Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

древняя индия
2014-09-21, 8:20 PM
Тема урока: « Древняя Индия»
Цели урока:

1. Формирование представлений учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомство с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.
2. Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.
3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.
Задачи урока:

1. Развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.
2. Формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
3. Развитие интереса к истории мотивации к учению.
Форма урока:

Комбинированный урок: изучение нового материала с элементами групповой работы.
Тип урока:

Урок изучения нового материала.
Методические приемы:

• Словесный.
• Наглядный.
Ожидаемые результаты:

1. Освоение программного материала по теме урока: учащиеся должны уметь называть основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе и основных занятиях жителей Древней Индии.
2. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Индии.
3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Ход урока:

Вступительное слово.

Ребята, многие из вас, также как и я, любят путешествовать. Но, какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.
Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?
Ответ: это Индия.

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой путеводитель. У нас же путешествие будет виртуальным.
Древние греки называли Индию: волшебной, сказочной страной». Почему? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы: каково местоположение Индии, ее природные условия, какие занятия являлись основными для жителей Древней Индии.

Для успеха путешествия, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии.

Работа с картой.

Ученики работают с картой «Древняя Индия». Параллельно они работают с обычной картой в учебнике.

Вопросы и задания по работе с картой:

1. На каком полуострове расположена Индия?
Ответ: на полуострове Индостан.

2. Какими морями омывается этот полуостров?
Ответ: это Индийский океан и Аравийское море.

3. Какие горы расположены на севере Индии?
Ответ: это горы Гималаи – самые высокие горы в мире.

4. Какие реки протекают по территории Индии?
Ответ: это реки Инд и Ганг.

Работа с историческими источниками.

1 группа.
Вопрос: Чем занимались жители Древней Индии?
Прочитав отрывок из произведения древнегреческого историка Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», выясните основные занятия индийцев.
2 группа.
На основании археологического отчета рассказать о хозяйственной жизни города.
3 группа.
Вторжение ариев и образование единого Индийского государства.
4 группа.
Индийские варны.
5 группа.
Буддизм.
6 группа.
Индуизм.

Вопросы и задания.
1. Как особенности географического положения Индии влияли на жизнь ее населения?
Предполагаемые ответы:
1). Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия;
2). Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле;
3). Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов.

2. Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?
Предполагаемый ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.

Дополнение:
Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь льют дожди непрерывно и долину реки покрывают непроходимые леса и болота.

Вопрос: Как называются эти леса?
Ответ: эти леса называются джунгли.

Работа с первоисточниками.

Послушайте отрывок из индийской поэмы « Махабхарата»:

В ветвях деревьев гнездились
Шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду…
В дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
То рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб,
Крокодилов и змей…
И ветви обвивали хвостами,
С криком качались на них
Обезьяны,
По сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя.
Попугаи …

Вот и пришло время ответить на главный вопрос:
Почему греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?
Ответы учащихся.

Оценки за работу на уроке
Ставятся в классный журнал и в дневники учеников.

Домашнее задание: № 18.

Раздаточный материал

Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:
« Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.
Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.
В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.
Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев.
Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда».

Археологический отчет
«Вскрытое поселение занимает площадь около 260 гектаров. Окраины города погребены под илистыми отложениями реки. Все городские здания и стены сделаны из обожженного кирпича. Каменных сооружений не найдено улицы города тянутся правильными параллельными линиями, пересекающимися под прямым углом. ширина главной улицы в некоторых местах превышает 10 метров, дома тесно примыкают друг к другу. Сохранились нижние части домов, остатки лестниц, отверстия в стенах для балок и перекрытий.
Большинство домов в центре города оборудовано водопроводом и даже канализацией. Почти в каждом доме есть специальная комната для омовений. В трубах и водостоках найдено много глиняных фигурок.
Кроме жилых домов, были обнаружены складские помещения, сторожевые башни. В самом центре города возвышались шесть зданий весьма внушительных размеров.
Найдены каменные и глиняные статуэтки, печати-амулеты и талисманы. Самым интересным изображением является группа животных с трехликим рогатым божеством в центре, сидящим на троне с поджатыми под себя ногами.
Найдено более 2 тысяч печатей из камня, меди, глины и слоновой кости. На многих из них есть надписи. В большом количестве найдены медные и бронзовые орудия – топоры, серпы, пилы, долота, ножи, бритвы, мечи-кинжалы, наконечники стрел и копий и множество весовых гирь.

Вся керамическая посуда сделана на гончарном круге. В одном из поселения найден древнейший в мире обрывок хлопчатобумажной ткани».

Вторжение ариев и образование единого Индийского государства.
В начале II тысячелетия до н.э. с северо-запада на территорию Индостана вторглись кочевые племена ариев. Расселяясь по широким просторам Индии, они постепенно переходили к оседлому образу жизни и земледелию. У местных жителей они отбирали земли и заставляли их работать на себя, превратив в своих слуг. Со временем арии смешались с местным населением и составили единый индийский народ. В начале I тысячелетия до н.э. индийцы научились добывать и обрабатывать железо.
Во главе арийских племен, вторгшихся на территорию Индостана, стояли выборные раджи. Постепенно они начинают закреплять за собой власть и передавать ее по наследству, превращаясь в царей. Так в I тысячелетии до н.э. на территории Индии сложилось множество небольших царств, которые постоянно враждовали между собой.
В результате долгих и кровопролитных войн в III веке до н.э. почти вся Индия была объединена под властью царя Ашоки. Но его государство просуществовало недолго и распалось вскоре после смерти царя.

Индийские варны.
Все население Древней Индии делилось на варны. Так назывались группы людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями. Всего было четыре варны: жрецов, воинов, земледельцев и слуг. По легенде, на варны людей разделил главный индийский бог Брахма. Из уст своих он сделал жрецов – брахманов, и поэтому только они могли беседовать с богами. Из его могучих рук вышли воины – кшатрии. Из бедер своих бог создал земледельцев – вайшьев. А из ног, запачканных в грязи, варну шудр – слуг.
Каждый индиец принадлежал к той же варне, что и его отец. Сын жреца, вырастая, становился жрецом, а сын воина – воином. Никто не мог перейти из одной варны в другую. Человек, родившейся в семье земледельца, не мог стать жрецом или воином. Люди из разных варн различались не только занятиями, но и своими домами, покроем одежды и даже ее цветом. Одежда брахманов была белой, кшатриев – красной, земледельцев – желтой. Слуги же одевались в черное.
Строгое разделение индийского общества на варны, члены которых не смешивались между собой, было одной из главных отличительных особенностей древнеиндийской цивилизации.

Буддизм
Некогда в одном царстве на севере Индии у царя родился сын. Ему дали имя Сиддхартха Гаутама. Вскоре мать мальчика умерла, и отец решил сделать всё возможное, чтобы избавить сына от таких жизненных переживаний. Дом вместе с садом был огорожен высокой стеной. Прожив в роскоши 29 лет, Гаутама ни разу не выходил за ворота. Царевич наивно полагал, что всюду живут так же беззаботно, как он.
Однажды, гуляя вместе со слугой по саду, Гаутама обнаружил, что от стены отвалилось несколько камней и в стене образовалось отверстие. Он выглянул в него и увидел дорогу, по которой брел человек. Спина его была согнута, точно он нес какую-то невидимую тяжесть.
- Кто это? Почему он согнулся? – спросил Гаутама у своего спутника.
- Это старец, - ответил слуга, - а согнулся он от прожитых лет.
“Значит, и я буду таким”, - подумал Гаутама.
В другой раз через то же отверстие Гаутама увидел странное зрелище. Четверо несли на плечах носилки, в которых неподвижно лежал бледный человек. Сзади шли мужчины и женщины, слышался плач. Слуга объяснил царевичу, что это умерший и что все люди смертны.
Гаутама узнал о неизбежных болезнях, старости и смерти. Он был пронзен состраданием к людям. Царевич покинул свой дом и пустился в странствия, чтобы познать людские горести. Он появлялся там, где слышались плач и стоны, поил больных, обмывал раны. Для слепых он был поводырем.
Потом Гаутама ушел в горы и стал жить в жалкой хижине. Долго размышлял он о том, как избавить людей от страданий. А когда ему открылась истина, он спустился с гор в долину. Там были люди, словно бы ожидавшие его прихода. Им Гаутама и возвестил истину. С тех пор его стали называть Просветленным – по-индийски Буддой.
Жизнь наполнена страданиями, учил Будда. Причина страданий в невыполнимых желаниях. Все стремятся к счастью, к любви, к богатству, к власти. Для большинства эти желания недостижимы, и это причиняет людям боль. Только поняв ничтожность и невыполнимость человеческих желаний, можно освободиться от страданий, от страха перед болезнями, старостью и смертью. Только этим путем можно достигнуть блаженного состояния успокоенности – нирваны. Будда умер в глубокой старости. Его учение было обращено к простым людям независимо от того, на каком языке они говорили, к какой касте принадлежали, каково было их имущество. Будда утверждал, что достоинство человека не зависит ни от его происхождения, ни от того, богат он или беден. Будда призывал людей не лгать, не посягать на чужое имущество. Но в то же время отказ от желаний означал отказ от борьбы, примирение с несправедливыми порядками.
Со временем почитатели Будды стали считать его богом. Буддизм стал мировой религией
Категория: История | Добавил: 32cfynbvtnhf
Просмотров: 430 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 4:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru