Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Статья: «Обоснование необходимости преобразований школьной практики»
2014-05-21, 6:51 PM
Статья: «Обоснование необходимости преобразований школьной практики»

Последние десятилетия 20 века и начало 21 века характеризуются большим подъемом во всем мире, в ходе которого весь мир преобразуется в единую глобальную систему. Глобализация мировой экономики преобразует все мировое пространство, где свободно перемещаются капитал, товары и услуги, информация, идеи и их носители. Но современный мир столкнулся и с глобальными проблемами: это демографические, военно-политические, социальные и ресурсно экономические. Подтверждением этому являются кризисы в образовании, здравоохранении, культуре. Одной из серьезных проблем всего человечества является предотвращение мировой термоядерной войны. Все понимают, что ресурсы, которые затрачиваются на военно-политическое противостояние могли бы быть направлены на помощь слаборазвитых стран, решение экологических проблем и т.д., но военно-политическая конфронтация по-прежнему остается одной из больных тем. Проблемы экологии и демографии повлекли за собой ресурсное истощение планеты. Нарастает энергетический, продовольственный кризис, не возобновляемые запасы резко сокращаются. Общество, осознавая всю серьезность ресурсной и экономической катастрофы, пытается решать эти проблемы через различные нормативные акты, экологические программы. Но одними этими мероприятиями так просто не решить эти проблемы, для этого человечество должно перейти к новым нормам поведения, изменить свои ценностные ориентиры и одним из инструментов этих изменений являются изменения в сфере образования.
Реформа образования входит в число главных задач почти всех стран. Но, несмотря на огромные объемы финансирования (в прошлом году во всем мире на образование было затрачено 2 трлн долл), качество образования во многих странах если и повысилось, то незначительно. Значит, дело не в финансировании, а в совершенно другом подходе в обучении. Например, Сингапур, один из лидеров в сфере образования, тратит на начальное образование меньше, чем 27 из 30 стран, входящих в ОЭСР. Сингапурские школьники получают высокие оценки в системе TIMSS. Мотивация к обучению у сингапурских детей очень высокая. В Сингапуре постоянно изучается передовой опыт лучших школ, а затем методы преподавания этих школ применяют на уроках в других школах. Сингапурские исследователи из Национального института образования организовали классы – лаборатории, в которых внимательно изучают реакции учащихся на применение новых подходов в обучении, стратегий и педагогических методик. Сингапур ежегодно тратит около 10 млн долларов на образовательные исследования с целью усовершенствовать педагогическую работу учителей. Мощным стимулом в успешном обучении является прием выборочного мониторинга и промежуточного контроля: лучшие школы освобождаются от некоторых экзаменов, а школы плохо зарекомендовавшие себя, подвергаются более жесткому и скрупулезному контролю (например, школы Англии, которые считаются отстающими, подвергаются частым проверкам, пока результаты их не улучшаться).
Согласно данным 2003 года, более 56 % средств, которые ежемесячно тратит средняя южнокорейская семья, идут на оплату расходов на воспитание, содержание и образование детей. Корейское общество построено таким образом, что без университетского диплома у человека нет никаких шансов получить приличную работу.
В первых классах корейской начальной школы обычно по 50 -60 учеников. Но подобные классы в Корее легко управляемы, и учителя в школах не имеют проблем с дисциплиной. Их авторитет является неоспоримым, что подкрепляется влиянием родителей (по материалам сайта http//moum93.narod.ru/index481.html). Это лишнее доказательство, что качество обучения не зависит от количества учеников в классе. Надо находить другие рычаги управления внутренней мотивацией у детей (большинство казахстанских учителей, наоборот, считают количественный фактор препятствием к успешному образованию). В Корее регулярно составляются рейтинги учащихся, и очень важно оказаться как можно выше, так как впереди - поступление в университет. Успехи в обучении еще объясняются коллаборативной системой образования. Воспитание коллективизма у детей – это «конек» корейской школы (По материалам сайта www.bhews.kz).
Еще одно чудо в образовании сотворил Китай. За последние 50 лет, затратив неполные 2% от общемировых расходов на образование, решил проблему обязательного 9-летнего образования среди населения, составляющего одну пятую часть населения всего мира. Важной причиной такого феномена является значительный прирост финансов в образование, но и менталитет страны: осознание всеми китайцами важности быль образованными.
В Китае есть «Особое образование»: государство приняло ряд законов, создан специальный фонд, которые обеспечивают право инвалидов на образование. В стране успешно работают 426 школ для детей с проблемами по зрению, слуха, умственного развития, открыто 5400 классов особого образования при обычных школах.
Как в Корее, так и в Китае образование традиционно считается вернейшим способом карьерного роста, и китайские ученики мотивированы к обучению уже изначально, поэтому они проявляют прилежание и старание, немыслимые в западных странах Китайские дети - самые способные в мире. По результатам международных исследований PISA оценки у китайских учеников на экзамене самые высокие. Среди китайских городов Шанхай занял 1 место по качеству среди школ по результатам экзаменов 2009 года. В Китае школы открыты для оригинальных методик обучения, в стране множество экспериментальных школ (М. Барбер, М. Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах»).
Для азиатских систем образования характерна постоянная готовность учителя оказать необходимую помощь ученику, который столкнулся с теми или иными трудностями. В Сингапуре, например, учителя часто задерживаются на несколько часов после работы, чтобы провести дополнительные занятия со слабыми учениками или с группами учеников, процент успеваемости которых ниже 20%. В школах Казахстана эта практика помощи «слабым ученика», по моему мнению, не применяется уже давно. Мало осталось учителей – энтузиастов, которые не мотивированы ничем, и тем не менее уделяют много времени дополнительным занятиям с учениками. Здесь, я считаю, государство должно изменить сам подход к школе и учителю. Многие казахстанские учителя, в отличии от учителей передовых стран мира не задают себе вопросы: «Каков я как учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так? Почему я получил такой результат, а не иной? Как воспринимают и понимают меня ученики? Действительно ли я понимаю своих учеников? Понимают ли они меня?…»(А. А. Бизяева «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия», стр. 5)
Еще одна страна считается примером успешных образовательных практик – Финляндия. В Финляндии дети идут в школу не раньше 7 лет (это на три года позже, чем многие их европейские сверстники) и два года в школе занимаются всего 4 – 5 часов в день. Несмотря на это, пятнадцатилетние финские учащиеся по результатам PISA занимают самые высокие позиции по естественно - математическим наукам.
Объясняется это тем, что в Финляндии на учительскую работу привлекают самые лучшие кадры, благодаря жесткому отбору получаются эффективные педагоги, которые хорошо мотивированы высокой зарплатой. Но при всем при этом также создана высокоэффективная система корректирующих мер на уровне школ для поддержки отдельных учеников. Специальные учителя в рамках индивидуальных или групповых занятий оказывают помощь ученикам, которые могут попасть в число отстающих. Получение помощи не считается зазорным, так как ее получают и сильные ученики. Такое вмешательство позволяет вовремя предотвращать неудачи и связанные с ними тяжелые переживания, что неизбежно ведет к понижению внутренней мотивации к обучению, таким образом, повышается стабильность результатов обучения в школах в соответствии с принципами равных возможностей. Можно только позавидовать детям этой страны, что их учат самые лучшие педагоги. Обидно, что престиж учительской профессии в Казахстане очень низок, молодежь не желает работать в школе, ищет более высокооплачиваемую работу.
Мною сделан вывод, что наиболее успешные образовательные системы передовых стран нацелены на повышение качества преподавания в классах. Но концентрация внимания на преподавании является необходимым, но не достаточным условием успешности. Чтобы усовершенствовать преподавание, учителя должны находить радикальные способы изменения обстановки в классе. Современная школа должна сориентировать ребенка на изменяющуюся реальность.
Лидирующие позиции в мировом образовании занимают страны, в которых ученики как раз представляют собой «модель ученика 21 века». Определить этот факт помогают различные международные исследования (PISA ,TIMSS).
Например, по итогам исследования школьного образования по линии PISA – 2009, с большим отрывом лидируют школьники Шанхая (Китай), как и традиционные «отличники» рейтинга - школьники Финляндии, Южной Кореи и Гонконга. Лучшие результаты в G7 показывают Канада и Япония. Школы Англии снизили свои показатели, и это несмотря на огромные расходы на образование. Страны СНГ пока не могут похвастать высокими достижениями в школьном образовании. Например, Россия находится на 40 – 43 месте, а Киргизия стала последней в списке. Казахстан занял 58 место из 65стран. Разрыв между Китаем и Киргизией (лидером и аутсайдером) - составляет почти шесть лет школьного обучения. Конечно, надо учитывать, что на результаты тестов влияет разница в мотивации школьников. Если бы школьникам Чикаго сказали: «Дети, честь всей державы зависит от ваших тестов», то они перевернули бы мир (по словам австрийского эксперта Шнайдера).
Казахстан тоже нуждается в реформировании системы образования. Это понимают все. «Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем образованности, страна, не умеющая развивать знания в ХХIвеке, обречена на провал» (Н.А. Назарбаев). В Казахстане разработана долгосрочная стратегия «Казахстан – 2030», в которой образование является одним из важнейших приоритетов. На ее основе были разработаны несколько краткосрочных государственных программ развития образования
Адаптация системы образования к новой социально-экономической среде – это главная цель образовательных реформ в нашей стране. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении еще одной цели: вхождение республики в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
За последние годы произошел большой сдвиг в области инноваций образования. По поручению Главы государства по реализации прорывных проектов в социальной сфере в республике создаются двадцать интеллектуальных школ имени Первого президента (НИШ). Эти школы представляют собой экспериментальные площадки для апробации и последующего внедрения лучших международных образовательных программ. Пересматриваются принципы организации обучения, роли ученика в нем. Ученик теперь не пассивный «получатель» знаний, а активный субъект образовательного процесса. Постепенно создается информационно – коммуникационная система нового типа, которая обеспечивает организацию учебного процесса, оперативную связь с родителями и т.д. Разработаны стратегии развития полиязычного образования, разработаны модели по обучению казахскому, русскому и английскому языку. В Казахстане уже с 2007 г начата работа по развитию центров обучения языкам.
Я думаю, что все эти перемены, конечно, решают многие проблемы образования, например, повышение мотивации школьников через внедрение новых инструментов обучения. Но таких школ все-таки очень мало для такой большой страны. Поэтому назрела необходимость менять мировоззрение учителей и их учеников, находить новые подходы в обучении, опираясь на опыт лучших мировых образовательных систем.
Для реализации этого плана выбраны теоретические основы кембриджского подхода к процессам преподавания и обучения. За пять лет планируется переподготовить 120 тыс педагогов – 45%. Эти учителя будут главной опорой, которая позволит поднять систему казахстанского образования на новый, более качественный уровень. Думаю, что программа, предложенная Кембриджем с учетом опыта лучших казахстанских педагогов, будет способствовать качественным изменениям в преподавании. Доказательством этому служат достижения лучших образовательных систем мира: учителя в этих странах владеют большим набором стратегий преподавания, умеют комбинировать подходы и знания о том, как и когда использовать определенные методы и стратегии; учителя умеют организовать групповую работу, направленную на «открытие», помочь в самообучении; учителя учитывают мотивацию и эмоции каждого ребенка, знают, что происходит с каждым ребенком в его повседневной жизни.
Проанализировав мировой опыт улучшения качества образования на примере Финляндии, Китая, Канады, думаю, что можно использовать их передовые методики обучения школьников. Хотя это будет очень тяжело, так как в этих странах престиж учителя очень высок (поддерживается на государственном уровне), в учителя идут не случайные люди (это в последние годы происходит у нас), а самые лучшие, тщательно отобранные.
Очень мне понравилось, что в этих странах у детей, которые испытывают какие-то затруднения в учебе, даже нет шанса перейти в разряд «неуспевающих». За этим следят специальные учителя, которые много времени занимаются с такими детьми во внеурочное время. Поэтому у школьников постоянно повышается мотивация и не ослабевает познавательный интерес. В качестве положительного примера нельзя не отметить педагогический подход Японии – Lesson Study, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках и направленный на совершенствование знаний.
Перемены в образовании невозможно решить без поддержки школы, где «стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель» (Strong, Ward&Grand, 2011). Имея большой опыт работы, я постоянно задавалась вопросом, на каком этапе у наших детей падает внутренняя мотивация к обучению, как заинтересовать детей, как дать всем качественное образование. После общения с коллегами из других школ выяснилось, что эта проблема не одной нашей школы. Теперь я понимаю: просто надо пересмотреть свои методы и подходы в обучении и заинтересовать своих коллег. Я постараюсь донести до учителей, что «принципиальным отличием современных процессов преподавания в обучении является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний» («Руководство для учителя / Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении», стр. 101) .
В нашей школе большинство учителей опытных и творчески работающих, но преобладают традиционные подходы в обучении, когда идет трансляция готовых знаний, при этом имеет место только «механическое запоминание», не способствующее их глубокому пониманию и усвоению, ни применению на практике. Поэтому одна из задач на период моей исследовательской практики будет «сосредоточенность учительской деятельности на ученике», при которой учитель так мог организовать свои занятия, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать и применить на практике свои знания, и, как следствие, повышение внутренней мотивации.
На сегодняшний день я могу сказать, что наши учителя с интересом отнеслись к идее перемен в обучении и преподавании. Все мы понимаем, что должны знать «как происходит обучение, об уровне мотивации отдельных учащихся, учителя должны совершенствовать свои профессиональные способности» (Руководство для учителя / Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении», стр. 102)

Используемая литература

1. Послание Президента страны народу Казахстана 2013
2. Послание Президента «Казахстан-2030»
3. А. Василенко, И.Н. Рыбакова «Информационная культура в контексе глобальных изменений»
4. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года №832)
5. Программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. – Астана, 2008.
6. Т.Н. Сайтимова « Система общего образования в Казахстане: современное состояние и тенденции развитии». Автореферат дисс. канд. пед.наук. – Волгоград, 2011 г
7. Руководство для учителя / Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении», стр. 101 – 102
8. А. А. Бизяева «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия»
9. Материалы сайта: http/invest.nauka.kz/law/obrazovanie.php
10. Материалам сайта http//moum93.narod.ru/index481.html
11. М. Барбер, М. Муршед «Как добится стабильно высокого качества обучения в школах», 2008 г
12. Strong, Ward&Grand, 2011
Категория: Классному руководителю | Добавил: Люсси
Просмотров: 1493 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 4:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru