, что при натирании кусочка янтаря шерстью, янтарь притягивает к себе лёгкие предметы. Он считал, что внутри янтаря находится невидимая жидкость – флюид – заставляющая пёрышки прилипать к янтарю.
Ученик16: , и слово “электризация” происходит от слова “электрон”, что в переводе с греческого означает “янтарь”. А “немного” позже, в III веке до н.э., в греческой колонии Сиракузы на острове Сицилия родился другой великий учёный и изобретатель – Архимед (Слайд15).

Учитель истории: Каким образом была открыта сила Архимеда, мы узнаем, прослушав небольшой рассказ
Приложение 3

Действующие лица: Царь Гиерон
Философ и изобретатель Архимед
Ювелир (увы, история не сохранила его имени)

Учитель истории: Место действия – город Сиракузы, остров Сицилия.
Время действия - III век до Рождества Христова

Действие I

Ювелир: О, царь – любимец богов, по твоему велению изготовил я корону дивной красоты из чистейшего золота. (отдаёт царю)

Царь: Корона хороша, и в пору пришлась (примеряет, смотрясь в зеркало). Да вот сдаётся мне, что не из чистого она золота. Отвечай, мошенник, не подмешал ли ты серебра.?

Ювелир: Не гневайся царь , любимец Зевса, и в помыслах моих не было такого намерения. Разве может голову твою покрывать венец менее драгоценный, чем из золота самой высокой пробы.

Царь: А вот мы и проверим. И горе тебе, если ты обманываешь своего царя.
Дошёл до меня слух, что есть в нашем городе чудо-изобретатель, имя ему – Архимед. Позвать его сюда!

Входит Архимед.

Царь: Правду ли говорят, что механизма, сделанные тобою, поражают своей изобретательностью, а открытия – правдивостью?
Тогда вот тебе задача: в три дня выясни, из чистого ли золота сделана моя новая корона.

Архимед: Слушаюсь, мой господин, и обещаю решить твою задачу.

Действие II
Дом Архимеда

Архимед сидит в позе «мыслитель» и размышляет.

Архимед: В любой задаче нужно исходить из того, что нам известно. Во-первых, мне известна плотность золота. Во-вторых, известно, что плотность короны равна массе короны, поделенной на объём короны (пишет на доске формулу ). Массу короны я узнаю, взвесив её на весах. Если бы я знал объём короны, то мог бы по формуле посчитать плотность короны и, сравнив с плотностью золота, выяснить из золота она или нет. Но как узнать объём короны: она имеет слишком сложную форму и геометрический способ не годится!

Учитель истории под звук метронома: Прошли сутки… Другие…

Архимед: Ну, что ж, задача не решена, царь казнит меня. Умирать, так хоть чистым. Пойду приму в последний раз ванну.
Архимед уходит и тут же вбегает обратно.
Эврика! Эврика! Нашёл! Задача решена!

Учитель истории: Сравнивая вес короны в воде и в воздухе, Архимед пришёл к выводу, что она сделана не из чистого золота. Мастер был наказан, а человечество обогатилось замечательным открытием.

Учитель истории: Вот мы и подошли к финишу! Что нового вы узнали сегодня из нашего путешествия?
А готовы ли вы проверить свои знания? Давайте ответим на вопросы:
1. Где располагается Египет, вдоль какой реки?(нил)
2. основным занятием египтян было?
3. Какой фараон основал в 3000 г. До н.э. еденное царство?(Менес)
4. Как вы объясните понятие «Нил – счастливое местожительство»?
5. Разделение реки на несколько рукавов… (дельта)
6. Назовите континент на котором расположен Египет. (Африка)
7. Столица Египта (Мемфис)
8. Тростник произрастающий на берегах Нила? (папирус)
9. Островки зелени в пустыне? (оазисы)
10. Плодородный слой, основное удобрение на полях? (ил) 11. Повелитель Египта (фараон)
12. Приспособление для полива (шадуф)
13. Гробница фараона (пирамида)
14. Гроб, в котором хоронили фараона (саркофаг)
15. Высеченное из камня существо с туловищем льва и головой человека (сфинкс)

Конкурс «веселая минутка».

Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Египте?
«Да»- хлопок, «нет» - тишина.
Виноград + картофель - дыня +
Сушеная рыба + инжир + пиво +
Помидоры – огурцы – молоко +
Финики + мед + ржаной хлеб -
Земляника - тыква - отварное мясо +

Литература:
Электронная библиотека “Просвещение”. Мультимедийное учебное пособие “История. 5 класс”
А.И.Немировский “Книга для чтения по истории Древнего мира”, М., “Просвещение”
Школьная энциклопедия “Древний мир”, Смоленск: Русич, 2000
Учебное электронное издание “История Древнего мира”, издательство “Кордис & медиа”
Энциклопедия. “Наука”, М., “Росмэн”, 1997
Категория: История | Добавил: zai
Просмотров: 2200 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 2:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru