Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Тема урока: Появление в Казахстане государства и его развитие
2015-02-18, 9:30 AM
Тема урока: Появление в Казахстане
государства и его развитие
Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о появлении государства в Казахстане и его развитии.
Задачи:
Дидактические:
- повторить и закрепить знания о появлении и развитии на территории Казахстана первых государств; о ханствах, существовавших в XIV-XVвв. на территории Казахстана; об образовании и развитии Казахского ханства в XV – XVIII вв.
- повторить и закрепить понятия: империя, жабгу, буруки и тарханы, шад, тат, икта, инжу, вакф, мульк, малик, тагар, калан, ушур, закят, харадж, бадж, сыбага.

Развивающие:
-способствовать развитию навыков логического мышления, памяти учащихся;
-развивать умение аргументировать свой ответ;
-развивать у учащихся навыки культуры речи;
-способствовать развитию познавательного интереса учащихся;
-развивать умение слушать друг друга.

Воспитательные:
-воспитание интереса к учебе, предмету;
-воспитание самостоятельности, аккуратности, вежливости, трудолюбия, работоспособности, внимания, патриотизма;
-воспитание ответственности за учёбу.

Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний
Вид урока: игра-конкурс
Оборудование: календарно-тематическое планирование, план урока, доска, учебник «История Казахстана», С.Жолдасбаев. Алматы: Мектеп, 2010 с. 82-110, мультимедийный проектор, карточки с заданиями

ХОД УРОКА
1.Орг.момент: проверка готовности учащихся к уроку, приветственное слово, сообщение темы и целей урока, настрой учащихся на работу.
2. Ход конкурсной игры
1 тур – «Вопрос за вопросом»
2 тур – «Тестирование»
3 тур – «Вставь пропуски»
4 тур – «Заполни таблицу»
5 тур – «Верно, или неверно?»
6 тур – «Отгадай кроссворд»
7 тур – «Найди пару»

1 тур «Вопрос за вопросом» по теме «Государство в кочевом обществе».
Ваша задача повторить материал о государстве в кочевом обществе. Я буду задавать вопросы командам по очереди, за каждый правильный ответ вы зарабатываете 1 балл. Если команда затрудняется ответить, вопрос переходит к команде соперников.

Вопросы 1-й команде:
1. Сколько форм скотоводства развивалось на территории Казахстана с древности? (3 формы скотоводства)
2. На Мангистау, в Западном и Центральном Казахстане, а также частично в горной местности развивался этот вид скотоводства? (кочевое скотоводство)
3. Сколько видов оружия должен был иметь сакский воин? (5 видов оружия)
4. Неолит – это? (новый каменный век)
5. Культура бывает двух видов? (материальная и духовная)
6. Геродот называл «скифами» именно их? (саки)
7. Начиная с VII в. до н.э. орудия труда древние жители Казахстана стали делать из этого материала? (железо)
8. «Сильный, крепкий, вдохновенный» - это значение слова «казах» по его словам? (Ч. Валиханов (учёный))
9. Головные уборы саков были остроконечными, обувь без каблуков, кафтаны короткие, до колен, ремней не носили, штаны были длинные, узкие. Где они носили кинжал? (справа)
10. Что означает с персидского языка Дешт-и-Кыпчак? (Степь кыпчаков)

Вопросы 2-й команде:
1. Как можно узнать по археологическим раскопкам о наличии в обществе классовой структуры?
2. В Семиречье, Восточном Казахстане и на Западном Алтае был развит этот вид скотоводства? (полукочевое скотоводство)
3. В Южном Казахстане особенно широко развивался этот вид скотоводства? (оседлое скотоводство)
4.Какие виды оружия должен был иметь сакский воин? (пику, топор, лук, саблю, кинжал)
5. «Золотой человек» найден в этом кургане? (Иссыкский курган)
6. Главный бог, в которого верили кочевники? (Солнце)
7. Эта религия стала распространяться в Казахстане начиная с X века? (ислам)
8. «Казах» с тюркского языка – это? (вольный человек)
9. По сведениям Ш.Кудайбердиева предками казахов является «алаш», что в переводе означает? (пёстрый)
10. Как называли кыпчаков русские летописи 11 в.? (половцы)
2 тур «Тестирование» по теме «Ранние государства в Казахстане» (гунны, усуни, канлы)

Назовите ранние государства в Казахстане? (Гунны, Усуни, Канлы). Ваша задача вспомнить, всё, что мы изучили про эти государства и правильно ответить на предложенные тесты.

1. В китайских источниках об этих племенах упоминают, начиная с I тыс. до н.э.:
А) гунны Б) усуни В) канлы

2. Китайские летописи впервые упоминают о них в конце II в. до н.э.:
А) гунны Б) усуни В) канлы

3. По сведениям китайских историков они отличались любовью к музыке и танцам:
А) гунны Б) усуни В) канлы

4. Они делились на 24 рода, во главе стоял старейшина:
А) канлы Б) усуни В) гунны

5. В их государстве насчитывалось более 120 тыс.семей:
А) гунны Б) канлы В) усуни

6. Это государство было расположено в Южном Казахстане, столицей был город Битянь:
А) усуни Б) гунны В) канлы

7. Система руководства в этом государстве делилась на восточную и западную, ими руководили малые князья:
А) канлы Б) гунны В) усуни

8. Их столицей был город Шигу (Чигу), первое лицо в государстве – кунби:
А) усуни Б) канлы В) гунны

9. Кауыншынская, жетиасарская, отраро-каратауская – это виды культуры в их государстве:
А) канлы Б) усуни В) гунны

Ключ:
1-А
2-Б
3-В
4-В
5-Б
6-А
7-Б
8-А
9-А

Тестирование:

1. В китайских источниках об этих племенах упоминают, начиная с I тыс. до н.э.:
А) гунны Б) усуни В) канлы

2. Китайские летописи впервые упоминают о них в конце II в. до н.э.:
А) гунны Б) усуни В) канлы

3. По сведениям китайских историков они отличались любовью к музыке и танцам:
А) гунны Б) усуни В) канлы

4. Они делились на 24 рода, во главе стоял старейшина:
А) канлы Б) усуни В) гунны

5. В их государстве насчитывалось более 120 тыс.семей:
А) гунны Б) канлы В) усуни

6. Это государство было расположено в Южном Казахстане, столицей был город Битянь:
А) усуни Б) гунны В) канлы

7. Система руководства в этом государстве делилась на восточную и западную, ими руководили малые князья:
А) канлы Б) гунны В) усуни

8. Их столицей был город Шигу (Чигу), первое лицо в государстве – кунби:
А) усуни Б) канлы В) гунны

9. Кауыншынская, жетиасарская, отраро-каратауская – это виды культуры в их государстве:
А) канлы Б) усуни В) гунны

3 тур «Вставь пропуски» по теме «Империи в раннем средневековье» (Тюркская, Западнотюркская)

Назовите империи раннего средневековья? (Тюркская, Западнотюркская). Ваша задача вспомнить историю образования и развития этих империй и вставить пропуски в предложенный текст.

1. Слово «империя» произошло от латинского слова imperium, что означает «держава».
В 552 году каган Бумын основал Тюркскую империю, которая занимала обширную территорию в Центральном Казахстане, Семиречье и Средней Азии. Столицей империи стал город Суяб. Помощником кагана был жабгу, т.е. главный визир. Наследник престола в Тюркской империи назывался тегин. Важную роль в империи играл чиновник, который ведал землёй и водой, а называли его шад. Большинство жителей Тюркской империи составляли скотоводы (чернь), которых называли кара будун. Основным занятием жителей Тюркской империи было скотоводство, разводили в основном два вида скота: овец и лошадей. Пленники, захваченные в войнах с соседями, становились рабами в Тюркской империи, а назывались они таты. Распалась Тюркская империя в 603 году.

2. Слово «империя» произошло от латинского слова imperium, что означает «держава».
В 603 году каган Або основал своё государство – Западнотюркскую империю (Западнотюркский каганат). Территория империи простиралась от Джунгарии до Сырдарьи и от Центрального Тянь-Шаня до Семиречья. Столицей стал город Суяб. Основными племенами в Западнотюркском каганате считались 5 племён дулу и 5 племён нушеби, поэтому Западнотюркскую империю по-другому называли «Он ок будун». Военное искусство в империи было на высоком уровне, военачальников называли тумены. Если среди жителей империи возникал спор, то справедливости искали у буруков и тарханов, которые решали судебные дела. Скотоводов в Западнотюркской империи называли кара будун, они занимались разведением лошадей и овец. Всю «грязную» работу в империи выполняли таты, т.е. рабы. Просуществовала Западнотюркская империя 101 год и распалась в 704 году.

«Вставь пропуски» Империи в раннем средневековье (Тюркская, Западнотюркская)

1. Слово «империя» произошло от латинского слова imperium, что означает «__________________».
В _________ году каган ___________ основал Тюркскую империю, которая занимала обширную территорию в Центральном Казахстане, Семиречье и Средней Азии. Столицей империи стал город _____________. Помощником кагана был __________, т.е. главный визир. Наследник престола в Тюркской империи назывался ___________. Важную роль в империи играл чиновник, который ведал землёй и водой, а называли его __________. Большинство жителей Тюркской империи составляли скотоводы (чернь), которых называли _________________. Основным занятием жителей Тюркской империи было скотоводство, разводили в основном два вида скота: ___________ и ______________. Пленники, захваченные в войнах с соседями, становились рабами в Тюркской империи, а назывались они _________. Распалась Тюркская империя в ________ году.

2. Слово «империя» произошло от латинского слова imperium, что означает «__________________».
В ________ году каган ___________ основал своё государство – Западнотюркскую империю (Западнотюркский каганат). Территория империи простиралась от Джунгарии до Сырдарьи и от Центрального Тянь-Шаня до Семиречья. Столицей стал город ______________. Основными племенами в Западнотюркском каганате считались 5 племён дулу и 5 племён нушеби, поэтому Западнотюркскую империю по-другому называли _____________________. Военное искусство в империи было на высоком уровне, военачальников называли _______________. Если среди жителей империи возникал спор, то справедливости искали у __________ и __________, которые решали судебные дела. Скотоводов в Западнотюркской империи называли _________________, они занимались разведением _____________ и ____________. Всю «грязную» работу в империи выполняли ___________________, т.е. рабы. Просуществовала Западнотюркская империя 101 год и распалась в __________ году.

4 тур «Заполни таблицу» по теме «Ханства на территории Казахстана в XIV-XV вв.» (Ак Орда, Ханство Абулхаира, Ногайская Орда, Моголистан).

Вы знаете, что после распада Монгольской империи на территории Казахстана появились новые государства, созданные местными этническими группами, это Ак Орда, Ногайская Орда, Ханство Абулхаира и Моголистан. Ваша задача заполнить схемы по образованию этих государств.

Ак Орда
(В 20-е гг. XV века Ак Орда распалась на две части: Ханство Абулхаира и Ногайская Орда) Ханство Абулхаира Ногайская Орда Моголистан
Кто: Орда Еджен Абулхаир (в 17 лет)
Едиге хан Тоглук – Тимур (распространял ислам)

Когда: XIII в. 1428г. (20-е гг. XV в.)
конец XIV в.
сер. XIV

Территория: Восточный Дешт-и-Кыпчак
Восточный Дешт-и-Кыпчак
Северо-запад Казахстана
Семиречье, Восточный Туркестан, Киргизия

Столица: г. Сыгнак
г. Сыгнак
г. Сарайчик на р. Яик
г. Алмалык

Заполни таблицу
Ак Орда

Ногайская Орда Моголистан
Кто: Орда Еджен Абулхаир (в 17 лет)
Тоглук – Тимур (распространял ислам)

Когда: 1428г. (20-е гг. XV в.)
конец XIV в.

Территория: Восточный Дешт-и-Кыпчак

Северо-запад Казахстана
Семиречье, Восточный Туркестан, Киргизия

Столица: г. Сыгнак




5 тур «Верно, или неверно?» по теме «Казахское ханство в XV-XVII вв.».

Одна из важных тем, которую мы изучили – это образование и развитие Казахского ханства. Ваша задача вспомнить изученный материал и правильно ответить на предложенные утверждения по этой теме.

Верно, или неверно?
1. Казахское ханство было образовано в XVI в. (XV в.)
2. Первым ханом Казахского ханства стал Жанибек, потому что он был старше. (Керей)
3. Территория, на которой изначально было образовано Казахское ханство это - Восточное Семиречье, долины рек Чу и Талас. (Западное Семиречье)
4. Население Казахского ханства в середине XV в. составляло 500 тыс. человек. (200 тыс.чел.)
5. Историка, который в своей работе «Тарих-и-Рашиди» описал процесс образования Казахского ханства, звали Геродот. (М. Х. Дулати)
6. Хан Тауке во время правления Казахским ханством сделал столицей город Туркестан.
7. Хан Жангир все годы своего правления Казахским ханством вёл борьбу с джунгарами.
8. «Жеты жаргы» - свод законов, который появился в Казахском ханстве во время правления хана Тауке.
9. По «Жеты жаргы» преступлениями в Казахском ханстве считались: убийство, насилие, издевательство, воровство, неуважение к родителям.
10. По «Жеты жаргы» права и свободы в Казахском ханстве были только у женщин.
11. В период правления ханов Касыма и Бурундука к Казахскому ханству были присоединены города Отрар, Ташкент, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Созак.
12. Хан Хакназар во время правления установил дружественные взаимоотношения Казахского ханства с русским государством.

Верно, или неверно?
1. Казахское ханство было образовано в XVI в.
2. Первым ханом Казахского ханства стал Жанибек, потому что он был старше.
3. Территория, на которой изначально было образовано Казахское ханство это - Восточное Семиречье, долины рек Чу и Талас.
4. Население Казахского ханства в середине XV в. составляло 500 тыс. человек.
5. Историка, который в своей работе «Тарих-и-Рашиди» описал процесс образования Казахского ханства, звали Геродот.
6. Хан Тауке во время правления Казахским ханством сделал столицей город Туркестан.
7. Хан Жангир все годы своего правления Казахским ханством вёл борьбу с джунгарами.
8. «Жеты жаргы» - свод законов, который появился в Казахском ханстве во время правления хана Тауке.
9. По «Жеты жаргы» преступлениями в Казахском ханстве считались: убийство, насилие, издевательство, воровство, неуважение к родителям.
10. По «Жеты жаргы» права и свободы в Казахском ханстве были только у женщин.
11. В период правления ханов Касыма и Бурундука к Казахскому ханству были присоединены города Отрар, Ташкент, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Созак.
12. Хан Хакназар во время правления установил дружественные взаимоотношения Казахского ханства с русским государством.
6 тур «Отгадай кроссворд» по теме «Налоги и виды земельных владений в Казахском ханстве».

Ни одно государство не может существовать без налогов. Так? Отгадав кроссворд, мы вспомним, какие налоги, а также, какие виды земельных владений существовали в Казахском ханстве.

По горизонтали:
1. Икта – государственная земля
2. Ушур (налог с числа душ)
3. Тагар (налог для обеспечения военных продовольствием, брался натурой)
4. Яик (название Урала в средние века)

По вертикали:
1. Мульк – частновладельческие земли
2. Инжу – ханские земли
3. Закят (налог с поголовья скота)
4. Калан (налог с площади земли)
5. Харадж, бадж (налог с осёдлых земледельцев)
6. Сыбага, согым, сауын (налог с кочевников-скотоводов)
7. Вакф – земли мусульманских учреждений и духовенства


К А З А Х С К О Е Х А Н С Т В О
а а а ы
к л р б
я а а а
и к т а н д г в
н ж т а г а р
м ж к
у ш у р ф
л
ь
я и к



7 8 9 10


6
1 11
3
5
2


4


7 тур «Найди пару» по теме «Общественный строй Казахского ханства в XV-XVIII вв.»

Вспомнив, как было устроено Казахское ханство в XV-XVIII вв. вы с лёгкостью подберёте пару к первому столбику таблицы со второго столбика.

1. Хан А) глава улуса 1-Г
2. Тат Б) человек разумный 2-З
3. Ак суйек В) чёрная кость 3-К
4. Закят Г) верховный правитель 4-И
5. Султан Д) сборщик налогов 5-А
6. Homo sapiens Е) пёстрый 6-Б
7. Кара суйек Ж) раб 7-В
8. Малик З) вольный человек 8-Д
9. Алаш И) налог с поголовья скота 9-Е
10. Казах К) белая кость 10-З

Найди пару
1. Хан А) глава улуса
2. Тат Б) человек разумный
3. Ак суйек В) чёрная кость
4. Закят Г) верховный правитель
5. Султан Д) сборщик налогов
6. Homo sapiens Е) пёстрый
7. Кара суйек Ж) раб
8. Малик З) вольный человек
9. Алаш И) налог с поголовья скота
10. Казах К) белая кость

3. Подведение итогов, выставление оценок.
4. Дом.задание: написать эссе «Путешествие в Казахское ханство».
Категория: История | Добавил: Anna9934
Просмотров: 1709 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 4:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru