Главная » Файлы » В помощь учителю » История |
2014-12-06, 6:40 PM | |
Разработка урока по предмету «история Казахстана» для 10 класса учителя истории и обществознания Новомихайловской средней школы Сабагановой А.К. Урок - игра «Лидер XXI века» на тему «Казахстан в эпоху каменного и бронзового веков» Цель урока: итоговое обобщение изученного материала посредством применения нестандартных заданий на основе игровой технологии и технологии проблемного обучения учащихся. Образовательная задача: закрепление знаний об особенностях развития человеческого общества в эпоху камня и бронзы на территории древнего Казахстана. Развивающая задача: развитие исторического мышления, аналитических навыков, навыков по применению теоретического объема знаний при выполнении учебных заданий и задач. Воспитательная задача: формирование представления учащихся о древних жителях Казахстана как о представителях древних культурных мировых цивилизаций. Развитие лидерских качеств, подготовка к ЕНТ. Тип урока: урок комплексного применения знаний. Вид урока: урок- игра. Методы обучения: сравнительный анализ, игровой, проблемное обучение. Наглядность: муляжи «Австралопитек», «Питекантроп», «Неандерталец», «Кроманьонец», «Рубило», «Бронзовые орудия труда», учебная карта «Казахстан в эпоху каменного и бронзового веков». Технология обучения: игровая технология и технология проблемного обучения учащихся. Ход урока- игры: I. Организационный момент урока. Вступительная речь учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок истории на тему «Казахстан в эпоху каменного и бронзового веков» мы проведем с целью повторения и закрепления полученных вами на предыдущих уроках по изучению истории древнего Казахстана в эпоху камня и бронзы знаний, умений и навыков в виде игры «Лидер XXI века». - Мы повторим изученный материал. -Вы сможете оценить качество и уровень ваших знаний по данной теме. - Сегодняшний урок позволит нам закрепить знания для успешной сдачи ЕНТ. II. Основная часть урока - проведение игры. Учитель: сегодня вам предстоит выдержать несколько игровых испытаний и первым туром нашей игры будет «Байга». Байга- это конно – спортивное национальное состязание казахского народа. Победителем «Байги» станет ученик, успешно справившийся с заданиями теста. (Учащиеся получают тесты). Время на выполнение – 3 минуты. За каждый верный ответ- 10 баллов. Тест 1. Самый древний тип орудий труда каменного века А. Чоппер Б. Болас 2. Антропологический тип древнего человека на территории Казахстана в нижнем палеолите А. Австралопитек Б. Питекантроп 3. Научное название человека эпохи среднего палеолита – мустье А. Неандерталец Б. Кроманьонец 4. Исследование чего дает главную информацию о жизни древних людей каменного и бронзового веков? А. Изучение орудий труда б. изучение останков людей и животных 5. Наиболее благоприятный регион Казахстана для расселения древнего человека в нижнем палеолите А. Восточный Казахстан, Алтайские горы Б. Южный Казахстан, хребет Каратау 6. Бегазы-дандыбаевская культура относится к периоду А. Ранней бронзы Б. Поздней бронзы 7. Эпоха, когда орудия труда из металла вытеснили каменные орудия труда А. Энеолит Б. Бронзовый век 8. Археологи эпоху неолита называют а. эпохой глиняных горшков б. временем появления домашних животных 9. Главное жертвенное животное у андроновцев А. Вол Б. Конь 10. Археологическое доказательство того, что у андроновцев усиливалась имущественная дифференциация А. Были обнаружены большие курганы с богатыми погребениями Б. Были обнаружены летописи того периода- письменное доказательство об имущественном неравенстве. 11. Бог Солнца у представителей андроновской культуры А. Митра Б. Тенгри 12. Тип древнего человека, возникший приблизительно 35-40 тысяч лет назад и являющийся предком современного человека А. Неандерталец Б. Кроманьонец В. Питекантроп Ключ к тесту «Байга» 1А 2Б 3А 4А 5Б 6Б 7Б 8А 9Б 10А 11А 12Б Учитель: А теперь, внимание. Перед вами правильные ответы (при устной проверке учитель обращается к учащимся с заданием показать муляжи питекантропа, неандертальца, кроманьонца, австралопитека. На доске – картинки с изображением бронзовых орудий труда). 2 тур – Триады. На парте лежат карточки с вопросами. 1) Прародина древнейших людей (Восточная Африка) 2) Первый коллектив древнейших людей (человеческое стадо) 3) 40 т. лет назад человек стал (разумным) 4) Ткацкий станок появился в эпоху (неолит) 5) Глава рода (старейшина) 6) Первый металл, который научились обрабатывать люди (медь) 7) Главное отличие первобытных людей от животных (умение изготавливать орудия труда) 8) Главные занятия первобытных людей (собирательство и охота) 9) Какое занятие возникло из охоты (скотоводство) 10) Кого изображали первобытные люди-художники (животных) 3 тур «Кокпар» Учитель: 3 тур нашего урока- игры называется «Кокпар». Кокпар - это казахская национальная игра, участники которой должны не только добыть тушу козла, но и удержать ее. Вот и вы должны выбрать номинацию и, если вы не знаете правильного ответа, право голоса переходит к соперникам. Стоимость каждой номинации от 10 до 20 баллов. (Это задание позволяет развить речь учащихся, важно не только назвать правильный ответ, но и аргументировать свой ответ). На парте лежат карточки с номинациями. 10 В единстве наша сила 10 Порядок жизни 20 Покровитель 10 «Свет мой, зеркальце, скажи…» 20 Жили-были 10 И все же это люди! 10 Занятия 20 Приспособились 20 «4-лишний» В единстве наша сила: постоянный коллектив родственников, проживающих на общей территории, сообща занимающиеся трудовой деятельностью и делящих добычу на равных условиях. (Род). Порядок жизни: древние люди жили коллективами, совместно трудились, имели общее имущество, не угнетали друг друга. Ученые называют его «золотым веком» в истории человечества. О каком общественном строе идет речь? (Первобытнообщинный строй) Покровитель: Рони- старший, американский археолог так писал об этом покровителе древних людей: «В непроглядную ночь бежали люди, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: он был мертв! Даже в самые тяжелые времена охраняли они его от непогоды, переносили через реки и болота. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жизни были только около него. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин. Заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах и глубине темных пещер. И теперь он мертв!» О каком покровителе идет речь? (Огонь) «Свет мой, зеркальце, скажи…»: вот что пишет академик Алексеев об их внешнем облике: «Очень носаты. Лица почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида». Кого описал академик Алексеев? ( Андроновцев). Жили-были: замечательный памятник эпохи энеолита. Расположен на севере Казахстана. Поселение относится к 3-2 тысячелетию до н.э. , занимает площадь 15 гектаров. Были найдены остатки 158 жилищ. Стены покрывались шкурами животных. В центре жилища располагался очаг. В большом количестве обнаружены кости лошадей, что свидетельствует об их приручении. Назовите эту стоянку. (Ботай). И все же это люди! Похожи на крупную обезьяну: тело покрыто густыми волосами, нижнее конечности длиннее передних. Уже ходили на двух ногах. Не умели разговаривать, только звуками они предупреждали друг друга об опасности. Огонь был случайным и поэтому они его берегли. О каком типе древнего человека идет речь? (Питекантроп) Занятия Реши задачу: археологами на мете одной из стоянок был обнаружен лишь очаг с кучей перегоревших зерен. О каком занятии древнего человека идет речь, если орудия труда не были обнаружены археологами? ( Собирательство) Приспособились! Реши задачу: археологи на одном из участков обнаружили две пещеры. Очаг в одной располагался у входа в пещеру, в другой - в центре. Люди каких периодов жили в этих пещерах? ( Пещера с очагом у входа относится к раннему палеолиту, огонь должен был отпугивать животных, пещера с очагом в центре- более поздняя- средний палеолит, когда в ледниковый период требовалось обогреть жилище). «4-лишний». Найдите среди 4-х стоянок одну, не относящуюся к стоянкам палеолита Арыстанды Борыказган Аркаим ( это город эпохи бронзы) Батпак 4 тур «Понятийное колесо» Учитель: Не стоит с пренебрежением относиться к достижениям древних людей, они выжили и многое из того, чем мы пользуемся сегодня, изобретено именно ими- людьми каменного и бронзового века. Перед вами понятийное колесо, постарайтесь заполнить его достижениями древних обитателей каменного и бронзового века. Примерный ответ учащихся: Цель проведения этого тура- выявление ассоциаций, которые вызывают у учащихся понятия каменный век, бронзовый век. III. Итоги игры. Учитель: ребята, вот и подошло к концу наше интеллектуальное шоу «Лидер XXI века», на котором вы достойно выступили и показали свои знания и умения. По итогам нашей игры, победу со счетом ____ баллов одержал( а) _______. Вручается грамота победителю. ( Учитель отметку «5» ставит победителю игры и ученику, занявшему 2 место, если разрыв в баллах небольшой, остальные получают отметку «4»). История- важнейшая наука, она передает знания, опыт прошлых поколений. А что вы думаете о роли истории, личности, общества в судьбе нашего народа, нашей цивилизации? (Слово учащимся - рефлексия). Учитель: Спасибо за внимание и активную работу на уроке, урок окончен. | |
Просмотров: 1821 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|