Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

классный час "Конфликты и пути их решения" и его анализ
2017-01-30, 10:32 AM
Внеклассное мероприятие
Учитель: Панаитова Т.Д.
Тема: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения».
Цели:
• познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
• способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
• побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Ход мероприятия
1. Организационный момент:
«Все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте похлопаем в ладоши, сыграем в ладушки, но необычные, а с заданием. Представьте, что две ладони - это два человека, которые являются друзьями. Давайте поздороваемся. А теперь они усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения. Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликты). Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья). Сегодня мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения».
2. Подбор и обсуждений ассоциаций к слову «конфликт».
3. Беседа по теме:
«Приходилось ли вам участвовать в конфликтах? В чём они заключались? У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, в котором вы участвовали».
(Ребята пишут о своих конфликтах). На мультимедийном экране появляется иллюстрация солнца.
«У нас сейчас солнечно, ясное небо. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром и полил сильный дождь – мультимедийные эффекты). Так и в жизни, ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самые ценные человеческие органы сердце и душу. И очень часто мы, плачем тихо затаившись от всех.
А есть другая поговорка со словом каша: "С ним каши не сваришь". О ком так говорят? (о ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться).
Прочитайте эпиграф: "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу". Как бы вы объяснили его значение?»
Рассуждения детей:
«Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации. Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других. Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу».

Классный руководитель: «Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. А что же такое конфликт? Какие конфликты бывают в нашей жизни? Как научиться решать конфликты? На эти вопросы мы попытаемся ответить, работая в группах. Для этого разделимся на группы по принципу мне нравится… (ВОРОБЕЙ, СТРАУС, ЯСТРЕБ, ГОЛУБЬ)».

Воробей - боится потерять отношения, уступает молча.
Страус – прячет голову в песок, ухо -дит от конфликта. Ястреб – сам разжи -гает конфликты и ре -шает в свою пользу. Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.

4. Теория и практика.
I группа:
«Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый - неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение».
Учитель: «В чём же вред таких конфликтов? Расскажет нам вторая группа».

II группа:
« Нам бы хотелось добавить, что существуют 4 типа конфликтов: внутриличностный, между личностью и группой, межгрупповой, межличностный. В чём же вред таких конфликтов?
• Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
• Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
• В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты. Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других».

Учитель: «Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации».

III группа:
«Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых. Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию и не обидеть другого человека».

Ситуация 1.
Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Примерные фразы: Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.
Примерные фразы: Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую.

Ситуация 2.
Выходят две ученицы.
1-й вариант разговора. — Ой, привет, ты где это так подстриглась? — А что, тебе не нравится? — Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка. — Ты на себя в зеркало посмотри!..
Обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.
2-й вариант разговора. — Тебе просто не идет эта стрижка. — Ты на самом деле так считаешь? — Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет? — А что мне делать? — Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому. — Пойдем.

Классный руководитель: «В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры. Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство».

IV группа:
«Копилка добрых советов. Послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.
1. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.
2. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам.
3. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.
4. Не обижайтесь. Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон».
5. Отходя ко сну, спроси себя – «Кого и чем порадовал ты за день?»

Классный руководитель: «Я бы хотела еще добавить «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ.
К – критику по возможности устранить!
Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.
О – ответственность на 100 % брать на себя!
Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».
Н - непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!
Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.
Ф – фон конфликта не расширять!
Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!
Л – «леди/джентльмен» (из этого образа не выходить!).
По выражению Б. Рассела «Джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.
И – интересы искать общие!
Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.
К – конструктивное решение искать сообща!
Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».
Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

5. Игра-практикум.
«Примените мягкое противостояние и конструктивное предложение».

Ситуация 1.
Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ситуация 2.
Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».
Ситуация 3.
Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными.
Ситуация 4.
Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится. Наташа просит Вику дать списать. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо учиться.
Ситуация 5.
Класс условно разделен на две микрогруппы, в которых и там и там, есть сильные лидеры. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс.
6. Индийская сказка.
«Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов».
Мудрецы и слон
Давным -давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
- Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
- Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
- Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? (Наличие другой стороны).
Учитель: «Лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны».
Наследство
Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.
Ответьте на вопрос:
1) Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника, согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?
2) Конфликт разрешен или нет?

7. Стратегия «Подарок».
«Я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров. Здесь, в классе, для каждого из вас есть небольшой подарок. По номеру вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет ваш подарок, — предназначено именно вам. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
11. Будь обаятелен и добр.
12. Извинись, если ты не прав.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.
17. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».
18. Не обижайся. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.
19. Терпимость сохраняй в любых ситуациях!

8. Заключительное слово.
«В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным». Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим».

9. Рефлексия.
«Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?»
(Ответы детей).

Самоанализ внеклассного мероприятия в 4 классе
Тема: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения».
I. Целенаправленность
Мероприятие «Конфликты в нашей жизни и пути их решения» имело психологическую направленность (вопросы психологии межличностного общения). Реализация целей мероприятия предполагала развитие коммуникативных и социальных навыков учащихся, навыков самоанализа и саморегуляции, овладение новыми способами поведения, расширение кругозора детей. Следовательно, мероприятие соответствовало общей цели современного воспитания – формирование всесторонне развитой гармоничной личности. Цели мероприятия были сообщены учащимся в начале классного часа после того, как учащиеся на основе предложенного эпиграфа определили тему предстоящего разговора.
При выборе темы мероприятия и постановке его целей учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Для учащихся класса в целом характерен интерес к проблемам человеческого общения и самопознанию, поэтому данное мероприятие актуально для школьников этого возраста.
II. Содержание
Как уже было отмечено, выбранная для мероприятия тема актуальна для учащихся в силу их возрастных особенностей. Для учащихся начальной школы особенно значимыми являются вопросы успешного общения и поведения в социуме. В этом возрасте случаются конфликты с одноклассниками. Кроме того, учащиеся активно готовятся к скорому вступлению в жизнь студента старшей школы, которая немыслима без решения разного рода противоречий.
При разработке мероприятия у меня было стремление сделать содержание беседы доступным и увлекательным для учащихся. Это достигалось за счёт простоты языка, подбора интересных проблемных ситуаций и примеров, установления связей с жизненным опытом учащихся. Большая часть информации вызывала живой интерес (в особенности стратегии поведения в ситуации конфликта) у учащихся. Они сразу старались применить их к своему поведению в жизни. В целом содержание мероприятия воспитывает толерантность, стремление понимать других людей, осознавать многообразие взглядов на различные ситуации.
III. Методика проведения
Для проведения мероприятия «Конфликты в нашей жизни и пути их решения» была выбрана форма беседы. В соответствии с выбранной формой мероприятия использовались такие методы и приёмы как подбор ассоциаций, игра-практикум, дискуссия, работа в группах.
Активность и интерес участников в ходе мероприятия поддерживались благодаря следующим средствам активизации внимания: формулирование вопросов по содержанию беседы; обсуждение проблемных ситуаций, побуждающих к размышлению; чтение и обсуждение притчи и сказки; стратегия «Подарок». Оживленному течению беседы способствовали общий доброжелательный тон разговора и положительной эмоциональный настрой учителя.
Мероприятие было подготовлено учителем, и от учащихся не требовалась предварительная подготовка. В то же время учитель не играл ведущую роль в мероприятии, что связано со спецификой выбранной формы проведения. Педагогические импровизации возникали в ходе беседы и были связаны с незначительной перестановкой фрагментов разговора, а также с анализом примеров конфликтных ситуаций, предложенных школьниками.
IV. Результативность
Определить уровень реального достижения целей мероприятия на данный момент достаточно сложно, поскольку для этого требуется продолжительное наблюдение за поведением учащихся. Ориентируясь на реакцию учащихся во время беседы, их выводы относительно стратегий поведения в ситуации конфликта можно говорить о том, что цели мероприятия достигнуты на среднем уровне. Учащиеся согласны с тем, что в конфликте есть и положительные и отрицательные стороны, с интересом восприняли и осмыслили материал, связанный со структурой конфликта и иллюзиями восприятия, но ряд школьников остался при мнении, что наилучшая стратегия в ситуации конфликта – соперничество.
Можно говорить о положительном отношении детей к мероприятию. Дети с интересом слушали учителя, активно участвовали в беседе, спорили, приводили примеры, задавали вопросы. Не возникло проблем с поддержанием дисциплины (не было даже необходимости в дисциплинарных замечаниях). После мероприятия звучали такие оценки детей как «интересно», «полезно», предложения провести разговоры на другие темы.
V. Достоинства и недостатки, перспективы
В целом, можно выделить следующие положительные черты проведённого мероприятия:
• соответствие выбранной темы возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, интересное содержание, сочетающее в себе доступность;
• органичное включение мероприятия в систему классных часов, посвящённых психологической проблематике;
• положительный эмоциональный настрой школьников во время мероприятия, интерес, который вызвали у них обсуждаемые проблемы, доброжелательная атмосфера во время классного часа;
• поддержание высокого уровня самостоятельности и активности учащихся во время проведения мероприятия.
Как уже сказано, в дальнейшем работу с классом по выбранной теме предполагается продолжить. Ряд классных часов будет посвящён проблемам взаимодействия с родителями, друзьями, способам поведения в ситуации стресса.
Категория: Классному руководителю | Добавил: panaitovat
Просмотров: 211 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-05-25, 6:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [177]
Педагогика [300]
Математика [822]
Физика [264]
История [357]
Классному руководителю [537]
Русский язык и литература [721]
Физическая культура [223]
Английский язык [433]
Искусство [194]
Родительский совет [17]
Биология [336]
Информатика [382]
Начальная школа [1946]
Мой Казахстан [249]
Технология [137]
Самопознание [180]
Технология труда [60]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [45]
Профессиональное образование [160]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [580]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru