Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Отчет по уроку из запланированной серии последовательных уроков. История Казахстана 8 класс.
2014-03-23, 11:40 AM
Отчет по уроку из запланированной серии последовательных уроков. История Казахстана 8 класс.

"Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора эрудиции"
В.А. Сухомлинский.

Закончив первый этап обучения на курсах повышения квалификации, я поставила перед собой цель применить методику семи модулей в серии последовательных уроков и выяснить для себя, что лучше может раскрыть суть предмета, деятельность учащихся, их мышление и мои возможности как учителя – традиционный урок или урок нового формата. Изучив предложенную семимодульную Программу, я открыла новые возможности учителя и ученика, изменив подход к подготовке урока, прокорректировав его структуру.
Для исследования и внедрения идей Программы мною был выбран 8 «В» класс. Класс большой, количество учащихся 29 человек. Учащиеся класса с разным уровнем успеваемости, есть дети с особыми нуждами, поэтому планируя урок, старалась учитывать потребности каждого, продумывая каждый этап урока в отдельности.
Разрабатывая урок по программе, я не могла не столкнуться с рядом вопросов:
1) Как уложиться во временные рамки урока (45 минут)?
2) Как правильно разделить класс на группы, учитывая успеваемость учеников?
3) Как обучить учащихся объективно оценивать свою работу?
4) Как повысить мотивацию не только у сильных учащихся, но и у неуспевающих?
5) Как научить учащихся разбираться в задании самому и помогать ближнему, учитывая возрастные особенности и возможности речи?
Но, чтобы решить данные вопросы я продумывала, как и каким образом, я построю работу на уроке, какие формы и методы буду применять, чтобы учащимся было интересно получать знания. В своих уроках из серии последовательных я старалась применить все семь модулей обучения на практике.
Уроки истории Казахстана в среднем звене играют очень большую роль в формировании гражданственности и патриотизма. Для среднесрочного планирования я выделила четыре урока по последнему разделу программы «Культура Казахстана в XIX – начале XX вв.». По темам «Наука и научные учреждения Казахстана», «Чокан Уалиханов – великий казахский ученый», «Абай Кунанбаев и казахская литература». Все темы я объединила одной общей целью: изучение вклада в культурное развитие Казахстана деятелей XIX – начала XX вв.
Хочу остановиться на одном уроке по теме «Абай Кунанбаев и казахская литература». Данный урок является последним в серии последовательных уроков, считаю и наиболее успешным. Тип урока – комбинированный.
Занимаясь планированием урока "Абай Кунанбаев и казахская литература", я уделила основное внимание возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Этот урок включает в себя следующие этапы: вызов, осмысление, рефлексия.
Так как этот урок входит в серию последовательных уроков, то при разработке урока ставила перед собой цели и задачи, которые пронизаны модулями Программы: расширить и углубить знания учащихся об основоположнике казахской письменной литературе А. Кунанбаеве, познакомиться с трудами писателя.
Обучающая: создать условия для творческого обсуждения между учащимися творчества Абая Кунанбаева через групповую форму работы, на примере его жизни показать значение произведений Абая для подрастающего поколения;
Развивающая: продолжать формирование умения анализировать прочитанное, развивать речь и творческое воображение, учить определять и формировать личное отношение к прочитанному, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию, развивать критическое мышление, формировать умение оценивать и самооценивать свои работы и работы одноклассников.
Воспитательная: пробудить в учащихся чувство гордости за своих предков. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма.
Все представленные цели необходимо было реализовать на уроке. Планируя урок, я подбирала задания, стратегии в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями учащихся класса.
Учитывая уже имеющиеся знания по теме «Абай Кунанбаев и казахская литература», старалась на уроке дать такие задания, выполняя которые, ученикам будет интересно и познавательно и они расширят свой багаж знаний.
Так как урок предполагала проводить в групповой форме, его я начала с притчи «Умирающий отец», проанализировав которою ученики пришли к выводу, что когда они вместе все преграды им нестрашны. Этим самым создала доброжелательную и рабочую атмосферу на уроке. Вадим, анализируя притчу, отметил, что действительно работая в команде, мы добиваемся лучших результатов.
Далее после анализа притчи я предложила ребятам поделиться на группы. Деление на группы проводилось в виде игры «Выбери себе место», по моей команде ученики сначала девочки, затем мальчики, а далее все поменялись местами. Таким образом, учащиеся сами образовали группы на уроке. Я отметила ребятам, что перед каждым человеком есть выбор, и он всегда остается за каждым из нас. Деление на группы, используя игру, понравилось ученикам, чувствовалось, что им было комфортно на уроке.
На этапе проверки домашнего задания применила стратегию критического мышления «Жокей и лошадь». Обучающимся было предложено по 10 вопросов и 20 ответов. Главная задача учащихся - соотнести вопросы с ответами в хронологической последовательности. Но перед тем как приступить к выполнению данного задания, я учащимся представила критерии, по которым необходимо оценивать работу группы. Оцениванием работ занималась вторая группа Володя и Никита. Учащимися было отмечено, что работы все выполнены правильно, было интересно то, что на многие вопросы даны полные ответы. В ходе этого задания было выявлено, насколько саморегуляция является эффективной на данном этапе урока. Учащиеся учатся работать в группах, критически мыслить, используя зону ближайшего развития.
В работе над формированием навыков изучающего чтения, который они маркируют определенными знаками: v- если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняли маркировочную таблицу, состоящую из 4-х колонок, где значки стали заголовками граф таблицы. Причём, заполнялась сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко занесли сведения из текста. Прочитав один раз, я предложила учащимся вернуться к своим первоначальным предположениям, вспомнить, что они знали или предполагали по данной теме раньше. Таблица "Инсерт" сделала зримым процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы стало обсуждение записей, внесенных в таблицу. Представитель группы №1 Евгения отметила: «Об Абае мы знали, что он еще в школьные годы начал писать стихи, а также был переводчиком. Новым для группы было то, что первоначальное образование получил дома. Думали иначе, что за Абаем начали следить за его творчество. Вопросов по теме не возникло». Представитель группы №3 Владимир сказал: «Абай стал известным благодаря написанному стихотворению «Лето» в 80-е годы 19 в. Новым для нас было, что у Абая было 20 детей и 3 жены. Думали иначе, что к Абаю приезжали жители степи за советом. Вопросов не возникло». Хочется отметить, что все ученики справились с данным заданием, но единственное - у них не возникло вопросов по тексту. Это конечно было неожиданностью для меня, но чтобы колонка вопросы была заполнена, я дала задание составить вопросы. Предложила ученикам в помощь таблицу с начальными фразами вопросов по Блуму. С заданием, группы справились, составили интересные вопросы, например «Как жизнь Абая связана с тем, что в тот период Казахстан стал колонией Российской империи», «Оцените, хорошо ли Абай Кунанбаев прожил жизнь? Что значит прожить жизнь хорошо?», «Хорошо ли то, что у Абая было два имени», «Если бы не русская интеллигенция, кто помог бы сформировать личность Абая». По составленным вопросам я смогла оценить степень понимания темы и сделать вывод, что учащиеся учатся применять, анализировать и оценивать полученную информацию.
На этапе «рефлексии» я предложила учащимся обыграть ситуацию, войти в роль Абая и Чокана. Каждая группа представила Абая и Чокана, которые отвечали на вопросы своих одноклассников, выступивших в роли современной молодежи. Задание было рассчитано на одаренного ученика, но участие в данной работе приняли все активно. Хотела проследить работу одаренного ученика и выявить насколько дети вжились в роль и смогли продемонстрировать творческие способности. Благодаря задаваемым вопросам Абаю и Чокану от современной молодежи интересным было то, что все ученики включены в учебный процесс.
В процессе работы над тем или иным заданием я ребятам давала возможность сначала на основе имеющегося опыта обсудить материал в группе, а после высказаться на класс. Это конечно давало возможность учащимся давать полноценные ответы.
Анализируя проведенный урок, я пришла к выводу, что работа с использованием семи модулей программы, делает урок достаточно интересным и результативным. К концу урока у учащихся не наблюдается усталость, так как применение различных видов работ способствует тому, что ребята не засиживаются на одном месте, что активизирует их внимание и заинтересованность в том, что будет дальше?
Хотя на уроке создалась такая ситуация, когда мне пришлось импровизировать, вести урок не по плану, но всё прошло на достаточно высоком уровне.
Конечно, как учителю истории мне нельзя не согласиться с тем, что диалог занимает центральное место на уроке. В течение всего урока ученики легче обучались, когда имели возможность диалога с учениками и учителем. Диалог занимает центральное место в развитии речи, помогает развивать способности выслушивать собеседника, выразить свою мысль, преобразить культуру языка, обогащает словарный запас, поэтому диалоговое обучение относится к модулю «Новые подходы в преподавании и обучении». Барнс (1971) утверждал, что: речь, используемая в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств говорения, обсуждения и аргументации. Поэтому весь урок строила на диалоге между учителем – учеником и учеником- учеником. 1
Я переосмыслила систему оценивания, критику учителем – учащегося, когда начала применять модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Я понимала, что сложились неправильные стереотипы об оценивании работ учащихся, что нужно полностью. Изменить подход для определения этапов, на которых находятся обучаемые в процессе своего обучения, чтобы правильно установить, как лучше достигнуть необходимого уровня. 2 Поэтому на всех этапах урока старалась оценить работу ученика формативно, а в конце урока суммативно. Взаимо и самооценивание позволило выработке навыков оценивания своей работы, опираясь на критерии, и умения аргументировать оценку, поставленную при оценивании работ одноклассников.
Важную роль на моих уроках, я бы сказала даже основную, играет модуль «Обучение критическому мышлению». Он направлен на развитие таких навыков, как воображение, восприятие, понимание и анализ. Приемы и методы критического мышления очень тесно связаны с другими модулями и присутствуют на всех этапах урока. Эффективным диагностическим материалом стало применение стратегий критического мышления «Жокей и лошадь», "Кластер", что помогло увидеть, насколько глубоко дети знают тему урока.
Использование ИКТ на уроке для просмотра видеоролика, способствовало настрою детей на тему урока. Учитывая при планировании урока организацию работы с детьми с повышенной мотивацией, я дала возможность таким детям самореализоваться и проявить более глубокий интерес к изучаемой теме. Это позволило им заниматься соответственно своим интеллектуальным потребностям. Разработка заданий урока с учетом возрастных особенностей позволила привлечь внимание всех учащихся класса.
Для меня очень важно, что привлечение внимания учеников класса включало в себя важный элемент узнавания и возможности приобретения новых знаний с учетом уже имеющихся.
Хочется отметить, что современный урок – это тонко построенный механизм, важно чтобы этот механизм работал в правильной, гуманной и здоровой атмосфере.
На будущее я планирую использовать в своей педагогической практике идеи Программы, включая новые формы и методы преподавания и обучения.

Используемая литература:
1. Руководство учителя стр. 144
2. Руководством учителя стр. 146
Категория: История | Добавил: Крис
Просмотров: 1902 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 2:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru