Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Поговорим о хлебе
[ Скачать с сервера (25.8Kb) ] 2014-01-06, 10:21 PM
Классный час: «Поговорим о хлебе»
Цель:
развивать духовно – нравственные качества обучающих.
Задачи:
-способствовать к формированию уважительного отношения к чужому труду;
-расширить знания о хлебе и его значении для человека;
- формировать потребность в познавательной деятельности обучающий и самосовершенствовании.
Форма: час общения
Предварительная подготовка:
заранее готовятся сообщения историка, пекаря, литераторов, экспертов; класс делится на 5 команд, каждая команда сидит за круглым столом; на столах выпечка из муки и теста.
Ход классного часа:
1.Приветствие.
(по тихую музыку учитель читает вступление)
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
„Хлеб всему голова!“ —
В поле, в доме, в державе!
Добры день, ребята! Сегодня наша встреча посвящена самому главному продукту на нашем столе – хлебу! В современном мире очень часто можно наблюдать картину, как взрослые и дети очень плохо поступают по отношению к хлебу. В мире изобилия и вседозволенности мы забыли какой ценой нам в определённые моменты давался хлеб. Поэтому сегодня я очень надеюсь, что наша встреча заложит у вас на всю вашу жизнь только правильное отношение к хлебу.
(учитель читает стихотворение)
О хлебе

Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем - спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.

Автор: Нина Самкова
Учитель: Были разные времена в нашей истории. А какова история хлеба? Давайте спросим у историка этот вопрос.
Историк:
С хлебом связано многое – мир и дружба, с хлебом провожали и встречали с войны. У каждого народа свой хлеб, но этот хлеб для всех один – хлеб жизни. Одни историки предполагают, что хлеб появился 15 тысяч лет назад, другие 17 тысяч лет назад. Нелёгкие условия выживания наших предков, подсказали обратить внимание на злаковые культуры, растущие вблизи на лугах и полях. Было замечено, что брошенное в землю зерно возвращает не одно зёрнышко, а сразу несколько колосьев. Так появилась мысль о выращивании диких культур злаковых, которое потом перерастёт в окультуривание пшеницы и ячменя. Много времени пройдёт, пока древние египтяне научились готовить хлеб с сброженного теста. Этот путь начинался с сухого применения зёрен, их грубое перемалывание, приготовление пресного теста. Одна из легенд говорит, что раб в Египте не досмотрел за тестом, и оно подкисло, и во избежание наказания он всё же решил испечь лепёшки. Лепёшки получились румяные, ароматные и пышные. Это пришлось по вкусу хозяину, так и прижилось сбраживание теста.
Учитель:
Хлеб
Автор: Ольга Стратонович
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей -
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень.
Производство хлеба создавалось веками, от человека потребовалось собрать много знаний и сноровки, что бы научиться печь хлеб. Выпекая хлеб пекари вкладывают в него самые теплые и лучшие чувства, чтобы хлеб получился румяный, пышный и вкусный.
У нас в гостях пекарь, который знает о хлебе всё, скажите а какой хлеб полезнее употреблять в пищу?
Пекарь:
Так как хлеб богат углеводами, белками, минеральными солями и витаминами его обязательно нужно употреблять всем людям в пищу без исключения. С зерновыми продуктами человек получает 50 % всего потребляемого белка, 15 % жиров и 70 % углеводов. Я посоветовал бы употреблять как пшеничный так и ржаной хлеб. Белок пшеничного хлеба усваивается полнее, чем белок ржаного, но минеральных веществ в зерне ржи несколько раз больше, чем в пшенице. Поэтому сказать, что нужно употреблять, конкретный хлеб, нельзя. В настоящее время существует около20 сортов основного хлеба и более 100 сортов менее известных сортов хлеба. Кушайте на здоровье любой хлебушек!
Учитель:
Домашний хлеб
Каждое хмурое утро
И в солнечный яркий денек
Мамины теплые руки
Хотят, чтоб он был пухлощек —
И мнут его очень усердно,
И прячут в него доброту,
А после в печи незаметно
Огонь наряжает в сюртук.
Выходит он весь золотистый,
Он дышит теплом на весь дом,
И солнышка лучик игристый
Глядит на него сквозь окно.
К обеду готов, как обычно,
И, ставя его в середину стола,
Папа повторяет привычно:
«Хлеб — всему голова.»
Литературную страничку нашей встречи продолжит литератор.
Литератор:
предлагаю вашему вниманию игру «Соедини пословицу», вам предлагаем разрезанные пословицы, ваша задача верно соединить начало пословицы с концом. Первая команда кто выполнит, подымает сигнальный флажок.
Пословицы:
1.Хлеб всему голова.
2.Одна майская роса лучше овса.
3.Отрезанный ломать к хлебу не приставишь.
4.Хлеб везде хорош – и у нас и за морем.
5.Будет хлеб – будет песня!
6.Без закваски хлеба не месят.
7.Худ обед, когда хлеба нет.
Очень много легенд, притч и сказок существует о хлебе, я бы хотел вам рассказать одну из суфийскую притчу, послушайте внимательно:
Сны и кусок хлеба.
Три человека, отправились в долгое путешествие и однажды встретились на большой дороге и решили странствовать вместе. Они объединили свои припасы и по-дружески делили невзгоды и удачи, лишения и радости пути.
Но вот наступил день, когда от всей их провизии остались кусочек хлеба и глоток воды во фляге. Между путниками разгорелся спор, кому из них должны достаться хлеб и вода. И никто из них не желал уступить другим. Решили было разделить всё поровну, но это им не удалось.
Так и спорили, пока не стало смеркаться, и тогда один из них предложил: «Давайте ляжем все спать, и кому из нас приснится ночью самый чудесный сон, тому и быть судьей над нами.»
Его товарищи согласились с ним, и тут же они улеглись и заснули. Наутро, с восходом солнца, друзья проснулись.
Первый стал рассказывать: «Приснилось мне, что я был восхищён в столь совершенный мир, что описать его великолепие бессилен язык; меня словно объял безмятежный покой. Там я встретил мудреца, который сказал мне: «Эта еда должна достаться тебе, ибо твоя прошлая и будущая жизнь наполнена подвигами, достойными восхищения».
— Как странно, — сказал другой путник, — ведь когда я заснул, то я в самом деле увидел своё прошлое и будущее, и в будущем я встретил всезнающего человека, который сказал: «Ты заслуживаешь этот хлеб, ибо терпеливее своих товарищей и ученее их. Согласно твоему предначертанию ты будешь обучен и поведёшь за собой людей».
Третий путешественник сказал: «Во сне я ничего не видел, ничего не слышал, ни с кем не разговаривал. Но какая-то непреодолимая сила заставила меня подняться, отыскать хлеб и воду и разом проглотить всё это, что я тут же и сделал».
Учитель:
Очень иного интересных фактов о хлебе известно, нам о них расскажет эксперт.
Эксперт:
Я вам буду называть факты о хлебе, а вы если согласны с ними подымаете сигнальный флажок, если это миф, то флажок не подымаете.
1 факт: в Индии в 1 веке нашей эры существовал закон, преступников наказывали тем, что запрещали, есть хлеб на какое то время. При этом были уверены, что кто не ест хлеб, будет иметь несчастную судьбу.
2 факт: самую большую булку хлеба испекли в Мексике в 1996 году в городе Акапулько, длина булки составляла 9 километров в длину.
3 факт: французы потребляют 67 килограммов хлеба в год на одного человека.
4 факт: Примерно половина хлеба, который каждый день съедается во всём мире, идёт на приготовление бутербродов.
5 факт: ежедневно человечество съедает более 9 миллионов буханок хлеба.
6 факт: Скандинавская легенда гласит, что если молодой человек и девушка откусят от одной буханки, они обречены, влюбиться друг в друга.
7 факт: из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Я хочу сказать все факты переведённые мною реальные. Вы молодцы, что внимательно слушали меня и обсуждали в команде быстро и дружелюбно.
Учитель:
Слава ж тем, кто на рассвета
Раньше солнца поднимался,
Подставлял лицо под ветер,
Чтобы колос наливался
И не вылег вдруг от града.
И посеять, и взлелеять
Колосочек каждый надо,
И пока дымятся росы,
В срок скосить хлеба густые,
Чтоб не сыпались с колосьев
Наземь зёрна золотые.
О дожде не спросит осень,
Был он в мае или не был?
Спросит, убраны ль колосья
Под июльским знойным небом.
Слава тем рукам – что пахнет хлебом!
Наш час общения подошёл к завершению. Помните «Хлеб всему голова», относитесь к труду людей вырастившие зерно, выпекающие хлеб и хлебобулочные изделия с уважением! Приглашаем вас отведать хлеб, ватрушки, лепёшки – все вкусные выпечки полученные из зерна пшеницы и ржи! Приятного аппетита!
До новых встреч!

Источники использованной литературы:
1.Сайт:http://hlebosol.info/category/folk/stihi/ (взяты стихотворения)
2. «Тайны продуктов питания», Г.М. Евстигнеев, Ю.А. Лившиц, Москва, 1972г.
Категория: Классному руководителю | Добавил: Е_л_е_н_а | Теги: хлеб всему голова., бережное отношение к хлебу
Просмотров: 517 | Загрузок: 86 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru