Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Рефлективный отчет В-2 по одному уроку (история Казахстана, 8 класс)
2015-02-24, 3:37 PM
Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии
последовательных уроков.

« Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить
ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому».
Жан-Жак Руссо
Обучаясь «Программе курсов повышения квалификации педагогических работников третьего уровня, я углубленно изучил семь моделей обучения. В основу программы заложена конструктивистская теория обучения. Она базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, от сверстников, от учебников. Большинство сторонников конструктивисткой теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний не способствует ни успешному их освоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися [1,стр.110]
Основываясь на конструктивистские каноны преподавания, я организовал занятия в соответствие с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатывались таким образом, чтобы ученикам предоставлялась возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. В случае того, что все мои коллеги будут опираться на конструктивистскую теорию обучения то, как итогом станет что наши учащиеся станут независимыми, само мотивированными, уверенными в себе и в своих знаниях и навыках, увлечёнными, будут критически мыслить, компетентными в сфере информационных технологий, способными к конструктивному диалогу в различных аудиториях, успешных к функционированию в современном мире.
Для того чтобы провести современный, грамотный, эффективный урок нужно тщательная подготовка. Каждый учитель должен уделить особое внимание целеполаганию, мотивации, созданию коллаборативной среды, подбору материала и заданий, оцениванию, рефлексии и т.д.
Вооружившись всем арсеналом знаний, полученным в ходе обучения на первом этапе «Лицом к лицу», я приступил к разработке серии из четырех последовательных уроков. В каждый урок я старался внедрить все семь модулей программы.
В данном отчете мне бы хотелось проанализировать свой урок из серии последовательных уроков на тему «Казахская поэзия и музыка в XIX веке» в 8 классе. Цель урока: познакомиться с особенностями поэтической и музыкальной культуры казахов ХIХ века. Также я ставил задачи урока:
-сформировать знания о музыкальных традициях и поэтах19 века
-воспитывать патриотизм, интерес к событиям отечественной истории, толерантность
-развивать навыки критического мышления, умение отвечать на вопросы, критически оценивать исторические события и факты.
Я выбрал именно 8 класс, так как количественный состав данного класса дает возможность проводить групповую работу (группа 4-5 человек).
Далее я поставил перед собой цели развивать в учениках навыки работы в группах и в парах, умению объективно оценивать себя и друг друга, критически мыслить, рассуждать. Для решения поставленных целей и задач планировал применить идеи семи модулей Программы.
Одним из самых важных этапов урока было создание коллаборативной среды через стратегию «Физминутка с пандой»
и стратегию «Геометрическая фигура» для деления класс на группы. Эти стратегии способствовали созданию дружественной и открытой атмосферы на уроке.


Создание коллаборативной среды на уроке.
Для уточнения темы урока и определения цели урока учащимся было предложено прослушать аудиоматериал, после чего, они должны были обсудить и озвучить, чем мы будем заниматься на данном уроке. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. Думаю, если мы будем делать это систематически, то они научатся правильно выражать свои мысли.
Одним из качеств, необходимых современному ученику, является умение критически мыслить. На мой взгляд, критическое мышление является одним из основных семи модулей Программы наших курсов. Само это понятие означает «мышление о мышлении», когда в результате наблюдения и осмысления какой-либо информации, анализа и принятия решения приходишь к выводу, пониманию. Ученый Александер через несколько подходов в общении с учащимися определил важные факторы обучения. Это обсуждение, диалог и аргументация [1, стр.156]. Диалогическое обучение является коллективным (ученики и учителя совместно обращаются к изучению задач), способствующим взаимообучению (учащиеся и учитель слушают друг друга, разделяют точки зрения друг друга, рассматривают альтернативные варианты) и поддерживающим (ученики свободно формулируют идеи, могут говорить без страха, смущения из-за «неправильного» ответа и помогают друг другу достигнуть сотрудничества, взаимопонимания) [1, стр.157].
Использование модуля «Обучение критическому мышлению» я проводил с помощью стратегий «Фишбоун», Девятигранный бриллиант», «Дерево предсказаний». Это был последний урок из серии последовательных уроков, и на нем я решил ограничить выбор стратегий. Поэтому группам было предложено лишь три стратегии, которые достались им по слепому жребию. Далее проводилась работа в группах над составлением постеров по темам « Казахские акыны и композиторы», «Казахские поэты» «Роль музыки и поэзии в жизни казахов». А также через стратегию «синквейн». В прошлом учебном году в данном классе я уже применял данную стратегию, поэтому я не тратил дополнительное время, на то чтобы объяснить детям что такое «синквейн».
.
Работа в группе.
Для регламента времени я вывел на интерактивную доску обратный таймер. Это позволяет ученикам во время заканчивать свое задание, помогает контролировать ход выполнения задания и учить правильно и рационально использовать время. Этот момент работы оказался на уроке самый шумный, но очень интересный. Моя задача на данном этапе уроке была постоянно правильно направлять, координировать ребят. Групповая форма работы позволило мне услышать множество интересных мнений, суждений. Ученики с удовольствием обсуждали, задали друг другу вопросы. Полученные ранее знания выводятся на новый уровень осмысления и становятся теперь базой для усвоения новых знаний. Ребята учились критически подходить к пониманию новой информации. Положительный момент в обсуждениях в группе, когда ученики сталкиваются с многообразием мнений, когда выслушивают различные точки зрения, другие подходы, но все - таки им необходимо было выбрать единственный вариант. Это дает им толчок двигаться, искать, стремление найти более приемлемый вариант. После того как постеры были готовы, группы определили кто же будет защищать постер от группы. Защита прошла продуктивна, презентующие говорили четко и грамотно, некоторые отвечали на
вопросы своих одноклассников. .
Защита постеров.
В начале урока, при делении на группы, мной были определены эксперты. Ими были наиболее успевающие ученицы Сания и Ксения. У девочек было совершенно иная задача, нежели чем у класса. Они работали в паре, в то время когда группы работали над составлением постеров, девочки изучали материал и формулировали критерии, по которым они будут оценивать каждую группы. Также Сания и Ксения выработали свою пятибалльную шкалу оценивания. Меня как учителя, очень порадовало, что девочки с успехом справились со своим заданием, и очень понравились их выработанные критерии оценивания. Например, «речь презентующего», «доступность информации», «эстетика оформления постера», «значимость информации», «работа в группе», «оригинальность синквейна». Таким образом, на данном уроке я внедрил модуль «Оценивание для обучения и оценивания обучению». Было заметно, что детям нравится оценивать, как и себя, так и друг друга. Я был даже несколько удивлен тем, что оценки были объективными, я полностью согласился с девочками-экспертами. «Оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своем языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и просто наблюдать» [2, стр73]. Группа Реформы Оценивания (2002) определила: «…учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать» [1, стр.163].
На уроке кроме формативного оценивания, присутствовало и суммативное оценивание. На этапе закрепления ученикам был предложен мини-тест по пройденной теме, ключ от которого выводился на доску. Затем ребята обменялись тетрадками, проведя взаимооценивание.
Обязательным этапом такого урока стала рефлексия, когда ребята оценивали свою работу на уроке и делали выводы, писали свои впечатления на стикере по стратегии «Слово дня». Каждый ученик должен был проанализировать свое участие в работе класса и группы, свое понимание материала, усвоение темы урока. Объективно оценив себя, он должен был ответить на вопросы по листу самооценки. Мне понравилось, что на данном этапе ребята отнеслись со всей ответственностью, некоторые честно заявили, что могли бы работать лучше, один ученик написал, что ему было непонятно, кто-то признался, что ему было не комфортно работать в группе. Но в целом, проанализировав после урока листы ответов, можно сделать вывод о том, что впечатления у детей после моей серии последовательных уроков положительные. Меня это приятно удивило!
Что дает данная стратегия? Во-первых, повышается эффективность восприятия новой информации. Во-вторых, повышается мотивация обучения, качество образования. В-третьих, ребята учатся критически мыслить. В-четвертых, приобретается умение сотрудничать, «слушать» и «слышать» друг друга. Продолжать можно долго, но главное здесь – это доверительные отношения, обоюдное желание, атмосфера добра и со стороны учителя, как наставника, и со стороны ученика.
В конце урока было дано домашнее задание всему классу. Было предложено выбрать одного из музыканта или поэта и приготовить о нем доклад. Здесь я ребят не ограничивал. Это могла быть презентация, либо реферат, доклад и т.д.
Мой анализ урока:
Я пришел к выводу о том, что сам по себе создание коллаборативной среды в начале урока играет важную роль, во - первых дети воспринимают ее с радостью и затем настраивает ребят на позитивное отношение друг к другу, создает атмосферу дружбы и открытости. Для себя я решил, что в дальнейшей практике буду его использовать на каждом уроке.
Стратегия «Мозговой штурм» при определении темы, задач урока сработал на сто процентов. Прослушав аудиоматериал, ребята стали высказывать свое мнение, о чем же пойдет речь на уроке. Общими усилиями мы определили тему и задачи урока. Это задание показало, как дети могут самостоятельно формировать свое мнение, определять тему урока, что способствует лучшему усвоению материала урока.
Деление на группы и совместная работа по выполнению постера, составлению синквейна способствовало развитию критического мышления, умение через активный поиск информации выявить главные и косвенные моменты, а также отметить их важность и необходимость. Считаю, что данный метод приемлем, и я буду также использовать в своей практике. Защита своих работ даёт возможность выступать, отстаивать свою точку видения, развивает коммуникативные способности. Все это в современном мире очень важно для реализации своего потенциала. Также считаю, что была решена задача обучение одарённых и талантливых детей и мои девочки – эксперты Сания и Ксения смогли себя полностью реализовать, а менее талантливые и одарённые смогли реализовать себя в совместном выполнении постера. Как известно в подростковом возрасте дети любят само выражаться, то здесь я смог использовать модуль преподавание с учётом возрастных особенностей. Метод рефлексии я использовал оценочные листы и стратегию «Слово дня». Прочитав их, я остался довольным, так как всем им урок понравился, что они усвоили тему и предложили так всегда проводить урок. На своём уроке использовал ресурсы – стикеры, постеры, маркеры, учебники, документы, это также придало уроку интерес. Считаю, что выбранные формы работы помогли мне достичь цели урока - познакомиться с особенностями поэтической и музыкальной культуры казахов ХIХ века. Для успешности обучения я использовал формативное оценивание, взаимооценивание.
Проводя, рефлексию я пришел к выводу, что мои дети могут работать в группе, могут критически оценить работу своего одноклассника. При проведении урока я изменил ход ведения урока, смог создать коллектив, который сплотился при выполнении одного задания для всех.
Меня удивило, что дети вполне могут самостоятельно добыть знания при этом, могут научить другого.
Чем я был недоволен – это нехватка времени, это долго выполняют постеры и акцентируют внимание на оформлении рисунка.
Размышляя над тем, насколько правильно и успешно я применил на уроке ключевые идеи Программы, убедился в необходимости продолжения работы в данном направлении. Все модули Программы взаимосвязаны друг с другом и в синтезе дают на каждом уроке хороший результат. Считаю, что урок прошел успешно, цели были достигнуты. Для себя поставил задачу научить ребят грамотно формулировать цели урока, а в конце занятий научить объективно, оценивать полученные знания и определять, над чем необходимо поработать, в каком направлении надо двигаться. Еще буду учить их самостоятельно составлять критерии оценивания.
Хотелось бы отметить, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих одноклассников. Причем, помогающий сам получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Очень важно на данном этапе, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются новые открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно и нужно развить. Развивать детское мышление – значит, развивать умение думать. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия. Вот тут-то и необходим наставник, учитель, который поймет, направит, поддержит. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону. Считаю, что систематическая работа даст мне возможность выбрать правильную стратегию преподавания и позволит мне совершенствоваться и сделать мои уроки продуктивными, интересными, познавательными, развивать в себе и в моих учениках лидерские качества, критически мыслить быть успешными гражданами своей страны.

Используемая литература:
1. Руководство для учителя, 2012 г.
2. Блэк, 2003 г.
Категория: История | Добавил: nurkeev87
Просмотров: 1039 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 8:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru