Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику модуля «Обучение критическому мышлению» в с
2014-03-25, 7:56 AM
Лёвина Кристина Сергеевна учитель истории
ГУ «Средняя школа №19 отдела образовании
акимата города Костаная»

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику модуля «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков.

«Вся жизнь — это эксперимент.
И чем больше вы делаете
экспериментов, тем лучше».

Ральф Уолдо Эмерсон

С понятием «критическое мышление» я неоднократно сталкивалась при изучении нынешней программы, но не совсем понимала, как обучить критическому мышлению учащихся и если это делала, скорее интуитивно, чем осознанно. Изучив модуль «Обучение критическому мышлению» и обсудив его с коллегами и тренером на первом этапе курсов «Лицом к лицу», я стала понимать философию критического мышления.
В литературе сегодня встречается множество определений этого термина, и отнюдь не все они пребывают в согласии друг с другом. Между тем, явление это должно быть одинаково понятно всем: от учительницы начальных классов до преподавателя университета, представителям самых различных этносов и культур, поэтому его определение должно быть гибким. 1
В руководстве для учителя дается следующее определение: критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других.2
Казалось бы «Зачем обучать учащихся критически мыслить?» На этот вопрос я получила ответ на первом этапе курсов III уровня «Лицом к лицу».
Во-первых, вырабатывает собственное мнение на основе осмысления различного опыта и идей.
Во-вторых, критически мыслящий ученик умеет выражать свои мысли ясно и уверенно.
В-третьих, критически мыслящий ученик умеет аргументировать свою точку зрения и учитывать точку зрения других.
В-четвертых, критически мыслящий ученик способен самостоятельно обучаться.
В-пятых, критически мыслящий ученик умеет брать на себя ответственность за собственное обучение.
В-шестых, критически мыслящий ученик умеет участвовать в совместном принятии решения.
В-седьмых, критически мыслящий ученик умеет конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Определив для себя для чего необходимо обучать критическому мышлению, я подошла к следующему вопросу: «Как это реализовать на практике?»
Прежде чем приступить к обучению критическому мышлению своих учеников, я апробировала знания, направленные на решение проблемы. То есть выработала стратегию решения моей проблемы:
Во-первых, изучив теорию по теме: «критическое мышление» в различных источниках, я нашла «фундамент» для составления плана урока - это приёмы технологии развития критического мышления, которые помогают развивать критическое мышление у обучающихся. Эти приёмы стали для меня основой и при выборе заданий, форм и видов деятельности, обучающихся во время урока. Конечно, не все приёмы получалось применить. Но при том многообразии этих приёмов это просто нереально осуществить в течение четырёх уроков.
Во-вторых, планируя каждый урок, я опиралась на модель современного урока, которая состоит из трёх этапов - «вызов-осмысление-рефлексия», подразумевающих развитие критического мышления.
На стадии «вызова» на уроке «Наука и научные учреждения Казахстана в XIX – нач. XX вв.» я использовала прием «мозговая атака», чтобы мотивировать учащихся на приобретение новых знаний. Это был диалог учителя с учениками, - подумайте и запишите, что вы знаете по теме урока, обсудите в группе, почему так решили, аргументируйте свой ответ. Было интересно услышать многих учеников и их суждения, например: «Я могу предположить, то, что наука в Казахстане развивалась, так как в этом была заинтересована Российская империя». Таким образом, отвечая на вопросы, ребята оценили то, насколько они владеют информацией по теме. На стадии «осмысления» использовала метод «Жигсо», ребятам необходимо было в группах обработать и осмыслить новый материал из различных источников: сайтов сети Интернет, учебника, дополнительной литературы. После изучения текста ребята составляли опорный кластер и вопросы. Защитой кластера и получения ответов на вопросы занимались все члены групп, так как по номерам сменяли рабочие места. Было отрадно, что каждый ученик высказался по данному вопросу. На этапе «Рефлексия» ученики дописывали предложения: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я выполнял задания…; я понял, что…
На уроке «Наука и научные учреждения Казахстана в XIX – нач. XX вв.», тема посвящена именно казахским исследователям, на стадии «Вызова» использовала прием «Мозговой штурм», где предложила ребятам ответить на вопросы «высокого» порядка. Вопросы «высокого» порядка направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-либо образом. 3 Например, на вопрос «Как вы считаете, какова роль российских и зарубежных исследователей в исследовании Казахстана в XIX – начале XX вв.» ученики смогли дать полный ответ, аргументировали, делали выводы, почему так считают. На данном уроке, присутствовала кумулятивная форма аргументирования. Ученики смогли конструктивно и доброжелательно отнестись к мнению одноклассников, поняв свои достижения. Многие ребята, когда отвечали на вопросы проявили слишком большую активность. Например, Владимир, отвечая, какова роль ученых, смог привести примеры из дополнительных источников о вкладе ссыльных в изучение края. Ученица Александра наглядно продемонстрировала учащимся труды русских писателей, побывавших в Казахстане (А.С. Пушкине, Л.Н. Толстом, В. Даля). Делая анализ данной работе, могу сказать, что даже один правильно составленный вопрос «высокого порядка» может побудить учеников думать на высоком уровне.
На стадии «Осмысления» главным заданием было создание презентации по теме. Каждая группа, обсудив тему, определилась, о каком деятеле они ее будут создавать. Но чтобы создать презентацию, учащимся было необходимо изучить разные виды источников. На основе изученного отобрать, только самую на их взгляд важную информацию, которую и представить в презентации. В целях взаимооценивания группы обменялись презентациями, которые должны защитить на класс. Хочется отметить, что данное задание позволило проанализировать работу каждой группы и высказать свою точку зрения.
На стадии «Рефлексии» ребятам предложено было практическое задание ПОПС – формула: П – позиция «я считаю…»; О – осмысление «Потому что…»; П – пример «я могу это доказать…»; С- суждение «Делая вывод…». Планируя урок, это задание было одним из важных на уроке потому - что оно позволило оценить то, насколько ученики поняли тему и умеют критически мыслить. Задание было такое: Как вы считаете, почему казахским исследователям легче было заниматься изучением и исследованием Казахстана в XIX – начале XX вв.? При выполнении индивидуальных заданий на применение изученной информации, учащиеся, как правило, критически относились к предоставленным доказательствам и примерам, которые иллюстрировали теорию и доказательство и искали другие виды доказательств и примеров. Всё это свидетельствует о достаточно высоком уровне критического мышления у учащихся данного возраста.
Учащиеся со «средним» уровнем успеваемости при выполнении совместных заданий, как правило, могли доказать и проиллюстрировать теоретический материал из предоставленной информации, но они редко подвергали сомнению доказательства, но приводили свои примеры для иллюстрации доказательств, а, оценивая различные виды доказательств, не всегда выделяли их преимущества и недостатки. При выполнении индивидуальных заданий такие учащиеся опирались на уже изученные доказательства и примеры, иногда упуская детали и требуя большей поддержки со стороны учителя. Все эти наблюдения говорят о том, что у учащихся со «средним» уровнем успеваемости имеется достаточный уровень развития критического мышления.
Критическое мышление у учащихся с «низким» уровнем успеваемости имело низкий уровень развития, это подтверждается следующими моими наблюдениями: при выполнении совместных заданий такие учащиеся демонстрировали низкий уровень навыков наблюдения и анализа информации. Доказательства, как правило, они изучали поверхностно, не реагируя на иллюстрации в виде примеров, или же вообще игнорировали доказательства и рассматривали только примеры, иллюстрирующие эти доказательства. При выполнении индивидуальных заданий учащиеся опирались только на примеры-иллюстрации и готовые алгоритмы, которые они демонстрируют и требовали значительной поддержки учителя при выполнении задания.
На уроке по теме «Чокан Уалиханов – великий казахский ученный» на стадии вызова и осмысления я использовала прием критического мышления «Верите ли вы, что?». Этот прием я применила, так как тема урока ребятам знакома. Хотелось проверить, что ученики уже знают и побудить желание пополнить багаж знаний. После выполнения задания ребята обсудили в группе верные и неверные утверждения. Это дало возможность каждому проанализировать те утверждения, в которых они ответили верно и ответили неверно. Представитель от каждой группы представил те утверждения, в которых сомневались. Вадим от второй группы представил утверждение, в котором они сомневались: «Мы были уверены, что Шокан Уалиханов - путешественник, но не представляли, что ради одной поездки в Кашгар ему необходимо было поменять внешность и имя. Поэтому в этом утверждении ученики ответили неверно, но проработав дополнительные источники, узнали о географическом подвиге». Екатерина от четвертой группы отметила: «Наша группа была уверена, что Шокан Уалиханов был знаком с Ф.М. Достоевским. Но не предполагали, что большую роль в его жизни сыграл П. Семенов – Тян-Шанский. Но, изучив источники, мы выяснили, что благодаря ему, Шокан стал членом Русского географического общества».
Данное задание позволило учащимся проверить то, насколько тема им знакома на основе собственного опыта и имеющихся знаний, а также в процессе изучения текста учебника и дополнительной литературы проанализировать свою работу. На стадии «Рефлексии», чтобы закрепить изученный материал, я предложила ученикам вопросы по Блуму на знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку.
Что позволило оценить понимание учениками темы с целью развития мышления более высокого порядка через постановку вопросов.
На уроке по теме: «Абай Кунанбаев и казахская литература» при проверке домашнего задания применила прием «Жокей и лошадь».
Обучающимся было предложено по 10 вопросов и 20 ответов. Главная задача учащихся - соотнести вопросы с ответами в хронологической последовательности. В ходе этого задания было выявлено насколько саморегуляция является эффективной на данном этапе урока. Учащиеся учатся работать в группах, критически мыслить, используя зону ближайшего развития.
На стадиях «вызова» и «осмысления» применила прием ИНСЕРТ. Этот прием развивает критическое мышление учащихся. Очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, который они маркируют определенными знаками: v- если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняли маркировочную таблицу, состоящую из 4-х колонок, где значки стали заголовками граф таблицы. Причём, заполняли сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко занесли сведения из текста. Прочитав один раз, я предложила учащимся вернуться к своим первоначальным предположениям, вспомнить, что они знали или предполагали по данной теме раньше. Технологический прием таблица "Инсерт" сделали зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы стало обсуждение записей, внесенных таблицу. Хочется отметить, что все ученики справились с данным заданием, но единственное у них не возникло вопросов по тексту. Я сама предложила составить вопросы «высокого» порядка, заполнив графу №4 таблицы. В результате этого дети, заполняя таблицу, самостоятельно составляли вопросы: «Как жизнь Абая связана с тем, что в тот период Казахстан стал колонией Российской империи», «Оцените, хорошо ли Абай Кунанбаев прожил жизнь? Что значит прожить жизнь хорошо?». По составленным учениками вопросам я смогла сделать вывод, что дети научились применять, анализировать и оценивать полученную информацию.
На этапе «рефлексии» я предложила учащимся обыграть ситуацию войти в роль Абая и Чокана. Каждая группа представила своего Абая и Чокана, которые отвечали на вопросы от своих одноклассников, выступивших в роли современной молодежи. Задание было рассчитано на одаренного ученика, но участие в данной работе приняли все активно. Я поняла, что учащиеся научились критически мыслить.
Изучив модуль «Обучение критическому мышлению» и апробировав идеи этого модуля на практике, я поняла, что главное достоинство критического мышления, в том, что оно помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и не только в учебе. Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». 4
Результатом внедрения идей модуля «Обучение критическому мышлению» в мою практическую деятельность стали заметны изменения в проявлении у обучающихся мыслительных операций анализ и синтез, которые являются базовыми для формирования критического мышления, получили своё развитие такие умения как:
 представление информации в виде схем,
 обработка текста,
 построение стратегий решения проблемы,
 общение со сверстниками,
 формулировать вопросы,
 анализировать удачи и промахи,
 адекватно реагировать на высказывания и мнения отличные от их собственных.
Все эти умения позволяют обучающимся выстраивать свою учебную деятельность осмысленно.
Навыки критического мышления позволят в дальнейшем моим ученикам – ДУМАТЬ, РЕШАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ!

Список используемой литературы.
1. Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление?
2. Руководство для учителя стр. 165
3. Руководство для учителя стр. 157
4. http://5ballov.qip.ru/vkontakte/preview/102201
Категория: История | Добавил: Крис
Просмотров: 1706 | Загрузок: 0 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 2:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru