Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

урок в 11 классе на тему "Средневековые государства на территории Казахстана в 13- 15в"
[ Скачать с сервера (225.2Kb) ] 2014-12-27, 8:27 AM
Карагандинская область Шетский район п.Агадырь
учитель истории Мукеева Жанар Абикеновна
Тема: Средневековые государства на территории Казахстана в 13- 15 вв.
Цель урока: сформировать целостное знание у учащихся о государствах, существовавших на территории Казахстана в 13- 15 вв.
Задачи урока:
Образовательная – способствовать закреплению знаний о средневековых государствах в Казахстане в 13- 15 вв.и запоминанию важных событий и данных на основе различных видах работ.
Развивающая – способствовать развитию навыков выделения причинно-следственных связей, применения логические операции в выполнении заданий, логического мышления.
Воспитательная – способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности и нравственности
Форма урока: Семинар
Оборудование: Карта Казахстана, карточки с заданиями, таблица.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Новая тема.
4. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Разминка «Угадайка». На доске наклеены фигурки, на обратной стороне которых вопросы. Учащиеся должны ответить на них. А отбор в ту или иную группу происходит по цветам фигурок.
Раздать классу ватманы, маркеры, стикеры, ножницы, клей и т.д.
2. Проверка домашнего задания.
3. Новая тема.
Задание 1.
Предложить учащимся на скорость написать все средневековые государства 13-15вв на территории Казахстана в хронологически правильной последовательности по времени существования. (Задание 1 в рабочей тетради)
Правильный ответ:
1) Золотая Орда
2) Ак Орда
3) Моголистан
4) Ногайская Орда
5) Ханство Абулхаира
Задание 2.
Далее раздать шаблоны карты Казахстана и предложить написать все эти государства в той части карты, где они существовали.
Правильный ответ:


Задание 3.
Игра «Угадай государство».
В ящике лежат свитки. С каждой группы выходит один ученик, выбрав свиток возвращается на место. В свитке находится отрывок о государстве, которое должны разгадать ученики. Кто разгадывает подает сигнал.
Отрывки:
1. «Это государство во второй половине 13в стала независимым от Монголии. Народы Северного Кавказа, русские княжества, часть государств Восточной Европы признали свою зависимость от этого государства и вынуждены были платить ей дань. Один из правителей этого государства заключил Византией мирный договор, способствующий установлению торговых отношений между ними. Это государство выпускало свои монеты. Здесь был распространен ислам. Главным языком был кыпчакский. В результате междоусобиц, смены власти и частых нападений соседних государств, это государство ослабевает и прекращает свое существование.»
(Золотая Орда)
2. «Это государство населяли тюркоязычные племена, которые впоследствии сформируют казахскую народность. В столице выпускались свои монеты. Жителей называли «узбеками». Правители этого государства длительное время вели упорную борьбу за самостоятельность и отделение от другого государства. Из-за агрессивной политики соседних государств и междоусобиц это государство ослабевает и в итоге прекращает свое существование.»
(Ак Орда)
3. «Главные племена этого государства: дулаты, усуни, канлы. Правила династия чагатаидов. Хану помогали править улусбеки. Один из правителей этого государства сделал ислам государственной религией и насильно обращал в ислам население. На государство были частые набеги соседних государств. В Батпактинской битве («Грязевая битва») это государство одержало победу. Но позднее государство ослабеет из-за частых войн с другими государствами и в итоге распадется на несколько независимых владений.»
(Могулистан)
4. «Главное племя этого государства – мангыты. Это государство обособляется от Золотой Орды. Один из правителей этого государства имел титул «беклар – беги» - «великий бек» и имел неограниченную власть. Во главе улусов и тюркских племен стояли мурзы. Но в начале 16в государство приходит в постепенный упадок и распадается на части. Часть этого государства вошла в Младший жуз.»
(Ногайская Орда)
5. «Это государство просуществовало не долго. Основное население государства кыпчаки. Правитель этого государства вел захватнические войны, захватив значительные территории. Но после поражения ойратам, государства ослабло. Кроме этого совершил неудачный поход против своих «мятежных» султанов в результате которого умер. В итоге государство перестало свое существование как самостоятельное.»
(Ханство Абулхаира)
Задание 4.
Далее учащиеся выполняют задание 2 на стр в рабочей тетради и одновременно на ватмане. А именно заполняют таблицу по тому государству, которое разгадали.
Ответы:
Название государства Золотая Орда Ак Орда
(с конца XIV в. земли Ак Орды назывались Узбекским улусом) Могулистан Ханство Абулхаира
(Узбекский улус, Узбекское ханство, Улус Шайбани,
Улус Абулхаира) Ногайская Орда
(Мангытский юрт,
государство мангытов)
Хронологические рамки середина XIII – середина XV вв Вторая четверть XIV в. – первая четверть XV в. Середина XV – начало XVI вв. 1428-1468 XIV-XVI вв.
Территория Восточный Дешт-и-Кыпчак, Хорезм, Западная Сибирь, от Иртыша до Днестра Восточный Дешт-и-Кыпчак, Южный, Центральный, частично северо-Восточный Казахстан Юго-восточный Казахстан, земли киргизов От Иртыша до Волги и Яика, нижнее течение Сырдарьи, побережье Арала Междуречье Яика и Волги
Столица Сарай-Бату (вблизи Астрахани)
Сарай-Берке (вблизи Волгограда) Сыгнак Алмалык Тура, Орда-Базар, Сыгнак Сарайчик
Система административного деления и управления Гражданская власть более мелких владений находилась в руках местных правителей, называемых маликами. Правитель – хан, во главе дивана (центрального органа исполнительной власти, ведавшего финансами, налогами, внутренней жизнью государства) стоял визир, в городах и подчиненных улусов сбором налогов и дани занимались даруги и баскаки, армией и дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек Улусная система. Ханская власть передавалась по наследству. Хан опирался на Совет. Верховный орган ханской власти - Курултай Улусная система. Ханская власть передавалась. Хан опирался на Совет улусбеков, эмиров, беков, биев. Верховный орган ханской власти - Курултай Улусная система. Ханская власть передавалась. Хан опирался на Совет улусбеков, эмиров, беков, биев. Верховный орган ханской власти - Курултай Улусная система. Во главе государства – князь. Улусы возглавляли мурзы
Правители Бату-хан, Берке-хан, Менгу-Темир-хан, Узбек-хан, Жанибек-хан
Орда Ежен, Шайбат, Сасы Бука, Мубарак-хан, Урус-хан, Барак-хан Потомки Чагатая, Пуладчи, Тоглук-Тимур, Мухамедхан, Жунус-хан, Абдар-Рашид, Ильяс-Ходжа, Есен-Буга Потомки Шайбани, Абулхаир-хан, Бурундук, Шайх-Хайдархан, Махаммад Шайбани Ногай, Едыге, Нур ад-дин, Муса мырза, Жанбыршы
Образовалось в результате Одно из крупных государств, создано на месте улуса Джучи.
Распада Золотой Орды Распада улусу Чагатая. Восточная часть улуса Чагатая стала называться Могулистан Ослабления и распада Ак Орды Обособление ногаев от Золотой Орды, политической деятельности Едыге бия
Причины распада Борьба народов, входящих в состав государства, за самостоятельность и за независимость
• Междоусобная борьба за власть
• В 1389, 1391, 1395 гг. опустошительные набеги эмира Тимура
• Народности полиэтнического государства не смогли жить в согласии и взаимопонимании Борьба между потомками Джучи хана. Нападения эмира Тимура, борьба за трон Междоусобицы. Неоднократные нашествия войск эмира Тимура и его потомков. Междоусобицы. Династийные распри, поражение в войне с ойратами Междоусобицы. Присоединение Казанского и Астраханского ханств к России
Племена кыпчаки, найманы, кереиты, уаки, коныраты и др. Монголы были в меньшинстве, кыпчаки в большинстве Кыпчаки, усуни, найманы, аргыны, карлуки, кереиты, кангию, конраты, мангыты и др. Дулаты, кангюи, усуни, аргыны, жалаиры, баяри, барласы, арлат, сорас, карлуки и др. Найманы, буйруки, карлуки, кият, мангыт, украш-найман, конрат, шайбаниды, каракалпаки Тайбуга, мангыты (ногай)

После подготовки каждая группа выступает и защищает свои ответы на ватманах, остальные группы слушают и исправляют ошибки, заполняют оставшуюся часть таблицы.
4. Рефлексия.
«Калейдоскоп». Каждый участник на карту Казахстана наклеивает стикер, на котором написана любая дата, касающаяся данной темы и объясняет ее.
5. Домашнее задание.
Выполнить задание в рабочей тетради
Категория: История | Добавил: Жанчик | Теги: урок средневековые государства Каза, история Казахстана
Просмотров: 611 | Загрузок: 58 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru