Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Ко Дню Первого Президента классный час
[ Скачать с сервера (43.5Kb) ] 2016-02-07, 9:25 AM
Биография
Отец Нурсултана — Абиш Назарбаев (1898–1971 годы) происходил из ветви Кошек (Көшек) рода Шапырашты Старшего жуза и был сыном окружного старшины и общественного судьи Назарбая Сапакбайулы (умер в 1901 году). Рано потерявший отца Абиш нанялся батраком в зажиточную русскую семью Никифировых, где получил трудовую закалку и первые профессиональные навыки. Благодаря своему трудолюбию и тяге к знаниям Абиш, в отличие от многих своих сверстников, выучил русский язык, научился пахать землю и управлять мельницей, освоил сапожное дело, овладел азами садоводства и торговли, что было довольно редким в его среде. В силу известных ограничений своего времени Абиш не смог получить образования. Суровой и основательной школой для него, как и для многих людей его поколения, стала сама жизнь.
В молодости Абиш был разнорабочим, вел единоличное хозяйство. С середины 1930-х годов принял деятельное участие в создании совхоза Ушконыр, а после его ликвидации в 1939 году вступил в колхоз имени Д. А. Фурманова, первоначально возглавив там полеводческую бригаду. В 1940 году, спасая от пожара колхозный скот и имущество на одном из горных зимовий, получил сильные ожоги и травму руки, но, несмотря на инвалидность, продолжал работать бригадиром в колхозе.
Мать Нурсултана — Альжан Назарбаева (1904–1977 годы) – родилась в ауле Касык, ныне село Талапты Кордайского района Жамбылской области, в семье муллы Жатканбая из ветви Каскарау (Қасқарау) рода Дулат Старшего жуза. Позже факт принадлежности к духовному сословию стал причиной гонений, которым подверглась семья со стороны советской власти. Однако, несмотря на выпавшие на ее долю лишения и испытания, Альжан сохранила жизнерадостный нрав, ярко проявлявшийся в ее любви к доброй шутке и песенной импровизации. Всю свою жизнь она проработала рядовой труженицей колхоза и вела домашнее хозяйство.
Родители Нурсултана познакомились на строительстве Турксиба, куда Абиш устроился прорабом по вольному найму, а семья Альжан в числе других спецпереселенцев была согнана на принудительные работы.
Абиш и Альжан поженились в 1934 году. В первые 6 лет брака у них не было детей, поэтому рождение долгожданного наследника было воспринято с безграничной радостью и истолковано как награда добродетельным супругам за их любовь, верность и терпение.
Согласно обычаям предков, почетное право дать имя новорожденному предоставили старшей в роду – бабушке Тетебале, которая после кончины деда Назарбая фактически возглавила род. Наряду с родителями она приняла активное участие в воспитании Нурсултана.
Младенца нарекли именем Нурсултан, что является сочетанием имен Нур (с араб. луч, свет, сияние, чистота; коран. ан-Нур – одно из 99 имен Аллаха) и Султан (с араб. верховный правитель, повелитель, владыка, властитель, благородный, аристократ, избранный, наилучший). В кругу семьи и домочадцев, друзей и сверстников имя Нурсултан произносили в непринужденной и упрощенной форме Султан.
В год окончания войны Нурсултану исполнилось 5 лет, но уже к этому возрасту он остро чувствовал сопричастность к судьбе своей Родины. Спустя полвека он вспомнит об этом так: «Впервые слово «Отчизна» мы услышали в детстве, грея озябшие руки у печки в землянке и деля буханку хлеба на всех. В тысячах километрах от аула полыхало пламя Великой Отечественной войны. С фронта приходили «черные бумаги» – извещения-похоронки на старших собратьев-аульчан, на близких и дальних родственников, даже на мальчишек из соседних домов, еще не успевших закончить школу. Душераздирающие крики матерей. Испуганные дети. Горе стариков, потерявших единственных сыновей… Детей недаром сравнивают с непорочными ангелами, устами которых глаголют самые заветные чаяния. Вглядываясь в горевший в печи огонь, мы представляли наших воинов, сражавшихся с врагом, и, повторяя услышанные от взрослых заклинания, молились за нашу Родину. В конце концов, наши желания были услышаны, мы победили. Затем, и когда я стоял у комбинатовских печей, и в памятном декабре 1986-го, и в другие критические моменты жизни чувство Родины и тот огонь сложились в моем сознании как образы, неотделимые друг от друга. На небесно-голубом флаге Казахстана, который добился независимости, пройдя через множество испытаний истории, изображено солнце – огонь Вселенной. Это не только отражение сил космоса и природы – это пламя сердец наших предков, так и не увидевших, как реализовалась их мечта».
В 1948 году Нурсултан Назарбаев пошел в первый класс казахско-русской средней школы имени Д. А. Фурманова. Первые два класса Нурсултан проучился, проживая в доме своего родного дяди по отцу Умбета, поскольку у его родителей в то время не было собственного жилья в Чемолгане. Впоследствии родители приобрели здесь дом и окончательно осели в этом месте. Дальновидный Абиш намеренно выбрал дом на улице Подгорной в верхней части села, где преимущественно жили русские – чтобы в общении с ними Нурсултан хорошо освоил русский язык. С этого момента мать создала вокруг Нурсултана атмосферу культа знаний, строгой дисциплины и добросовестного выполнения им своих новых обязанностей. В часы, когда Нурсултан учил уроки, в доме воцарялась тишина, и обычно бывало так, что приятелей Нурсултана по детским забавам не впускали в дом, пока тот не закончит свои школьные приготовления. Даже наигравшись с друзьями, жадный до знаний мальчик часто просиживал при свете керосиновой лампы с вечера и до самого утра, что для его родителей было сродни подвигу: из всех членов семьи жечь в доме свет в неурочное время разрешалось только Нурсултану. Так родители, в силу жестокого безвременья сами не сумевшие получить элементарного образования, старались, чтобы их мальчик мог получить все, что может дать ему маленькая сельская школа.
Не все аульные дети могли посещать школу: у некоторых из-за крайней бедности просто не было одежды и обуви. В классах с казахским языком обучения количество учеников едва достигало 8–10 человек. Но у такой малокомплектности были и свои преимущества: каждому ученику уделялось гораздо больше времени, внимания и контроля со стороны педагогов и, например, в течение одного учебного дня детей успевали опрашивать и оценивать по 5–6 предметам, что, в свою очередь, предопределяло высокую степень их ответственности при подготовке домашних заданий.
К 12 годам Нурсултан уже хорошо играл на домбре и гармони, исполняя казахские и русские песни, чем приводил в восторг окружаюших. Чтобы завести собственную гармонь, Нурсултан как-то проработал все лето у соседа, изготавливая для него саманные кирпичи, а на заработанные деньги приобрел-таки вожделенный инструмент. Заметив тягу сына к музыке, позднее отец заказал у местного мастера домбру, искусство игры на которой Нурсултан совершенствовал под началом своего родственника А. Копжасарулы.
В эту же пору Нурсултан начал сочинять собственные стихи и песни, на первых порах подражательные и наивные, а с годами все более оригинальные, зрелые и осмысленные.
Однако большую часть времени Нурсултан, как и подавляющее большинство его сверстников на селе, проводил, помогая родителям в их нелегком крестьянском труде.
Сызмальства Нурсултан ухаживал за домашним скотом и птицей, носил воду из колодца, колол дрова и сгружал уголь, следил за огородом, наводил чистоту и порядок на подворье.
В летние месяцы он помогал отцу на зерновом клине, либо матери на свекловичных полях.
В 1957 году из-за недобора учеников 10-й класс чемолганской школы был закрыт, и для продолжения учебы Нурсултану в числе шестерых однокашников пришлось перевестись в Каскеленскую среднюю школу имени Абая, находившуюся в районном центре – селе Каскелен.
И в сентябре 1958 года Нурсултан отправился в Темиртау, где началось строительство Казахстанской Магнитки – Карагандинского металлургического завода.Впереди Нурсултана Назарбаева ждали новые испытания и новые дороги, на которых достойный сын своих родителей стал достойным сыном своего народа.
Категория: История | Добавил: Elena9741
Просмотров: 108 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru