Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.
2014-03-23, 11:43 AM
Рефлексивный отчёт по внедрению изменений
в собственную практику преподавания и обучения

Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
Конфуций

Возможно человек – это то существо, которое живет в нашем мире для того, чтобы менять его. Сейчас трудно говорить, хорошо ли мы влияем на мир или мир на нас.
Бесконечные конфликты, межрасовые войны уничтожают мир и человечество.
Какова роль современного учителя в мировом масштабе? Может быть, учить и прививать знания терпимости, понимания, миролюбия маленькому человеку?
Если бы у меня была возможность ограничить ребенка знаниями о мире, то я бы никогда не говорила о смерти, насилии, войнах и оружии. Если бы мир вокруг был немножко прекрасней, то дети, которые учились в школе моей мечты, видели бы его только цветным и радостным.
Кто-то скажет: «Это банальное видение и не реально уже что-то изменить». Я думаю, что каждый из нас должен мыслить в этом направлении. Если будет так, то возможно еще у человечества появится тысячелетие, время, чтобы просто жить.
Проходя курсы, я поняла, что педагогические знания, которыми я владею, не так уж совершенны и есть вещи, которые нужно знать, понимать и переосмысливать. То, что я узнала на курсах, позволяет мне увеличить поток информации, который я передаю детям во время урока и сделать его еще более интересным и увлекательным.
Закончив первую стадию обучения на курсах повышения квалификации, я поставила перед собой цель применить методику семи модулей в серии последовательных уроков и выяснить для себя, что лучше может раскрыть суть предмета, деятельность учащихся, их мышление и мои возможности как учителя – традиционный урок или урок нового формата. Изучив предложенную семи модульную программу, я открыла новые возможности учителя и ученика, изменив подход к подготовке урока, прокорректировав его структуру.
Вернувшись к педагогической практике в школу №19 города Костаная, я провела ряд консультаций с директором школы, заместителем по учебно- воспитательной работе, с коллегами, с родителями, учениками, которых ознакомила с идеями программы. Предварительные консультации помогли мне решить ряд поставленных задач, вопросов, проблем с которыми я могла столкнуться. Очень важно было найти положительные отзывы, советы и помощь с их стороны. Поддержку среди коллег я получила от учителя физики, которая тоже является слушателем курсов 2 уровня. По ее рекомендации на уроках я использовала метод активных групп, метод Жигсо. Это позволило мне за небольшой промежуток времени на уроке отработать нужный материал со всеми учащимися. Также коллега, слушатель 3 уровня курсов, помогла рекомендацией в организации эффективной обратной связи, т.е. проведение рефлексии. Прислушавшись к мнению коллеги, мы с учащимися завели рефлексивные дневники, куда ученики записывали свои эмоции, знания, пожелания за урок.
Для исследования и внедрения идей программы мною был выбран 8 «В» класс, следовательно, серия уроков разработана согласно возрастным особенностям учащихся 14-15 лет и текущей программе обучения.
Анализируя о введении изменений в практику, постараюсь ответить на вопросы: Что удалось? Над чем нужно поработать? Как реализовывала полученные на первом этапе знания, на практике?
Главная цель моих уроков истории Казахстана состоит в том, чтобы научить ученика анализировать, умению высказывать своё отношение к кому-либо, чему-либо, делать выводы, оценивать. Первый урок я пыталась решить вопросы, возникшие у меня в ходе его разработки, и к моему удивлению все прошло достаточно легко, хотя возникали все новые и новые вопросы, как со стороны учащихся, так и с моей стороны, что, несомненно, говорит о том, что есть над чем работать и детям не безразлично, как они будут получать знания.
Ранее в своей педагогической практике я не проводила уроки, используя групповую форму работы. По моему мнению, работая в группе, многие учащиеся просто будут отмалчиваться на занятии. Поэтому такая форма работы была для меня новой. В течение всей практики я старалась организовать работу так, чтобы дети работали в группах сменного состава и в парах, где основную работу они выполняли самостоятельно. Ученики чувствовали себя достаточно комфортно на уроках, однако, где присутствуют элементы группового обучения, отнеслись настороженно. Особенно это было характерно для учащихся с высокой успеваемостью, так как у них не было желания работать в группе и делиться своими знаниями и тянуть слабоуспевающих, а слабоуспевающие, наоборот, видели в новой форме обучения положительные моменты. Проработав два – три урока с применением «Новых подходов в преподавании и обучении», все учащиеся сплотились в одну дружную команду, общие мнения которых можно выразить одной фразой - «одна голова хорошо, а две лучше». Чтобы создать благоприятный психологический климат в классе, на каждом уроке я проводила упражнения, игры, которые позволили преодолеть барьеры в общении между учащимися, повысить взаимное доверие, сплочение их в дружную команду, развить в них потребность участвовать в дискуссиях и разговорах с классом. Я могу с уверенностью сказать, что правильно подобранные упражнения и игры позволяют создать рабочую среду и интерес обучающихся к получению знаний.
На каждом своём уроке я применяла «обучение через диалог», между учителем и учеником, учеником и учеником. Диалог занимает центральное место в развитии речи, помогает развивать способности выслушивать собеседника, выразить свою мысль, преобразить культуру языка, обогащает словарный запас, поэтому диалоговое обучение относится к модулю «Новые подходы в преподавании и обучении». Барнс (1971) утверждал, что: речь, используемая в классе оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств говорения, обсуждения и аргументации. 1 Применяя на протяжении своей работы в школе диалог, я подразумевала под этим термином такую форму устной речи, где разговаривают двое или несколько лиц для обмена знаниями, мнениями. Я сделала вывод, что «Обучение через диалог» направлено на оказание помощи учащимся в понимании и принятии ответственности за собственное обучение для дальнейшего его продолжения самостоятельно. В результате расширилось моё понимание о вопросах и его формах. Я выяснила, что вопросы высокого порядка эффективны и направлены на умение расширять, реорганизовать, оценивать информацию. Планирую в своей дальнейшей педагогической деятельности вовлекать учеников в исследовательскую беседу, где они будут размышлять вслух, делать выводы, аргументировать, рассуждать.
Мерсер и Ходжкинсон [2008] утверждают, что есть существенное подтверждение того, что побуждение учащихся к обсуждению в классе позволяет им выразить своё понимание, понять, что разные люди имеют разные представления. Планируя задания я старалась учитывать возможности каждого ребёнка давая им задания дифференцирующего характера. При постановке вопросов используя таксономию Блума обязательно учитывала уровень знания ученика. И если он справлялся с заданием, я задавала вопросы более высокого порядка.
Ранее практически на всех своих уроках я использовала информационно- коммуникативные технологии (ИКТ), так как данная технология стимулирует обучение и развивает познавательный интерес к изучению предмета. Но, к сожалению, ограничивалась только лишь интерактивной доской, где сама учащимся показывала слайдшоу, видеоролики, задания и ситуации, над которыми они должны были задуматься. Но изучив теорию модуля, я усовершенствовала работу с использованием ИКТ. В серии последовательных уроков я включила работу с ноутбуками, сотовыми телефонами, портативными устройствами, где ребята при помощи сайтов сети Интернет добывали информацию по определенной теме. Это помогло сделать работу на уроке интересной и продуктивной, а главное понравилось ученикам. Я считаю, что Человек должен развиваться вместе с теми технологическими средствами, которые он разработал.
Важную роль на моих уроках, по моему мнению, основную роль играет модуль «Обучение критическому мышлению». Что такое критическое мышление? Это умение в нестандартной ситуации наблюдать, анализировать, доказывать и делать вывод. Стратегии и приемы критического мышления очень тесно связаны с другими модулями и присутствуют на всех этапа урока. Считаю, что теперь в своей практике сделаю больший упор на овладение детьми навыкам самостоятельного приобретения знаний. Буду использовать для этого элементы критического мышления, менять привычную структуру урока. В ходе урока буду меньше говорить и больше направлять детей, продолжать самообразовательную деятельность не только по своему предмету, но и на классных часах. Наиболее часто проводимые задания по критическому мышлению: работа с текстом. Считаю, что для этого подходят такие стратегии как «Мозговой штурм», «ИНСЕРТ», «Верите ли вы, что?», «Корзина идей», «Жокей и лошадь» и т.д. Применяя стратегию «Синквейн», дети повторяют, закрепляют знания, полученные в ходе урока. Постановка проблемного вопроса также предполагает развитие критического мышления.
Я переосмыслила систему оценивания, критику учителем – учащегося, когда начала развивать модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Я понимала, что сложились неправильные стереотипы об оценивании работ учащихся, что нужно полностью изменить подход для определения этапов, на которых находятся учащиеся в процессе своего обучения, чтобы правильно установить, как лучше достигнуть необходимого уровня. 3 Поэтому на всех этапах урока старалась оценить работу ученика формативно, а в конце урока суммативно. Специально разработанные листы оценивания на урок помогли мне проследить степень понимания темы учениками на всех этапах урока. Взаимо и самооценивание позволило выработке навыков оценивания своей работы, опираясь на критерии, и умения аргументировать оценку, поставленную при оценивании работ одноклассников.
В ходе изучения модуля «Управление и лидерство в обучении», я поняла, что профессионализм и знания создаются учителем, лидерство как и обучение является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию. 4 Для себя я поняла, что учителю необходимо испытывать ощущение лидера, знатока, постоянно совершенствуя свои профессиональные и нравственные убеждения.
Особое внимание хочется уделить модулю «Обучение талантливых и одаренных учеников». «Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одарённых детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. В руководстве учителя сказано, что для детей данной категории необходимо усложнение заданий. «Речь идёт о стратегии вмешательства, одной из характеристик которой является предложение ученикам усложнённой программы обучения в классе и вне класса. Расширение заданий может проходить в форме более углубленного обучения, более широких проектов или расширения интеллектуальных задач» 5 Изучая этот модуль, все-таки приходится отходить от «общепринятой политики равенства учащихся», считаю обязательным выявлять и привлекать талантливых и одаренных учеников не только в процессе урока, но и давать задания повышенной сложности.
У каждого учителя с годами складывается своя система работы. Есть она и у меня. Это дифференциация в обучении, сущность её состоит в том, что к ученикам, которые занимаются по одной программе и одному учебнику, предъявляются разные требования, и они получают возможность усваивать материал на разных уровнях. При подборе заданий я учитываю уровень знаний, психологические и возрастные особенности учащихся.
Я считаю, что каждый ребенок по-своему талантлив, просто нам, взрослым, нужно создать условия для их проявления. Не обязательно он должен быть отличником или примерным учеником. Порой слабые дети, дети из неблагоприятных семей, обладают более высокими моральными качествами и, если поддержать такого ребенка, мы можем увидеть в нем очень талантливого, одаренного ребенка в различной области.
В данном отчёте я попыталась рассказать об изменениях в собственной практике. В начале практики по данной программе я имела не четкое представлении того, как буду применять все модули на уроках, особенно когда приближается конец учебного года, было бы правильно проводить исследование с начала учебного года. В целом, безусловно данная программа является источником, который позволяет усовершенствовать педагогический процесс.
В результате взаимодействия учителя и ученика, ученика и ученика появилась новая волна, не побоюсь этого сказать волна связи, более тесной и полной, как для учащегося, так и для меня.
Урок длится 45 минут, и нам зачастую не хватает времени для реализации всего задуманного материала, но теперь я вижу, что со звонком никто из моих учащихся не торопиться покидать класс и каждый знает, что «перемена» - это что- то большее, чем промежуток между уроками, и это уже
перемена…

Используемая литература:

1. Важность диалога в классе // Руководство для учителя стр. 144-145
2. Оценивание для обучения и оценивание обучения// Руководство учителя стр. 161
3. Управление и лидерство в обучении //Руководство для учителя стр. 192
4. Усложнение заданий Руководство учителя стр. 192
Категория: История | Добавил: Крис
Просмотров: 6173 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 5:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru