Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Ко Дню Первого Президента классный час
[ Скачать с сервера (43.5 Kb) ] 2016-02-07, 9:25 AM
Биография
Отец Нурсултана — Абиш Назарбаев (1898–1971 годы) происходил из ветви Кошек (Көшек) рода Шапырашты Старшего жуза и был сыном окружного старшины и общественного судьи Назарбая Сапакбайулы (умер в 1901 году). Рано потерявший отца Абиш нанялся батраком в зажиточную русскую семью Никифировых, где получил трудовую закалку и первые профессиональные навыки. Благодаря своему трудолюбию и тяге к знаниям Абиш, в отличие от многих своих сверстников, выучил русский язык, научился пахать землю и управлять мельницей, освоил сапожное дело, овладел азами садоводства и торговли, что было довольно редким в его среде. В силу известных ограничений своего времени Абиш не смог получить образования. Суровой и основательной школой для него, как и для многих людей его поколения, стала сама жизнь.
В молодости Абиш был разнорабочим, вел единоличное хозяйство. С середины 1930-х годов принял деятельное участие в создании совхоза Ушконыр, а после его ликвидации в 1939 году вступил в колхоз имени Д. А. Фурманова, первоначально возглавив там полеводческую бригаду. В 1940 году, спасая от пожара колхозный скот и имущество на одном из горных зимовий, получил сильные ожоги и травму руки, но, несмотря на инвалидность, продолжал работать бригадиром в колхозе.
Мать Нурсултана — Альжан Назарбаева (1904–1977 годы) – родилась в ауле Касык, ныне село Талапты Кордайского района Жамбылской области, в семье муллы Жатканбая из ветви Каскарау (Қасқарау) рода Дулат Старшего жуза. Позже факт принадлежности к духовному сословию стал причиной гонений, которым подверглась семья со стороны советской власти. Однако, несмотря на выпавшие на ее долю лишения и испытания, Альжан сохранила жизнерадостный нрав, ярко проявлявшийся в ее любви к доброй шутке и песенной импровизации. Всю свою жизнь она проработала рядовой труженицей колхоза и вела домашнее хозяйство.
Родители Нурсултана познакомились на строительстве Турксиба, куда Абиш устроился прорабом по вольному найму, а семья Альжан в числе других спецпереселенцев была согнана на принудительные работы.
Абиш и Альжан поженились в 1934 году. В первые 6 лет брака у них не было детей, поэтому рождение долгожданного наследника было воспринято с безграничной радостью и истолковано как награда добродетельным супругам за их любовь, верность и терпение.
Согласно обычаям предков, почетное право дать имя новорожденному предоставили старшей в роду – бабушке Тетебале, которая после кончины деда Назарбая фактически возглавила род. Наряду с родителями она приняла активное участие в воспитании Нурсултана.
Младенца нарекли именем Нурсултан, что является сочетанием имен Нур (с араб. луч, свет, сияние, чистота; коран. ан-Нур – одно из 99 имен Аллаха) и Султан (с араб. верховный правитель, повелитель, владыка, властитель, благородный, аристократ, избранный, наилучший). В кругу семьи и домочадцев, друзей и сверстников имя Нурсултан произносили в непринужденной и упрощенной форме Султан.
В год окончания войны Нурсултану исполнилось 5 лет, но уже к этому возрасту он остро чувствовал сопричастность к судьбе своей Родины. Спустя полвека он вспомнит об этом так: «Впервые слово «Отчизна» мы услышали в детстве, грея озябшие руки у печки в землянке и деля буханку хлеба на всех. В тысячах километрах от аула полыхало пламя Великой Отечественной войны. С фронта приходили «черные бумаги» – извещения-похоронки на старших собратьев-аульчан, на близких и дальних родственников, даже на мальчишек из соседних домов, еще не успевших закончить школу. Душераздирающие крики матерей. Испуганные дети. Горе стариков, потерявших единственных сыновей… Детей недаром сравнивают с непорочными ангелами, устами которых глаголют самые заветные чаяния. Вглядываясь в горевший в печи огонь, мы представляли наших воинов, сражавшихся с врагом, и, повторяя услышанные от взрослых заклинания, молились за нашу Родину. В конце концов, наши желания были услышаны, мы победили. Затем, и когда я стоял у комбинатовских печей, и в памятном декабре 1986-го, и в другие критические моменты жизни чувство Родины и тот огонь сложились в моем сознании как образы, неотделимые друг от друга. На небесно-голубом флаге Казахстана, который добился независимости, пройдя через множество испытаний истории, изображено солнце – огонь Вселенной. Это не только отражение сил космоса и природы – это пламя сердец наших предков, так и не увидевших, как реализовалась их мечта».
В 1948 году Нурсултан Назарбаев пошел в первый класс казахско-русской средней школы имени Д. А. Фурманова. Первые два класса Нурсултан проучился, проживая в доме своего родного дяди по отцу Умбета, поскольку у его родителей в то время не было собственного жилья в Чемолгане. Впоследствии родители приобрели здесь дом и окончательно осели в этом месте. Дальновидный Абиш намеренно выбрал дом на улице Подгорной в верхней части села, где преимущественно жили русские – чтобы в общении с ними Нурсултан хорошо освоил русский язык. С этого момента мать создала вокруг Нурсултана атмосферу культа знаний, строгой дисциплины и добросовестного выполнения им своих новых обязанностей. В часы, когда Нурсултан учил уроки, в доме воцарялась тишина, и обычно бывало так, что приятелей Нурсултана по детским забавам не впускали в дом, пока тот не закончит свои школьные приготовления. Даже наигравшись с друзьями, жадный до знаний мальчик часто просиживал при свете керосиновой лампы с вечера и до самого утра, что для его родителей было сродни подвигу: из всех членов семьи жечь в доме свет в неурочное время разрешалось только Нурсултану. Так родители, в силу жестокого безвременья сами не сумевшие получить элементарного образования, старались, чтобы их мальчик мог получить все, что может дать ему маленькая сельская школа.
Не все аульные дети могли посещать школу: у некоторых из-за крайней бедности просто не было одежды и обуви. В классах с казахским языком обучения количество учеников едва достигало 8–10 человек. Но у такой малокомплектности были и свои преимущества: каждому ученику уделялось гораздо больше времени, внимания и контроля со стороны педагогов и, например, в течение одного учебного дня детей успевали опрашивать и оценивать по 5–6 предметам, что, в свою очередь, предопределяло высокую степень их ответственности при подготовке домашних заданий.
К 12 годам Нурсултан уже хорошо играл на домбре и гармони, исполняя казахские и русские песни, чем приводил в восторг окружаюших. Чтобы завести собственную гармонь, Нурсултан как-то проработал все лето у соседа, изготавливая для него саманные кирпичи, а на заработанные деньги приобрел-таки вожделенный инструмент. Заметив тягу сына к музыке, позднее отец заказал у местного мастера домбру, искусство игры на которой Нурсултан совершенствовал под началом своего родственника А. Копжасарулы.
В эту же пору Нурсултан начал сочинять собственные стихи и песни, на первых порах подражательные и наивные, а с годами все более оригинальные, зрелые и осмысленные.
Однако большую часть времени Нурсултан, как и подавляющее большинство его сверстников на селе, проводил, помогая родителям в их нелегком крестьянском труде.
Сызмальства Нурсултан ухаживал за домашним скотом и птицей, носил воду из колодца, колол дрова и сгружал уголь, следил за огородом, наводил чистоту и порядок на подворье.
В летние месяцы он помогал отцу на зерновом клине, либо матери на свекловичных полях.
В 1957 году из-за недобора учеников 10-й класс чемолганской школы был закрыт, и для продолжения учебы Нурсултану в числе шестерых однокашников пришлось перевестись в Каскеленскую среднюю школу имени Абая, находившуюся в районном центре – селе Каскелен.
И в сентябре 1958 года Нурсултан отправился в Темиртау, где началось строительство Казахстанской Магнитки – Карагандинского металлургического завода.Впереди Нурсултана Назарбаева ждали новые испытания и новые дороги, на которых достойный сын своих родителей стал достойным сыном своего народа.
Категория: История | Добавил: Elena9741
Просмотров: 757 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru